Конспект НОД в средней группе "Зимушка зима".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Качаева Наталья Иосифовна
Развитие связной, диалогической и монологической речи у детей среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимушка зима»

Цель: 

Развитие связной,  диалогической и монологической речи.

Задачи:

Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.

Способствовать формированию умению правильно использовать в речи грамматические формы, умения согласовывать существительные с прилагательными, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Методы

Словесные: 

Художественное слово: загадки,  беседа о признаках зимы.

Наглядные:

Использование подарков  от зимы –  снежинки,  снеговик.

Практические:

Игровой момент – сундук - подарок  с письмом от Зимушки- зимы 

Игра «Приветствие»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы» 

Физкультминутка «Мороз»

Дидактическая игра «Зимние слова»

Ход НОД

Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга.

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 Ребята, когда я шла к вам в группу, увидела сундучок. А на нем письмо. Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

  «Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок  откроется  и вы найдете в нем мои подарки.

 

Загадка

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это зима? Что за белое одеяло укрыло землю? Из-за чего на реках лед?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша русская зима похожа на снежное царство.

Аудиозапись волшебное превращение.

Воспитатель: Ребята! Наш сундучок  открылся!

Воспитатель: Зима передала снежок, сейчас мы с вами поиграем, до кого снежок дотронется, тот и отвечает.

Воспитатель: Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)

Ответы детей.

Воспитатель: А еще зиму называют лютой, суровой. А снег зимой, какой?

( белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный)

Ответы детей.

Воспитатель: Снег что делает?( лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится)

А еще снег тает, когда теплая погода.

Молодцы, хорошо описали зиму!
Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте,  какой подарок будет первым?

 Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Воспитатель: Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая)

Ответы детей.

Воспитатель раздает детям снежинки.

Воспитатель: Умницы! Вижу, что вы любите зиму!

 Гимнастика для глаз.

Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (Присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Развитие дыхания и силы голоса.

Воспитатель: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце (воспитатель раздает снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем,  дети  дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

Воспитатель: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

-Покажите голосом, как ветер усиливается.

- Как вьюга затихает.

Воспитатель. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети « греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).

 Присаживайтесь на стульчики.

Аудиозапись волшебное превращение.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой же еще сюрприз для нас приготовила зимушка-зима!

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз – два уголька:

Палки – руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Воспитатель: Ребята, в сундучке кто- то шевелится! Да это же Снеговик! Какой он веселый!  «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Снеговик и сегодня я хочу познакомить вас со своим домом. А живу я в лесу, но в лесу не простом, а волшебном, где случаются чудеса, а какие, я вам сейчас расскажу.

 Воспитатель: ребята, мне так хочется увидеть волшебный лес, а вам? 

 Сначала вспомним, как нужно вести себя в  лесу.

Ответы детей: Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать ветки деревьев.

Д/игра «Собираемся в лес».

Воспитатель: А какую одежду нам нужно одеть? Почему?

- Мы можем в туфельках пойти гулять? А в майке, шортиках? Почему?

- На чем можно добраться до леса?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня такая замечательная  погода,  мы с вами отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по тропинке. (Звучит музыка метели).

По тропинке мы идём

Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки

Очень долго мы шагали

В лес красивый мы попали..

Сейчас присядем, отдохнём.

Ребята, посмотрите какой красивый зимний лес.

Ответы детей. 

Тогда смотрим  дальше.

Снеговик «Посмотрите, ребята, правда очень красивый лес! А как вы думаете какое время года сейчас в волшебном лесу? Почему вы так думаете?» 

Ответы детей:

Снеговик:«А вы знаете, мои друзья, кто живёт в лесу?» Поочерёдно появляются картинки диких животных, дети называют их названия. 

Картинка заяц летом. 

Снеговик: «Некоторые животные с приходом зимы меняют свои шубки. Как вы думаете для чего они это делают?».

Картинка заяц зимой. Белая шубка спасает его от врагов, она такого же цвета как снег. Белого зайца трудно заметить на белом снегу.

Воспитатель «Ребята, Снеговик не знает  где живёт заяц, давайте поможем ему? Ребята, а где живѐт заяц? Есть ли у него дом? Верно, заяц «не умеет строить дом, а живет он под кустом». Зароется в снег, как сейчас, и спит. Или просто сидит.

Картинка белка летом.

Снеговик «А как вы думаете, белка меняет свою шубку на зиму? А почему? Белка меняет цвет шубки, чтобы спасаться от врагов,  (быть незаметной), картинка белка зимой

Воспитатель: А вы знаете как называется  домик белки? 

Ответы детей. Дупло - домик поможет белке пережить холодную зиму, спасает ее от морозов».

Картинка берлога зимой.

Снеговик «А посмотрите, что это за нора? Может там кто-то есть?» 

Картинка медведь в берлоге.

Снеговик «Ну конечно, это же берлога медведя. В ней медведь проспит всю зиму, до самой весны. Воспитатель задаёт закрепляющие вопросы: Почему медведь спит в берлоге зимой? Как вы думаете (зимой холодно, вокруг снег, нет еды)

 Ответы детей.

Снеговик «Ах да, вы знаете, мои юные друзья, что деревья в лесу тоже спят, а почему они спят?». Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю.

Снеговик «Ребята, я так долго стоял на снегу, что даже примёрз. Хочу немного подвигаться. Поможете мне?» 

 Ответы детей 

Воспитатель: Давайте с вами сейчас поиграем:
Физкультминутка. 
Ой мороз, мороз, мороз. (хлопки в ладоши)

Щиплет щеки (показывают щеки)

Щиплет нос (показывают нос)

Щиплет уши

Щиплет губки

Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться, посмотри (потереть ладони)

Всё как следует потри: (потереть …)

Щёки, носик, ушки, губы,

Пар пошел даже от шубы (развести руки в стороны, губы вытянуть и выдохнуть     теплый воздух)

Снеговик «Какие вы молодцы, всё запомнили. Можете рассказать про мой лес своим друзьям, родителям, а если будет скучно,  зовите в гости, я ещё что-нибудь расскажу. А теперь мне пора, у вас тут тепло и я начинаю таять. До новых встреч! Пока, пока!» Снеговик прощается и уходит.

Воспитатель: Итак, ребята нам пора возвращаться в группу. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по тропинке.

По тропинке мы все шли,

Шли, шли, долго шли

Вот и  в садик наш пришли.

Итог занятия:  

Воспитатель: Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в зимнем лесу?  Что вам понравилось?

Ответы детей. 

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили много красивых слов о зиме, выполнили все задания Зимы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление знаний о зимующих птицах....

Конспект НОД для средней группы "Зима-Лето"

Конспект интегрированного НОД для средней группы...

конспект занятия в средней группе "Зимой в лесу". Окружающий мир.

Занятие на закрепление темы "Дикие животные". [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7326721","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»

Дать знания детям о зимующих птицах...

Конспект занятия для средней группы "Зимующие птицы".

Для работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект занятия В средней группе «Зимой в лесу»

Программное содержание:Активизировать словарь :существительные,  прилагательные;Названия детенышей диких животных во множественном и единственном числе. Учить согласовывать глагол с существительн...

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы».

Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Воспитывать заботли...