Незнайка просит о помощи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузина Светлана Александровна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_neznayka_prosit_pomoshchi.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации

«Незнайка просит о помощи»

Мишина С.А.,

воспитатель

подготовительной

к школе группы

Группа: подготовительная к школе

Образовательные области: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Систематизировать представления детей об основных объектах Солнечной системы.

Образовательные задачи: Уточнить представления детей о планетах Солнечной системы. Активизировать  представления детей о Луне как о спутнике Земли. Определить опытным путём особенности рельефа лунной поверхности, а также  условия окружающей среды естественного спутника Земли.

Развивающие задачи: Развивать коммуникативные способности дошкольников: умение связно отвечать на вопросы, строить доказательные высказывания, слушать говорящего, работать в команде. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать уверенность ребенка в своих познавательных возможностях,  желание прийти на помощь, чувство сопричастности к событиям окружающей действительности.

Речевые задачи: Активизировать в речи слова «планета», «орбита», «спутник», «кратер».

Материалы и оборудование: электронная презентация, макет солнечной системы, три круга одного цвета, но разной величины; глобус, небольшой мяч на резинке, манная крупа, камни, подносы, контейнеры с влажным песком, влажные салфетки, подушки по количеству детей

Предшествующая работа: Просмотр электронной презентации «Увлекательная астрономия», отгадывание загадок на космическую тематику, чтение сказки «О Луне – земной сестре», рассматривание и чтение энциклопедий.

Ход работы:

Мотивационно-ориентировочный этап

  1. Введение в образовательную ситуацию

-Ребята, совсем недавно  с нами на связь выходил Незнайка. Помните, что с ним случилось? Да, он случайно оказался в космосе  и чуть не улетел на Луну. Мы помогали ему вернуться на Землю. Сегодня Незнайка снова выходит с нами на связь. Интересно, что на этот раз с ним произошло! Хотите узнать?

Видеописьмо от Незнайки:

«Здравствуйте, ребята! Это опять я! Благодаря вам я благополучно вернулся на Землю, в Цветочный город. Коротышки встретили меня как настоящего героя-космонавта. И теперь они просят рассказать им о Луне и космосе. А я со страха забыл все, что вы мне рассказывали! Выручайте, ребята! Расскажите мне, о чем я должен поведать коротышкам!»

  1. Целеполагание

-Ребята, вы хотите помочь Незнайке?

-А вы сможете это сделать?

Поисковый этап

  1. Планирование предстоящих действий

-Как вы думаете, о чем надо рассказать Незнайке?

Дети вместе с воспитателем составляют план, на доске располагается его схематическое изображение:

1)Солнечная система

2)Луна –спутник Земли

3)Фазы Луны

4)Поверхность Луны

5)Что можно увидеть во время космического путешествия.

Практический этап

  1. Составление модели Солнечной системы

–Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, что здесь изображено? (орбиты планет Солнечной системы)

Чтобы рассказать Незнайке и коротышкам о Солнечной системе, предлагаю составить ее модель.

Дети под руководством педагога выкладывают Солнце и все планеты и рассказывают о них:

-Солнце – огромная звезда, она находится в центре системы, которая так и называется Солнечная.

- Меркурий - самая близкая к Солнцу планета и самая быстрая планета в Солнечной системе.

- Соседка Земли Венера - одна из красивейших светил неба, но на этой планете обнаружены опасные для человека ядовитые газы.

-Это Земля – единственная планета в Солнечной системе, где есть жизнь.

-Это Марс. В энциклопедии мы читали, что на Марсе как и на Земле есть 4 времени года. Зимой углекислый газ замерзает и превращается в сухой лед.

Это холодная планета, воздух на Марсе не пригоден для дыхания.

Воспитатель: Марс имеет 2 спутника. “Фобус” и “Деймос” в переводе с греческого “страх” и “ужас”.

Юпитер -самая крупная планета в Солнечной системе

 Она  видна как полосатый шар, а полосы разного цвета.

 Это облака Юпитера и состоят они и различных газов.

B атмосфере Юпитера бушуют постоянно мощные ураганы.

Это газовая планета и на ней нет жизни.

-Это планета Сатурн со своими кольцами.

Воспитатель: верно планета окружена множеством ярких колец, состоящих из облаков, льда и камней - больших и маленьких  метеоритов: многие из них не больше чем игральные кубики, а другие превышают размер девятиэтажного дома.

Уран - седьмая планета - состоит из каменного ядра и замерших газов.

Эта планета окружена голубыми облаками.

Поверхность ровная, сине-зеленого цвета.

Воспитатель: А как по другому называют эту планету?

 - “Лежачая” планета.

Воспитатель: Назовите мне самый далекий газовый гигант.

 - Нептун самый далекий газовый гигант от Солнца.

Мерцает голубым цветом.

На этой планете очень холодно. Минус 200 градусов.

 На планете бушует ураган, бывают сильные бури.

- Плутон - самая маленькая планета.  Эта планета покрыта льдом и там царит невероятный холод.

2. Определение места Луны в Солнечной системе

- Перед вами три круга разного размера – это модели Солнца, Земли и Луны. Определите, какой круг обозначает Солнце, какой – Землю, какой круг - Луну.

-Найдите место луны в Солнечной системе (луну располагают около Земли)

-Почему вы расположили Луну именно здесь? (Луна – спутник Земли)

-Как вы думаете, почему Луну называют спутником Земли? 

( Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться. Это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли.

Луна беспрерывно вращается вокруг планеты Земля.)

-Давайте посмотрим, как   происходит вращение Луны вокруг Земли.  

3.Опыт «Вращение луны вокруг земли»

Воспитатель демонстрирует вращение Луны вокруг Земли с помощью моделей – глобуса и небольшого мяча на резинке.

-Теперь вы сами покажете, как это происходит. Разделитесь на пары, один из вас выступит в качестве модели Луны, другой – Земли.  

Дети демонстрируют движение Луны вокруг Земли, при этом ребёнок, изображающий Землю, тоже движется вокруг своей оси.

4.Моделирование: фазы Луны

-Я думаю, что коротышки обязательно спросят  у Незнайки, почему Луна на небе бывает разной формы: то круглая, то в виде серпа, то  вообще ее нет на небе. Попробуем объяснить это Незнайке?

Дети под руководством воспитателя с помощью модели рассказывают о фазах Луны.

5.Опыт «Лунная поверхность»

-Ребята, посмотрите на наш план, что теперь мы должны рассказать Незнайке? (о поверхности Луны)

-Предлагаю об этом не только рассказать, но и показать с помощью опыта. Подойдите к столам (на столах 4 подноса: 1 поднос на двух детей)

-Чем покрыта поверхность Луны?

Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком - лунной пылью. В нашем опыте лунную пыль будет заменять манная крупа (песок).  На изображение Луны тонким слоем насыпьте манную крупу. Сделайте пальцем небольшие углубления. Так космонавты, высаживающиеся на поверхность луны, оставляли свои следы. А теперь слегка подуйте на них. Что произошло со следами? Они исчезли. Но на Луне следы есть до сих пор, хотя космонавты побывали там много лет тому назад, они не стёрлись. Как вы думаете, почему? Ответы детей.

-Верно, на Луне нет ветра, поэтому следы космонавтов останутся на ней навсегда. А что такое ветер? Это движение воздуха, значит, на Луне воздуха нет. На Луне нет ни воздуха, ни воды.

6.Опыт «Образование кратеров»

-Что ещё есть на поверхности Луны?

Высокие горы, которые гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы. Как они называются? Правильно – кратер.

Как вы думаете, почему образуются кратеры? Кратеры образуются в результате падения метеоритов. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуется кратер. Давайте посмотрим, как это происходит. Представим,  что крупа – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты.  

(У каждого ребенка емкость с манкой или песком. Дети бросают камень в емкость с манной крупой или влажным песком)

-Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры.

7.Игра «Что я увидел в космосе»

-Космос – удивительный мир, полный тайн и загадок. Я предлагаю немного пофантазировать и представить, что мы отправились в космическое путешествие.

Пройдите на ковер (это наша ракета). Космическому экипажу занять свои места (дети садятся на подушки).

- Закройте глаза и представьте, что наше космическое путешествие начинается (звучит космическая музыка). Наша ракета преодолела силу земного притяжения и оказалась в безграничном космическом пространстве. Представьте, что мы с вами глядим в иллюминаторы. Что же мы видим?

-Я вижу, как мимо ракеты пронесся огромный метеорит. Нам повезло, что он пролетел мимо и не задел наш корабль.  

(Дети, не открывая глаз, рассказывают, что «видят»)

-Наше космическое путешествие благополучно заканчивается. И мы возвращаемся на нашу прекрасную планету.

(Музыка затихает, дети открывают глаза)

Рефлексивно-оценочный этап

-Покидаем ракету, возвращаемся в детский сад (дети садятся на стулья, перед ними доска с планом)

-Ребята, посмотрите на план: все ли мы рассказали Незнайке, что запланировали?

-Как вы считаете, помогли мы Незнайке?

-Почему мы смогли это сделать?

На слайде появляется Незнайка и  благодарит детей:

-Спасибо, ребята! Я узнал столько интересного! Постарался все запомнить! Вот коротышки удивятся! До связи!

Педагог благодарит и хвалит детей:

-Молодцы, ребята! Благодаря тому, что мы много узнали о космосе из энциклопедий, научных фильмов, из литературных произведений, из интернета, мы смогли помочь Незнайке выйти из затруднительного положения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рыбка просит о помощи"

Уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения ка...

SOS! Природа просит о помощи

Цель занятия: Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе....

Экологическая сказка Лесные жители просят о помощи"

Лесные звери просят людей не засорять природу. От бутылок разбитых, они ранят лапки, зверушки задыхаются от мусора. Им помогает Лесная Фея и доктор Айболит....

Непосредственно образовательная деятельность "Жители теремка просят о помощи"

непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию...

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы- «Көлгенә ярдәм сорый» “Золушка просит о помощи”

Конспект образовательной деятельности для русскоязычных детей татарской группы старшего дошкольного возраста «Көлгенә ярдәм сорый» - “Золушка просит о помощи”. Од предусматривает использован...

Конспект по экологии "Рыбка просит о помощи"

Конспект ОД по экологии на тему "Рыбка просит о помощи" с использованием ИКТ  по Образовательной области "Познание" с детьми 6-7 лет...