Конспект занятия "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ондар Азиймаа Кара-ооловна

нод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan_sadik_2018.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко»

Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

подготовительная к школе группа

Тема: «Извержение вулкана»

                           

                                                                Воспитатель: Ондар Азиймаа Кара-ооловна

                                                               

2018г.

г.Шагонар

Образовательная область: познавательное развитие.

Направление: ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Извержение вулкана»

Цель: развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Развивающие: развивать у детей активность, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Форма проведения: эксперимент, опыты, наблюдение, рассматривание

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктовая.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Средства реализации: кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой,  смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус ), посылочный ящик, макеты вулканов, разрезные картинки, материалы для рисования, не раскрашенные рисунки. Средства ТСО: экран, проектор, ноутбук.

Словарная работа: вулкан, извержение, пемза, лава.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.

       

                Освоение содержания образовательных областей

1.Мотивационно-побудительный.

Разминка.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Восп: Я вам приготовила на занятия интересные картинки, пройдёмте к столу (перед детьми расположены два стола, на которых лежат картинки с изображением грозы, дождя, облака, солнечного затмения и восхода солнца).

Игра «Сложи картинки».

Восп: Что случилось? Картинки разрезаны на маленькие части, кто это мог сделать. Кто – то очень не хочет, чтобы их увидели. Давайте их сложим и рассмотрим, что на них нарисовано.

(дети работают в парах).

Восп: - Что изображено на ваших картинках?

         - Как можно назвать их по-другому, одним словом?   (явления природы)

Восп: Ребята, сегодня почтальон принес посылку. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке лежат письмо, пемза и рисунки). Вы знаете, что это такое?

Дети: письмо, пемза, рисунки.

Восп: Да, правильно. Это письмо нам отправили школьники. Послушайте, что пишут школьники:

«Дорогие дети из детского сада «Солнышко», чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.

Он огромный , он могучий,

Он бывает выше тучи.

Громко  может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка … (вулкан)

Дети: вулкан.

2. Организационно-поисковый.

Восп: Сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана». Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

(показ презентации о вулканах).

Восп: В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1,2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. А вы знаете, что такое вулкан? Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети: вулкан – это огнедышащая гора. Вулкан конусообразной формы.        .

 Восп: Ребята, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. (Слайд №3)

Восп: Как вы думаете, какой вулкан называют действующим?

(ответы детей)

Восп: Да, действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №4).  Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №5). Затем происходит взрыв (слайд№6). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№7). Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №8). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№9).

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

(ответы детей)

Восп: Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №10). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. А какие вулканы называют потухшими?  

(ответы детей).

Восп: Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №11).

Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана.

(дети подходят к столикам для опытов).

Восп: (Опыт№1). Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев.

(делают опыт)

Восп: То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.

Такой же эффект происходит, если открыть газированный теплый напиток (лимонад, квас). Раздается хлопок, из бутылки вырывается мощная струя напитка. А если бутылка неплотно закрыта, то эта струя может сама вышибить пробку из бутылки. Вот вам домашний вулкан!

(Опыт №2). Ребята, а вы помните про посылку. Что там было?

Дети: Пемза!

Восп: Да, в посылке еще была пемза. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза, которая была у нас в посылке.

Давайте исследуем камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличается?

Дети: Пемза легкая, в ней много дырочек, а камень – тяжелее, чем пемза, он гладкий.

Восп: В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду

(делают опыт).

Какое открытие мы сделали?

Дети: пемза не тонет, плавает, а камень – тонет.

Восп: Правильно, пемза - не тонет, а камень – тонет. Ребята, а как вы думаете, почему пемза плавает, не тонет?

Дети: Пемза плавает, потому, что в ней очень много дырочек, она легкая.

 Восп: Пемза – это камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. А теперь все тихо встали, физкультминутку сделаем.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем,

И ворон мы не считаем,

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1,2,3»

 (Опыт №3). Ребята, а сейчас я вам превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Дети: да, у нас получится!

Восп: 1,2,3 повернись,

          И в волшебника превратись.

Дети подходят к макету вулкана.

Восп: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые!) вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся!

Восп: Ребята, вы помните, что еще было в посылке?

Дети: не раскрашенные рисунки!

 Восп: Школьники нам отправили несколько не раскрашенных вулканов и предлагают раскрасить их.

(Ответы детей).

Теперь приступаем к работе.

(Дети рисуют)

Восп: Молодцы, ребята! Покажите мне, какие вулканы получились у вас. А ваши рисунки потом вывешиваем в группе.

3. Рефлексивно-коррегирующий.

-  Что нового узнали? Что такое вулкан? (огнедышащие горы)

- Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие)

- С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма)

- Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв)

- Что остаётся после извержения вулкана?   (застывшие камни, сгоревшие деревья)

- Что такое кратер? (огромная чаша с крутыми склонами).

- Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни)

- Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы)

- Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали.

- У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного, блестящего цвета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы Камчатки"

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта,  под чутким присмотром ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД "Вулканы"...

Конспект занятия "Вулканы"

Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулканаhttps://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkHiU  ...