Программный проект "Ключики к миру"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Анна Ивановна

"Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни  заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал." /Сухомлинский В.А./

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchiki_k_miru.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

ПРОГРАММНЫЙ ПРОЕКТ

«Ключики к миру»

Автор- составитель воспитатель высшей категории

Михайлова А.И.

Актуальность

Экспериментирование- эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность, направленная на получения новых знаний, сведений.

 Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

 Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента-при формулировании цели, во время  обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

 Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

  Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Всё это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Поэтому данная программа  представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цели и задачи:

Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Расширять представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по эти признакам.
  3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
  4.  Привлечь родителей к экспериментально- поисковой деятельности детей.
  5. Развивать эмоционально- ценностное отношение к природе родного края.

В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников.

Принцип деятельности- включения ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип природосообразности- развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституции, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.

Принцип психологической комфортности- заключается в снятии стрессовых факторов.

Принцип интеграции- интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве ( обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребенка, детская и взрослая субкультура).

Принцип дифференцированного подхода- решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип творчества- максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Типология программы: программа носит комплексный характер- включает себя исследовательско- творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации программы: долгосрочный ,1 год.

Участники программы: дети  старшего возраста (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание экспериментальной- поисковой деятельности «Почемучка».
  • Организация образовательного экспериментально- поискового пространства в группе.
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы поисково- экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Совместная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия.

Структура проведения игры- экспериментирования:

  • Постановка , формулирование проблемы ( познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотезы ( научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее , однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние стимулы ( новизна, необычность объекта)
  • Тайна, сюрприз.
  • Мотив помощи
  • Познавательный мотив (почему так?)
  • Ситуация выбора

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

  1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нужна лаборатория в группе?

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить, какие опыты проводили, что узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- что такое микроскоп и лупа?

- какие вещества растворяет вода?

- почему дует ветер?

- почему не тонут айсберги?

- как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- приобрести оборудование  в лабораторию для опытов

- проделать эксперименты и опыты

- задать свои вопросы родителям, воспитателям. Вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедии.

- рассказать друг другу, о том, что узнали.

Ожидаемый результат

  Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире.

  У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

  Родители заинтересованы в экспериментально- поисковой деятельности своих детей.

  Развито эмоционально- ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Для успешного воспитательно- образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно- развивающая среда и создан центр экспериментально- поисковой деятельности «Почемучка».

Основное оборудование и материалы:

Приборы- помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные весы, магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, уголь, крупный и мелкий песок. Птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кора деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки- вкладыши от набора шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги.

Красители, акварель.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы, марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, стеки, линейки, сито, спички, нитки. Пуговицы разной величины и качества, булавки.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для сыпучих предметов. Клееночки.

Материал, находящийся в центре экспериментально- поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не  требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется с помощью родителей.

Перспективный план работы на один учебный год

Месяц,

неделя

Темы

Программное содержание

Материал и оборудование

Сентябрь

2неделя

Экскурсия в Лабораторию

Уточнить представления детей о том, кто такие учёные. Познакомить с понятием "наука"( познание), гипотеза ( предположение). Рассказать детям о способе познания мира- эксперименте, о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории (инструктаж)

Игрушка – Дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Сентябрь

3 неделя

Игры со словом «лаборатория»

Лексическо-грамматическое развитие речи детей.

Билеты с вопросами, набор предметных картинок, серия картинок «Чего не хватает у животного?», индивидуальные картинки с изображением нескольких предметов.

Сентябрь

4 неделя

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Уточнить представления детей об органах чувств, их назначении ( уши- слышать, нос- нюхать, руки- определять форму, качество, язык- вкус)

Ширма, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер, с отверстиями с запахи, яблоко, лимон)

Октябрь

1 неделя

Всё видим, всё узнаем.

Познакомить с прибором- лупой и её назначением.

Лупа разных размеров, пуговицы, бусинки, семена , камешки, рабочие листы, цветные карандаши.

Октябрь

2 неделя

Путешествие с капелькой

Уточнить знания детей о свойствах воды; словарь- жидкая, бесцветная, безвкусная, прозрачная; значимость воды в живой природе.

Панно «Кому нужна вода», Инвентарь для опыта: пустые стаканы, соль, зелёнка, палочки. Маска-тучка.

Октябрь

3 неделя

Дом для капельки

Конкретизировать и систематизировать знание детей о воде, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Стаканчики с водой, кубики льда, термос. Картинка «капелька».

Мультфильм «Капитошка».

Октябрь

4 неделя

Опыты с водой: Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость  и нерастворимость в воде различных веществ

Мука, сахар, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, палочки.

Ноябрь

1 неделя

Снежные пушинки.

Снегопад- это хорошо или плохо?

Формировать представления о снеге- как о кристаллах воды разной формы.

Презентация «История снежинки», аудиозапись  вьюги, скрип снега, капель.

Ноябрь

2  неделя

Какого цвета снег?

Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле бесцветный.

Два стакана с чистой водой, чаша, две мерные ложки , белая гуашь.

Ноябрь

3 неделя

Зачем Деду Морозу шуба?

Помочь детям понять , что снег под «шубой» тает медленнее, чем в открытом доступе.

Снежные фигурки на тарелочках, мех.

Ноябрь

4 неделя

Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластиковая бутылка, листы бумаги.

Декабрь

1 неделя

Воздух работает

Развивать представление детей о том, что воздух может двигать предметы- паруса, воздушные шары, флюгер.

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, воздушные шарики. Презентация по данной теме.

Декабрь

2 неделя

Путешествие в страну зеркал

История появления зеркала, расширить представление о многообразии зеркал, закрепить правило пользоваться зеркалом.

Иллюстрации разных форм зеркал, зеркало на каждого ребёнка.

Декабрь

3 неделя

Способность воды отражать окружающие предметы. Аппликация силуэтная.

Показать, что вода отражает предметы. Учить точно передавать формы отражения. Познакомить с произведение «Снежная королева».

Таз с водой. Плоские льдинки. Листы белой бумаги, фактурная бумага, ножницы, клей.

Декабрь

4 неделя

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственным. История возникновения лампочки.

Иллюстрации событий в разной время суток, картинки- источники света, фонарик, свеча, лампа. Предметы- не излучаемые свет.

Январь

2 неделя

Свет и тень

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Теневой театр, настольная лампа.

Январь

3 неделя

Солнечная лаборатория

Показать предметы какого цвета быстрее нагреваются на свету ( темные- светлые)

Цветной картон

Январь

4 неделя

Разноцветные игры

Обогатить холодную зимнюю палитру

Иллюстрации русских художников, аудиозаписи зимы и весны, гуашь, листы, набор для рисования.

Февраль

1 неделя

Таинственные картинки

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные очки, рабочие листы, цветные карандаши.

Февраль

2 неделя

Удивительные камни.

Экскурсия с музей камней.

Познакомить детей с разнообразием камней и их свойствами. История возникновения гор.

Презентация о горных породах, шкатулка с сокровищами, набор камней. Презентация о драгоценных камнях.

Февраль

3 неделя

Юные исследователи

Познакомить детей со свойствами песка и глины.

Песок, глина, вода, лупа, листы плотной бумаги, трубочки. Мельница.

Февраль

4 неделя

Можно ли менять форму камня и глины.

Выявить свойства глины и камня.

Дощечки для лепки, глина белая и красная, камень речной, озерный.

Март

1 неделя

Дружба воды ,глины и песка.

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть и рыхлость.

Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной. мерные стаканчики, вода, лупа.

Март

2 неделя

Путешествие в страну звуков

Познакомить детей с понятием «звук», со строением органа слуха- ухо.

Плакат строения уха, муз инструменты, стеклянный стакан, вата, бросовый материал.

Март

3 неделя

Звенящая вода

Показать детям, что количество воды влияет на издаваемый звук.

Бокалы, миска с водой, аудиозапись – крик акулы, кашалота, дельфина.

Март

4 неделя

Угадай-ка

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов. Ёмкость с водой, песок, шарики из разного материала.

Апрель

1 неделя

Как растёт всё живое?

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.

Иллюстрации по теме, фото детей фасоль, влажная ткань.

Апрель

2 неделя

Вырастим семена

Закрепить знания детей о растениях и воздухе. Понимать цикл развития растений.

Семена, стаканы с землей, палочка, лейка, лампа, купол.

Апрель

3 неделя

Дом под крышей голубой

Называть объекты живой и неживой природы

Магнитная доска, набор карточек, 2 флажка.

Апрель

4 неделя

Знакомство с магнитом

Познакомить детей со свойствами магнита- притяжение. История происхождения магнита.

Набор из разных материалов, игра «рыбалка», перфокарты с заданием.

Май

1 неделя

Необыкновенный мир магнитов

 Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Стаканы с водой, бумажные машинки, разные магниты, соленая вода, 2 сырых яйца. Глобус.

Май

2 неделя

Испытание магнита

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Развивать мыслительные операции.

Наборы с магнитическими и немагнитеческими свойствами.

Май

3 неделя

КВН «Отчего и почему?»

Формирование экологической культуры и развития познавательного интереса у детей.

Эмблемы для команд, три магнитные доски, природный материал, продукты, оборудование для опытов.

 Май

4 неделя

Праздник мыльных пузырей

Создание у детей праздничного настроения, развития воображения, воспитание командного духа, творчества в движении.

Физкультурное оборудование, воздушные шары, бутылочки с жидкостью, соломинки по количеству детей.

 

Литература:

  1. «Занятие по экологии в детском саду». Н.В. Коломина/ Творческий центр. Москва. 2008г.
  2. «Времена года». Комплексные занятия. Л.Б.Фесюкова, О.О. Григорьева /Творческий центр. Харьков.2008г.
  3. «Ребёнок и окружающий мир». Занятие на прогулке. А.А.Машкова/Корифей. Волгоград. 2008г.
  4. «Экологическое окно в детском саду». Методические рекомендации. В.М. Корнилова/Творческий центр.Москва.2009г.
  5. «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для детей. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова. /Творческий центр. Москва. 2001г.
  6. «Что было до….» . О.В.Дыбина/ Творческий центр. Москва. 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное обеспечение нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Опыт работы дошкольного учреждения по реализации воспитательно-образовательной концепции нравственно-патриотического воспитания дошкольников от 3 до 7 лет....

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Программные стихи.

Стихи детям для заучивания наизусть....

Программно-методический комплекс «В мире музыки»

Развитие музыкального восприятия на основе синтеза искусств и этнокультуры. ...

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...