Нод "Поможем Матушке природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вайгандт Ольга Петровна

Открытое занятие в старшей группе  "Поможем Матушке природе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Подсосновский детский сад «Солнышко» - Филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Поможем Матушке природе»

                                                                                            Воспитатель: Вайгандт О.П

Подсосново 2022

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Образовательные задачи:создавать условия для:

- развития познавательного интереса к миру природы;

- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

- развития умений проводить несложные опыты с водой.

- обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

- предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;

- активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь.

- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

- формирования навыков коллективного общения

- формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», просмотр видео фильмов, презентаций.

Материалы и оборудование:

 Аудио запись голоса птиц, звуки леса, шум воды. Телевизор, компьютер для просмотра презентации; камни с цифрами, мусорные корзинки, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка лёгкая тихая(музыка №1)

(дети входят в зал)

Воспитатель: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте с ними поздороваемся.

 Как выдумаете какое у них настроение?

 А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение.

 (дети улыбаются и приветствуют гостей)

 

Воспитатель: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

Стихотворение: Любите родную природу -

                             Озера, леса и поля.

                             Ведь это же наша с тобою

                             Навеки родная земля.

                             На ней мы с тобой родились,

                             Живем мы с тобою на ней.

                             Так будем же , люди все вместе

                             Мы к ней относится добрей!

О чем это стихотворение?

Д: О природе

О чем мы с вами будем сегодня говорить?

Д: О природе

 Сегодня мы с вами поговорим о природе.

Как вы думаете что такое природа?

 Дети:Природа-это всё то, что нас окружает и не создано руками человека. 

Природа-это где всё живет, размножается, растет, цветет. Это весь живой мир.

Природа-это то, что может существовать без помощи человека.

  Воспитатель: верно.

В: Мы с вами уже знаем, что природа бывает живая и не живая,

 Скажите, что относиться к живой природе?

Дети: Живая природа – это люди, животные, растения, бактерии, грибы.

К живой природе относиться все что дышит, питается, размножается и умирает.

В: А что относиться к неживой природе?

Дети: Неживая природа – это земля, вода, небо, воздух, осадки.

Неживая природа – это камни, песок, солнце, звезды, горы.

В. А как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой?

Дети: живая природа не может жить без неживой. Луна, солнце, почва, песок, вода, воздух мы пользуемся ими и не можем без них жить и существовать.

В: верно.

 Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения.

 Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо.

 Посмотрите на экран.

(слайд.1)

Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения в природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

 Матушка природа»

Вот такая беда приключилась.

Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

 Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения в природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

Дети:

1.На природе нельзя слушать громко музыку.

2. На природе нельзя бросать мусор.

3. Нельзя топтать и рвать цветы.

4. Нельзя мыть машины.

5. Нельзя ловить жуков и бабочек.

6. Нельзя разводить огонь.

7. Нельзя разорять муравейники.

8. Нельзя рвать паутины.

9. Нельзя лезть в птичьи гнёзда.

10.Нельзя трогать детёнышей животных.

11.Нельзя ломать ветки на деревьях.

12.Нельзя стрелять в животных.

Воспитатель: Молодцы, вы всё знаете.

Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе?

Давайте попросим ветерок помочь нам.

 Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 2)На экране появляется картинка леса.

Воспитатель: Посмотрите ребята,мы свами в лесу.

Воспитатель:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме.

(слайд 3)

Посмотрите какие они грустные!

Ребята как вы думаете почему?

Дети: Вода в реке грязная.

Воспитатель: А как она такой стала?

Посмотрите, что это?

Дети: Это завод и свалка.

Воспитатель: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную.

Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её.

Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась?

Дети:чтобы река не загрязнялась нужно перерабатывать отходы.

Воспитатель:Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Воспитатель: ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас.

Хотите провести эксперимент?

Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.

Захватим с собой воду из речки

Воспитатель: Скажите,Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов.

Дети:необходимоне шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами.

Эксперимент «Очистка воды» :

Опыт проводится за «круглым столом».

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к столу. Сейчас мы попробуем очистить вот эту воду.

Воспитатель: Ребята, все готовы.

А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной.

 Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск.

 Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск.

А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?

 Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).

В: А вода стала чище? 

дети: да.

В:Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Вывод : На заводах нужно ставить фильтра для очищения воды для сброса в реку.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели

(слайд 4)

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Поиграем в игру «В мире животных»

Физкультминутка

Музыка №2 (шум воды)

 «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

(садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

Дети: помощь нужна Муравьям.

(слайд 5) На экране появляется муравей.

В: Что можно сказать про муравьишек?

 Какие они?

Дети:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

Воспитатель:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей

В: Как называется дом у муравьёв?

Дети: Дом муравья называется – Муравейник

В:А из чего он сделан?

 И где находится?

Дети:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

Воспитатель:- Дети, какую пользу приносят муравьи?

Дети: Делают почву более рыхлой.

уничтожают насекомых вредителей.

Воспитатель:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

(слайд 6)

 – Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная гора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

В:Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой.

Справитесь?

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Воспитатель:Молодцы ребята справились и помогли муровьям.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

В:Но ещё муравьишкам нужен новый дом.

Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ фЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

Воспитатель: Отлично, вы замечательно справились! Посмотрите муравьи довольны.

(слайд 7)

Воспитатель:–А теперь пойдём дальше, что-то ещё случилось в этом лесу. 

(слайд 8)(Изображение леса в мусоре) 

Посмотрите внимательно.

Часть группы за ширмой, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:Он и правда печальный какой-то стоит.

Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут.

Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

В: как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?

Почему?

 А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей).

А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор).

Давайте-ка с вами его уберём. Только собирать мусор мы будем  сортируя его, пластик положим в контейнер для пластиковых отходов, бумагу- в контейнер для бумажных отходов (дети собирают мусор).

Заключительная часть

Воспитатель:Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад.

(Встаём в круг)

 Давайте закроем глаза и скажем:

 "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"

Открываем глаза мы с вами в саду.

Итог: Вам понравилось занятие?

У нас получилось помочь природе?

Что было трудно?

Как вы этого добились?

Кому вы помогли?

Что бы вы хотели исправить?

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте  пришло письмо

 ( слайд 9)

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь  к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие? Посмотрите на нашем столе разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас. И хочу вручить вам медали знатоки природы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подсосновский детский сад «Солнышко» – Филиал МБОУ « Подсосновская СОШ» Презентация : « Поможем Матушке природе» Воспитатель: Вайгандт О.П 2022

Слайд 2

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи! К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших! Матушка природа»

Слайд 3

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

Слайд 5

Веселые рыбки

Слайд 6

НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

Слайд 7

Разрушенный муравейник

Слайд 9

(Изображение леса в мусоре)

Слайд 10

« Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч! Матушка Природа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мире Матушки природы

Задачи:1.     Выявить уровень  сформированности  коммуникативных  умений и навыков:·        Умения слушать и слышать окружаю...

Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"

Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

НООД по экологическому воспитанию "Золотые правила Матушки-Природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Проблема по экологическому воспитанию дошкольников , которая стоит п...

Дары Матушки Природы или поделки из природного материала

В данной статье предложен материал о важном аспекте воспитания дошкольников- любви к окружающему миру с помощью поделок из природного материала....