Интегрированное занятие "Что нам осень принесла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: повторить и закрепить знания детей о времени года – осень, расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, развивать творческие способности ребенка посредством фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по развитию речи

в средней группе

" Что нам осень принесла?"

                                                                           Разработал и провел

воспитатель МДОУ № 4

                                                                           Молчанова Г.В.

г. Тейково, 2022 год

Цель: повторить и закрепить знания детей о времени года – осень, расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, развивать творческие способности ребенка посредством фольклора.

Программные задачи:

  • расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, учить различать их по вкусу, цвету, форме;
  • подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты», использовать эти слова в речи;
  • продолжать знакомить с фольклором, упражнять в отгадывании загадок;
  • продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, обогащать словарный запас, подбирать глаголы, сочетая их с существительными, учить объяснять значение слов.
  • формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему.

Предварительная работа:

  • беседы
  • рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Овощи» и «Фрукты»
  • составление рассказов по картинкам
  • дидактические игры
  • чтение художественной литературы
  •  отгадывание загадок

Материал  оборудование:

  • муляжи фрукты и овощи,
  • игрушка заяц
  • подносы
  • вазы
  • картинки
  • схемы

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения  «Праздник урожая»:

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка -

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай -

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

(Т. Бокова)

- Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Как мы можем назвать одним словом все, что собираем в садах, на огороде, на полях? (Урожай)

- Как еще можно назвать то, что вырастил, и то, что собрали в лесу, на болоте? (Дары осени)

- В какое время года мы собираем основной урожай? (Осенью) Осень нам дарит этот урожай. Вот почему наше сегодняшнее занятие называется «Дары осени».

- Что же еще дарит нам осень? (Последнее тепло, разноцветные листья)

Игра «Хорошо – плохо»

- Чем вам нравится осень? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

- А что не нравится осенью? (Часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)

Появляется заяц.

Заяц:  «Ребята, здравствуйте, меня зовут Зайка, сегодня мне позвонила бабушка и пригласила меня к себе в гости. Хотите отправиться к ней со мной? А отправимся мы в гости на автобусе, готовы.

Игра «Автобус». Чтобы занять место в автобусе нужно отгадать загадку. Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто

Летом выросла (капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла

Вылезай, толстушка – (свекла).

А теперь пойдем мы в сад

Там созрел уж (виноград)

Очень сочны и красивы

Выросли на ветках (сливы).

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную (морковку).

Помогает деду внук,

Собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок-

Крупный, гладкий (кабачок).

Для Володи и Катюши

Соберем в корзину (груши).

Не забудем для Алены

Очень кислые (лимоны).

Для начинки в пироги

Набираем (яблоки).

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали! (садятся в автобус)

Пока едут в автобусе, проговаривают чистоговорку:

- Ор-ор-ор — сорвали красный … помидор.

- Ец-ец-ец – съели вкусный … огурец.

- Жан-жан-жан – лежит на грядке… баклажан.

- Бус-бус-бус – мы разрезали …. арбуз.

Звучит музыка. Приехали к бабушке.

Бабушка:  «Здравствуй, Зайка, мой дорогой! Как я соскучилась, а это кто?».

Зайка:  «Бабушка  это ребята из детского сада, они тоже захотели побывать у тебя в гостях и помочь тебе, если нужно».

Бабушка:

- Здравствуйте, детишки!

Девчонки, да мальчишки,

Шалуны, да шалунишки

- Ой, да вы не с пустыми руками. Что это у вас?

Воспитатель:  «Что мы собрали? (овощи и фрукты). Поднимите руку у кого овощи, а у кого фрукты?  Где растут овощи? (на огороде).

Воспитатель:  «Где растут фрукты? (на деревьях) У бабушки есть огород рядом с домом и сад.

Взяв картинку нужно рассказать об овоще или фрукте: цвет, форма, где растёт. Поместить картинку или на грядку, или на дерево.

Бабушка:  «Помощникам я всегда рада.

Зайка:   «Бабушка, мне пить очень хочется».

Бабушка:  «Ребята, поможете мне приготовить сок для Зайки?»

Зайка:   «Я люблю все соки».

Бабушка:  «Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?».

Сок из моркови - морковный сок

Сок из свеклы - свекольный сок

Сок из яблока - яблочный сок

Сок из помидоров - томатный сок

Зайка: чтобы сварить суп и приготовить сок, давайте поможем бабушке Арине. Нужно из частей картинки сложить целое.

(дети складывают, получаются изображения овощей и фруктов)

Бабушка:  «Ой! Какие молодцы! Поднимите руку у кого получились овощи, поднимите руку у кого получились фрукты».

Каждый подойдёт и положит свой овощ в корзинку, а фрукты в вазу.

Работа с рисунком

- Что это? (геометрические фигуры)

- Назовите их.

Зайка заметил, что некоторые овощи похожи на геометрические фигуры. А вы согласны с этим? Докажите (дети прикладывают плоскостные изображения овощей к геометрическим фигурам). Воспитатель показывает овощ или фрукт, а дети геометрическую фигуру.

Сценка «Огород»

Осень:

Прогуляюсь в огород,

Посмотрю, что там растет.

Все ли овощи дозрели.

Все ли овощи поспели?

Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.

Осень:

- В огороде у меня урожай не плох.

Посадила я морковку, и капусту, и горох.

Помидоры поспевают, огурцы растут,

И картошка подрастает, зеленеет лук.

Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядках быстро поспевают!

Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям).

Морковь:

Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Я – морковка гладкая,

Рыженькая, сладкая.

Капуста:

А я, сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

Ах, какие вкусные

Щи мои капустные!

Горох:

Я зелененький мальчишка!

Я веселый хвастунишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу.

Помидор:

Очень важный я синьор,

Спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий.

Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет,

Не болеет целый год.

Огурец:

Свеженький я и хрустящий.

Я – огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым,

Стану в банке я соленым.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Лук:

Я – лучок от всех болезней.

Я, ребята, всех полезней.

Хоть я горький, не беда.

Нужно есть меня всегда.

Овощи:

Все мы с огородной грядки,

Нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты.

И нужны мы вам ребята.

Ведущая:  Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет!

Предлагаю поиграть - фрукты угадать.

Проводится игра «Узнай на вкус»

Ход игры: на столе стоит тарелка с фруктами. Ведущая берёт тарелку и подходит к первому ребёнку. Он закрывает глаза, и ведущая кладёт ему в рот кусочек фрукта. Ребёнок должен угадать, какой фрукт ему положили в рот.

Бабушка: Ай да ребятки! Порадовали, удивили и огромное спасибо заслужили! Приходите еще с Зайкой  в гости, буду вам очень рада! Не хотелось бы, чтобы вы домой без подарка возвращались, и я дарю вам корзинку с овощами, из которых ваши повара в детском саду приготовят вам много вкусных супов и салатов, а вам фрукты.

Зайка: Ребята, нужно возвращаться в детский сад, но мы еще придем в гости, до свидания, бабушка!

Садятся в автобус. Говорят чистоговорки:

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

ТИ – ТИ - ТИ - будет яблонька расти

АЙ–АЙ–АЙ – яблок вкусных урожай

Подведение итогов:

- А какие задания оказались для вас самыми интересными?

- Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной образовательной деятельности тема: "Что нам осень принесла", аппликация (коллективная работа)

этот конспект поможет воспитателям детского сада провести интегрированную образовательную деятельность по закреплению знаний у детей об овощах и фруктах. развитию речи детей ;умения вырезать круг из ч...

Интегрированное коррекционное познавательно-речевое занятие по теме « Что нам осень принесла»

Это итоговое занятие по лексической теме "Осень" в старшей  логопедической  группе  для детей с ОНР.Цель: - Обобщение знаний детей об осени и осенних явлениях Задачи:Коррекционно-о...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.

План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....

Интегрированное занятие в старшей группе "Что нам осень принесла"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированной ОД « Что нам осень принесла».Аппликация(ручной труд)

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы.Тема: « Что нам осень принесла»....

Интегрированное занятие по изодеятельности «Что нам осень принесла» (из опыта работы)

В средней группе «Гномик»  был реализован долгосрочный проект «Мы – друзья природы!». Один из тематических модулей проекта был посвящен осени. В  рамках данного...