Конспект ООД "Вулканы"
план-конспект занятия

Булычева Дарья Олеговна

Конспект ООД "Вулканы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_vulkany.docx773.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА РАБОЧЕГО ПОСЁЛКА  СВЕРДЛОВСКИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект ООД

опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Вулканы».

                                                                            Выполнил: Воспитатель

                                                                                                        Булычева Д. О.

Свердловский 2020.

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

 Задачи:

        1.Формировать представления детей о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире. Познакомить детей с такой профессией — вулканолог, значением его труда. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

        2. Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.

        3. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

        Оборудование:  географическая карта,  поднос, макет вулкана, сделанный из глины, сода, уксус или лимонная кислота,  стакан,  средство для мытья посуды, чайная ложка,  пипетки, ноутбук.

 Предварительная работа:

  1. Чтение детских энциклопедий
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
  3. Беседы о видах вулканов.

4.   Изготовление макета вулкана.

Ход занятия.

        Воспитатель: Ребята,  здравствуйте, я недавно побывала на Канарских островах, у них есть очень интересная особенность, на них очень много… Я Вам не скажу «чего»,  но могу загадать загадку: 

Я плююсь огнём и лавой, 
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? 
 (Вулкан)

         Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Вы хотите узнать, что же  такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?    Тогда послушайте интересную легенду.

        «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Как вы думайте, что такое вулкан?

Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни.

Воспитатель: Правильно, это огнедышащая гора. На что похожа гора?
Дети: На конус, на треугольник, на пирамиду.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и  внутреннее строение вулкана. (показ слайда).

        На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть - это жерло вулкана, жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава стечёт далеко от вулкана, она застывает.  Сейчас я Вам рассказала про злой  вулкан, но там где я путешествовала, были и добрые вулканы. У отдельных канарских вулканов были особенности: их лава продвигалась медленно, часто люди успевали убежать.  Чуть позже я Вам расскажу еще одну легенду  про добрый и злой вулканы.

Воспитатель: Ребята, подскажите, пожалуйста, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Дети: Вулканологи (показ слайда)

Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются.
Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И  жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия? 
Дети: Да, потому что они предупреждают людей об опасности.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какими профессиональными качествами должен обладать вулканолог?

Дети: Вулканолог  должен быть умным и смелым, потому что без смелости он не сможет изучать вулканы.   
Воспитатель: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их оповещение и эвакуация.  

Но ведь раньше вулканологов не было, и об опасности рассказать людям было некому. И поэтому, ребята, послушайте,  пожалуйста,  еще одну легенду.

        «Давным - давно существовал на свете очень красивый город Помпеи. И располагался он как раз возле одного вулкана под названием Везувий. Вулкан был спящим,  и люди, жившие в Помпеи, даже не знали, что живут возле очень опасной горы.  И в один прекрасный летний день, 24 августа в 79 г  нашей эры, Везувий начал извергаться. Извергался он почти сутки, извергался очень сильно, пепел, камни и лава — все стало двигаться на город.  Тридцать тысяч жителей Помпеи и  тысячи жителей других соседних городов были застигнуты врасплох внезапным извержением Везувия. Тысячи людей погибли в первые часы извержения вулкана. Еще тысячи погибли в последующие несколько дней. Так цветущий город Помпеи превратился в  город смерти».

И в наше время  на месте города  Помпеи  остались одни развалины (показ слайда). И  один художник, которого зовут Карл Брюллов,  посвятил этому страшному событию одну из своих картин, которая так и называется   «Последний день Помпеи» (показ слайда).

Воспитатель: Вулкан Везувий оказался беспощадным, а я слышала легенду о  вулкане Тейде, который был остановлен молитвами священника, и жители села успели спастись от горящей лавы. Случилось это благодаря его медлительности. Лава извергалась настолько медленно, что до села уже дошла остывшей.

Воспитатель: А приносят ли пользу вулканы? Если да, то какую?

Дети: Да! Там плодородная почва; пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: Молодцы! А вулкан Тейде является для местных жителей источников дохода, из его застывшей лавы они делают очень красивые украшения. Вот так вулкан становится не только разрушителем, но и помощником! Посмотрите, какие красивые изделия делают из застывшей лавы вулкана Тейде (демонстрация изделий из вулканической лавы).

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть небольшой видеоролик — извержение вулкана (просмотр  фильма о вулканах сопровождается пояснениями педагога: извержение вулкана начинается с появления дыма, затем происходит взрыв).

Воспитатель: сейчас мы наблюдали за действующим вулканом, а какие еще
бывают вулканы?

Ответы детей:

  • Вулканы бывают действующие - это  вулканы, которые извергают лаву.
  • Потухшие - не извергающие лаву.
  • Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.  Вулкан Тейде считается уснувшим.

Воспитатель: Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Вопросы детям:

- С чего начинается извержение вулкана?

- Что происходит дальше?

- Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья)

Воспитатель: Ну и конечно же, ребята, нам с вами необходимо узнать, где же на нашей планете располагаются столь загадочные образования природы. А в этом нам поможет географическая карта  (педагог вместе с детьми подходит к карте и показывает детям  расположение вулканов).

Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Интересно? Хотите самостоятельно проделать опыт - извержение вулкана? Но для начала немного разомнемся, ведь работа предстоит нелегкая.

Физкультминутка  «Вулкан»

Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть"

Из жерла лаву извергать

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -

Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

А сейчас давайте пойдем делать эксперимент. В лаборатории у нас всё готово для проведения опыта. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов:

  1. Внимательно  слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
  2. Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

Делаем  опыт. На столе, на подносе стоит макет вулкана из глины, обложенный  камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале воспитатель  объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

1 -  всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

2 -  налить полстакана воды.

3 - добавить в воду  кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

4 -  в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

5 — воспитатель  добавляет в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем  ребята осторожно вливают полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

6 — наблюдаем извержение

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас всё получилось, замечательно! Вам понравилось?

- Скажите, что интересного вы сегодня узнали? Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Приложение 1.

C:\Users\79197\OneDrive\Рабочий стол\lICdHuDUfq4.jpg

C:\Users\79197\OneDrive\Рабочий стол\DI7uB46VXf8.jpg

Приложение 2.

C:\Users\79197\OneDrive\Рабочий стол\img15.jpg

C:\Users\79197\OneDrive\Рабочий стол\img_20190131_wa0054.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....