Познавательно-исследовательский проект "Арктика и Антарктика"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бершакова Марина Александровна

Познавательно-исследовательский проект "Арктика и Антарктика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovateli.docx851.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25»

Познавательно-исследовательский проект

«Арктика и Антарктика» группа №6

Воспитатели: Бершакова М.А.

Жогова Е.С.

Г.Воронеж, 2022г.

Актуальность проекта.

В процесс экологического воспитания начинает входить такой вид деятельности, как экспериментирование, практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями. В результате поисковой исследовательской деятельности дети получают информацию о природе. У них закладывается в сознании реалистическое представление о предметах природы и её явлениях. Эксперименты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи. Это процесс не только глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления, но это ещё этап формирования определённых качеств личности, формирование духовного мира и расширение интересов.

В связи с этим данный  проект  актуален  тем,  что, исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности, практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении природы Арктики и Антарктиды, через постановку опытов (экспериментов). Содействующих развитию интеллектуальных способностей детей и положительного влияния на уровень экологической воспитанности.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Сроки проекта:  1  неделя

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Проблема: Недостаточные знания детей об Арктике и Антарктике; о климатических условиях холодных полюсов земли и жизни животных при таких суровых природных условиях.  Содействовать развитию познавательно- исследовательской деятельности.

Цель Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. На формирования у детей специальных знаний, умений и навыков по данной теме; способствующий,  развивать у дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Задачи:

  • Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и приобщения к экологическому образованию дошкольников;
  • Содействие развитию творческой исследовательской активности детей. Приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы;
  • Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • Воспитывать эмоциональное отношение к животным, любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;
  • Проводить работу с родителями, привлекая их к изучению данной темы совместно с ребенком.  

Объект исследования: Арктика и Антарктика.

Предметом исследования стали: особенности природных условий Арктики и Антарктики и приспособлении к низкой    температуре воздуха животных.

В работе над проектом использовала следующие исследовательские методы:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить у другого человека;
  • посмотреть в книгах, энциклопедиях;
  • посмотреть по телевизору, сети Интернет;
  • продуктивная деятельность:, лепка, рисование, аппликация;
  • провести эксперименты;
  • сравнение и анализ полученных данных;

Ожидаемый результат:

  •   На основе полученных знаний у детей  обогатится словарный запас, умение выражать собственное мнение, анализировать;
  • Будут иметь представление о климатических условиях, о  материках Арктики и Антарктики и приспособлении к низкой    температуре воздуха животных и людей;
  • О животных севера и их детенышей,  определять их по внешнему виду и называть;
  • Применять технические навыки работы в рисовании, лепке и аппликации;
  • Соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
  • Приобретению детьми опыта исследовательской   деятельности;
  •   Воспитанию экологической культуры дошкольников. Проявление любви к природе и желание оберегать ее, охранять;

1 Этап

Разработка проекта:

  • подобрать иллюстрации, картины, материлы по темам занятий и бесед ;
  • подбор литературы: красная книга России, стихотворения, рассказы, загадки;
  • создание в группе соответствующей предметно - развивающей среды;
  • подготовить материал для изобразительной деятельности;
  • подготовить материал для опытов;
  • привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.

2 этап

Формы реализации проекта:

  • рассматривание презентации;
  • решение проблемных вопросов: 1. Почему Арктика и Антарктика белого, а не жёлтого цвета на карте? 2. Почему на полюсах такой суровый климат? 3.  Почему в суровых условиях ледяной зоны могут жить растения? 4. Почему животные могут жить в Арктике и Антарктике? 5.  Сможет ли человек выжить в царстве холода и льда?;
  • проведение опытов;
  • проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадок) ;
  • рассматривание презентаций, картин;  рисование рисунков, аппликация;
  • загадывание загадок;
  • викторина «Северный и южный полюс: Арктика и Антарктика»;

Деятельность детей: 

  • изучение свойств снега,  льда, водоплавающих птиц (не намокает в воде). Экспериментирование;
  • речевые игры, настольные игры;
  • описательные рассказы о животных;
  • дидактические игры;
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
  • рассматривание атласа, иллюстраций, энциклопедий, книг;
  • сравнение и анализ полученных данных;

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры:

- «Сложи животное»;

- «Что я за зверь»;

-«Выложи из счетных палочек и геометрических фигур  по образцу».

  • Подвижные игры:

- «Охотник и звери»;

- «Полярная сова»»;

  • Сюжетно - ролевые игры:

-«Отправляемся в путешествие Арктику и Антарктиду»;

-«Научная станция».

Аппликация

-изготовление пингвинов из бумаги

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • подбор информации для детей по данной теме;
  • подбор литературы: красная книга России, энциклопедии,  рассказы.
  • проведение опытов с детьми дома;
  • рисование «Животные – холодных полюсов земли».

       

 Чтение художественной литературы:

Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», Просмотр мультфильма «Умка».

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Опытно – экспериментальная деятельность:

Опыт № 1 «Почему снег на северном полюсе не тает». Показать детям, что произойдет со снегом в течение одной минуты. Одну тарелку со снегом мы будем нагревать, а другую нет. Вывод: при более низких температурах, снег не тает. Когда есть источник тепла, снег тает, значит на северном полюсе очень холодно.

Опыт № 2 «Северное сияние». Взять поднос налить молока, затем в молоко добавить красители, смочить ватную палочку в жидком мыле и затем опустить в молоко с красителями несколько раз. В результате получится северное сияние.

Опыт № 3 «Вода в твёрдом состоянии». Взять контейнер, налить воду и вынести на улицу. Вывод: на холоде вода переходит в твердое состояние.

Опыт № 4 «Таяние льда». Определить с детьми, где быстрее тает лед. Лед положить в контейнер с водой и такой же лед положить  в контейнер без воды, понаблюдать и сделать вывод. Вывод лед быстрее тает в воде.

Опыт № 5 «Намокнет наша рука или нет?». Сухая рука, опущенная в воду, стала мокрой.

Опыт № 5  «Лёд легче воды»  Лед положить в контейнер с водой, понаблюдать и сделать вывод: Вывод: лед легче воды, он не тонет.

Опыт № 6 «Чистый ли лед-снег?». Лед и снег положить в контейнер,  определять при помощи лупы и фильтра обнаружить примеси, определить их происхождение, сформировать вывод. Развивать интерес к экспериментированию. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Вывод: лед и снег имеют примеси.

  • Беседы:

Тема: «Полюса Земли – Северный и Южный».
Цель: дать детям базовые знания о природе Арктики и Антарктиды; дать представления о климатических условиях Северного и Южного полюсов.

 (Рассматривание атласа,  фотографий и презентации об Арктике и Антарктиде);    

 

Тема: «Животные севера».

(Рассматривание альбомов,  фотографий, презентаций);

Цель: дать детям представление об особенностях географического положения Арктики и Антарктики», животном мире этих материков. Формировать представление о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. Обогащать речь ребенка.

(Рассматривание книг,  фотографий и презентаций);    

                                                                                                  

Тема: «Красная книга России. Белый медведь Арктики».
Цель:  формировать представление у дошкольников о Красной книге, как о документе; способствовать формированию убеждения о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать».                                                                                                               (Рассматривание книги,  презентаций);

Тема: «Пингвины в Антарктиде».
Цель беседы: ознакомление с птицами, обитающими на Южном полюсе».

(Рассматривание глобуса, книг,   презентаций);

Тема: «Плавающие животные Арктики».
Цель беседы: знакомство с животными Северного полюса, средой их обитания, их приспособленностям к этой среде».

  (Рассматривание энциклопедий,  презентаций).                                                                                                                              

3 этап

Заключительный этап:

  • Обсуждение изученного по теме Арктика и Антарктика.
  • Викторина «Северный и южный полюс: Арктика и Антарктика»;
  • Информация для родительского уголка: Рекомендации для родителей

            «Изучаем  Арктику и Антарктиду».

Результат проектной деятельности:

В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности. У детей заложилось в сознании реалистическое представление о животных Арктики и Антарктики,  о климатических условиях холодных полюсов земли и приспособлении к низкой    температуре воздуха животных и людей, о способах выживания в условиях вечной мерзлоты. Дети поняли, почему животных заносят в красную книгу, что нужно беречь природу и животных. А главный результат – это возможность самостоятельно исследовать,  проводить опыты, соблюдать технику  безопасности  и познавать окружающий мир природы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Планирование воспитательно-образовательной работы на группе № 5 Тема : «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип : Познавательно-исследовательский

Планирование воспитательно-образовательной работы  на группе № 5 Тема :   «Путешествие по Арктики и Антарктики» Тип :   Познавательно-исследовательский...

Познавательно-исследовательский проект «Жители Арктики и Антарктики»

Дети достаточно хорошо знакомы с животным миром нашего края, много знают о диких животных леса и домашних животных, но недостаточно знакомы с жизнью и повадками животных Арктики и Антарктики. Данный п...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....