Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Большое путешествие с Лунтиком»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

В данной методической разработке представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, по лексической теме «Транспорт».  В процессе всего занятия, дети знакомят персонажа мультфильма Лунтика с уголками нашей планеты, путешествия на разном транспорте. При этом, дети вместе с Лунтикам выполняют разные задания и упражнения, помогая ему справиться с разными ситуациями, в которые попадает персонаж, учат правилам безопасности на улицах города и на водных объектах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 44

664009, г. Иркутск, ул. Советская 63-а, тел. (факс) 29-04-67, 20-40-71

e-mail: svetlanadozorova@mail.ru

Методическая разработка по окружающему миру

по теме: «Большое путешествие с Лунтиком»

                                                           

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                        МБДОУ г. Иркутска

                                                                        детский сад № 44

                                                                        группы № 4 «Сыроежки».

                                                                        Мухаметдинова А. С.

Иркутск 2022

Аннотация:

В данной методической разработке представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, по лексической теме «Транспорт».  В процессе всего занятия, дети знакомят персонажа мультфильма Лунтика с уголками нашей планеты, путешествия на разном транспорте. При этом, дети вместе с Лунтикам выполняют разные задания и упражнения, помогая ему справиться с разными ситуациями, в которые попадает персонаж, учат правилам безопасности на улицах города и на водных объектах.

Цель: создание условий для усвоения норм и правил социального безопасного поведения на объектах транспорта с детьми старшего дошкольного возраста в ходе познавательно-исследовательской деятельности.  

Задачи:

  1. Повторить названия транспорта, какой он бывает, почему он так называется.
  2. Учить осознанному соблюдению правил безопасного движения на транспорте.
  3. Познакомить детей с некоторыми интересными местами нашей планеты. 
  4. Развивать мышление, память, внимание, речь и воображение детей; расширять кругозор.
  5. Воспитывать взаимопомощь,  способность помогать Лунтику  в разных ситуациях.

Возраст: 5-6 лет.

Длительность: 25 мин.

Материалы: игрушки – Лунтик, звери, транспорт, деревья; телефон; руль. Макет - озера Байкал, дороги, ракеты, пустыни с кинетическим песком; светофора. Игра-пазл «Поезд»; игрушечные билеты и сумка контролёра; мелодия леса; шарф; шапка.

Предварительная работа: учить с детьми названия разных видов транспорта - наземный, воздушный, водный и специальный рабочий транспорт. Формировать знания о правилах дорожного движения. Проигрывание проблемных ситуаций и рассматривание картинок по теме «Транспорт». Изготовление ракеты.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предполагаемые результаты: благодаря такому путешествию, дети получат представления об интересных уголках планеты, края и родного города; повторят название разного вида транспорта и правила безопасности на нем.

Технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы обучения

Средства обучения

Способы организации деятельности

 1.     Мотивация и стимулирование деятельности воспитанников, целевая установка, активация необходимых знаний.

2.     Формирование новых понятий и способов действий.

3.     Применение понятий и способов действий.

 Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Словесный метод.

Методы организации взаимодействия воспитанников и накопления социального опыт;

Образовательная деятельность - занятие;

Фронтальная;

Беседа, самостоятельная работа.

 Объяснение;

 Метод акцентирования внимания;

 Метод анализа; 

Метод дифференцирования. 

Демонстрационные; объемные пособия.

 Коллективный

Были решены проблемные ситуации, дидактические игры.

Решались задачи познавательного характера;

Закреплялись знания о транспорте и безопасности поведения на нем.

План организации педагогического мероприятия:

1. Мотивационно-целевой этап:

- Коммуникативная игра «Добрые слова» (3- 5 мин.):

  • Сюрпризный момент;
  • Создание мотива для деятельности детей;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Определение цели;

2. Процессуальный этап (15 – 17 мин.):

  • Игра: «Четвертый лишний»;
  • Игра: «Автобус»;
  • Рассматривание иллюстрации «Правила безопасности на дороге»;
  • Игра пазл: «Поезда»;
  • Двигательная деятельность: «Поездка на поезде»;
  • Физкультминутка: «Плывёт кораблик»;
  • Отгадывание загадки;
  • Двигательная деятельность: «Летящий самолёт»;
  • Игра с разрезанной картинкой: «Сломанный вертолёт»;

3. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин):

  • Подведение итогов;
  • Оценка деятельности детей;
  • Рефлексия.

Ход занятия:


Мотивационно - целевой этап:

Воспитатель включает спокойную музыку, что является традиционным условным сигналом начала занятия.

Воспитатель: Давайте настроимся на занятие, и чтобы у всех, было хорошее настроение, скажем друг дугу добрые слова.

Теперь, когда у всех появилась улыбка, мы можем продолжать занятие. Но послушайте, кажется к нам кто-то стучится. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости…. Кто это?

 Предполагаемые ответы детей: К нам пришёл Лунтик.

 Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.

Лунтик: Я рад вас видеть. Я постоянно смотрел с луны на вашу планету и так мечтал погулять по ней и всё рассмотреть и поэтому прилетел к вам в гости.

 Воспитатель: ребята, может быть, предложите Лунтику показать нашу планету?

Воспитатель: Лунтик, ребята, а ведь наша планета такая большая и пешком её нельзя обойти (воспитатель просит детей принести из уголка театрализации глобус). Как вы думаете, как нам успеть, всё показать Лунтику?

 Ответы детей: Можно использовать разный транспорт.

 Воспитатель. Правильно дети, с помощью транспорта, мы сможем многое показать Лунтику.

Воспитатель: Давайте первым делом покажем Лунтику наш родной край. Где мы живем? Как называется наша область?  (Иркутскую область) В каком городе мы живем? В Иркутске есть место, где  мы можем увидеть многих зверей нашей планеты. Как же оно называется?

 Ответы детей: Зоопарк.

 Воспитатель: Совершенно верно. Нас с вами много.  На чём же мы поедим?  Посмотрите на карточки и выберите подходящий транспорт?

Процессуальный этап

Игра: «Четвертый лишний».

 Воспитатель: правильно, мы все не поместимся в обычной машине, рабочий транспорт нам тоже не подойдёт. Самолёт нужен для дальних мест, а зоопарк находится в нашем городе, поэтому лучше всего ехать на автобусе.

 Воспитатель: Давайте поиграем в автобус.

 (Воспитатель просит одного ребёнка быть контролёром и раздать всем билеты, а другой ребёнок садится вперёд, берёт руль и изображает водителя). Пристегните ремни. В это время воспитатель просит ещё одного ребёнка, привезти Лунтика на игрушечном автобусе в сделанный с детьми Зоопарк.

 Воспитатель: Мы приехали.

(Дети подходят к макету по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).

Лунтик очень хотел в зоопарк и  побежал по дороге, на красный цвет светофора. Приехали полицейские и сделали ему замечание.

 Воспитатель: давайте объясним Лунтику правила дорожного движения и покажем ему нашу коллекцию картинок по безопасности, чтобы он больше не попал в беду. Скажите, как нужно ходить по дороге?

 Ответы детей: нужно идти спокойно по зебре (пешеходному переходу), когда горит только зелёный цвет светофора.

 Воспитатель: Вы всё верно сказали ребята. Теперь Лунтик будет осторожнее на дороге.

 Воспитатель: А теперь посмотрите, какие звери есть у нас в зоопарке. (Дети подходят к зоне уголка природы, где сделан Зоопарк). Давайте расскажем Лунтику, как называются эти животные.

 Ответы детей: Перечисляют названия животных.

Воспитатель: Здесь так много разных зверей и Лунтику они очень понравились,

Наш Лунтик, когда ещё был в космосе, видел очень большое озеро и очень хотел его увидеть, кто помнит, как он она называется?

 Ответы детей: Озеро Байкал.

 Воспитатель: Какие вы молодцы, всё помните. Чтобы быстро попасть на озеро, лучше всего поехать на… . Детям предлагается игра - пазл: «Поезд».

Воспитатель: У всех есть поезда разных цветов. Ребята за первым столом будут собирать - жёлтый поезд, а за вторым столом - зелёный и вам, также необходимо сложить поезда по цифрам от одного до пяти.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием и теперь у нас есть поезда для поездки, а теперь давайте встанем за мной и поедим на Байкал на нашем поезде.

Изображаем звуки и движения поезда и доезжаем до Байкала рядом с зоной патриотического уголка (Попутно, один ребёнок, которого назначили заранее, двигает игрушечную модель поезда с Лунтиком, до остановки на Байкале).

 Лунтик: Как красиво на озере Байкал!!! Расскажите, что и кого вы  видите?

 Ответы детей: нерпы, озеро, горы, снег и т.д.

 Воспитатель: Ой, ребята, Лунтик увидел нерпу на другом берегу и побежал по льду. Лёд разошёлся в разные стороны, как нам добраться до другого берега, чтобы спасти Лунтика? 

 Ответы детей: На корабле, лодке…

 Воспитатель: Верно ребята, на корабле. Давайте вместе будем говорить слова и показывать движения, чтобы спасти нашего друга.

Физкультминутка: «Плывёт кораблик».

  • По реке плывёт кораблик (Прислоняем ладошки друг к другу и изображаем движения плывущего корабля по волнам).
  • Он плывёт из далека (Прислоняем ладошку ко лбу - смотрим в даль).
  • На кораблике три храбрых и сильных моряка (Показываем на руке четыре пальца и изображаем мускулы, поднимая руки).
  • Они по озеру плывут и всем помочь желают. (Прислоняем ладошки друг к другу и изображаем движения плывущего корабля по волнам)

 (Один ребёнок берёт кораблик и переправляясь по озеру, забирает Лунтика с другого берега).

Воспитатель: ура, моряки спасли Лунтика.

 (Лунтик начинает кашлять).

 Воспитатель: ребята, наш Лунтик заболел после того, как побывал на холодном озере. Какую машину нам нужно вызвать?

 Ответы детей: скорую помощь.

 Воспитатель: верно, скорую помощь. Какой номер наберём? Давайте посмотрим на подсказку, в наших картинках безопасности.

 Ответы детей: 03.

Дети набирают на телефоне номер, и мы вместе говорим в трубку: ало, скорее приезжайте к нам на Байкал, нашему Лунтику плохо.

 Воспитатель:  дети, нужно срочно отправляться в больницу.

(Один ребёнок назначенный заранее везёт машину скорой помощи и везёт Лунтика в больницу).

 Воспитатель: ребята можно не переживать,  Лунтику дали лекарство и сказали одеваться теплее. Одеваем Лунтику шапку и шарф. Теперь ему стало лучше, и он может продолжать наше путешествие.

Воспитатель: видимо ему у нас слишком холодно, а давайте отправимся в самоё тёплое место на нашей планете. Кто знает, где оно?

Ответы детей:  В пустыне.

Воспитатель: Молодцы. Но она ещё дальше, как же нам добраться до неё. Отгадайте загадку и узнаете, какой транспорт нам нужен.

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? -…

Ответы детей: самолёт.

Воспитатель: Правильно, на самолёте мы и полетим. Давайте отправимся в аэропорт. Дети, приготовьтесь, заведите мотор, раскроем крылья и полетели в Африку (Один ребёнок назначенный заранее берёт модель самолёта с Лунтиком).

Воспитатель: Вот мы и в пустыне, как тут тепло и так много песка. Можно даже его потрогать.

Воспитатель: В пустыне хорошо, но там почти совсем нет растений, куда, же нам отправится теперь. Давайте отправимся в место, где растут деревья, цветы и грибы. Как вы думаете, где оно?

Ответы детей: В лесу.

Воспитатель: Мы можем показать Лунтику наш красивый  лес и послушать пение птиц. Только на чём нам туда отправимся!? Давайте сложим эту картинку и узнаем.

Игра с разрезанной картинкой: «Сломанный вертолёт».

Воспитатель: Что у нас получилось?

Ответы детей: вертолёт.

 Воспитатель: Молодцы, вы сделали нам ещё один транспорт, повторите, как он называется?

Ответы детей: вертолёт.

Воспитатель: Теперь полетели в лес. Имитируем его звуки с детьми (тр, тр, тр)

Воспитатель: Теперь мы и в лесу. Тут так вкусно пахнет деревьями и цветами.

 Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, кто-то забыл потушить костёр и начался пожар. Какую теперь машину нам нужно вызвать.

 Ответы детей: пожарную машину.

 Воспитатель: верно, пожарную машину. Какой номер наберём, давайте ещё раз посмотрим на подсказку в нашей книжке.

 Ответы детей: 01.

Дети набирают на телефоне номер и мы вместе говорим: ало, пожарная часть, приезжайте скорее в лес, тут пожар. (Один ребёнок привозит пожарную машину из уголка безопасности и едет тушить пожар).

 Воспитатель: Вот мы и спасли наш лес и всех животных в нём. А теперь мы можем возвращаться к нам домой на наши места, как будто едим на велосипеде.

 Воспитатель: Ребята, получилось нам показать интересные места нашей планеты и нашего родного края?

 Лунтик: Спасибо, вам ребята за интересное путешествие. У вас очень большая планета и очень красивый край, в котором вы живёте. И как хорошо, что у вас есть разный транспорт для путешествий. Правда, на вашей планете нужно быть осторожнее, чтобы не попасть в беду. Но как здорово, что к вам на помощь всегда приходят люди разных профессий и быстро приезжают на специальных машинах. А как они называются, я опять забыл.

 Воспитатель: Давайте напомним Лунтику названия.

 Ответы детей: Полицейская и пожарная машина, скорая помощь.

 Воспитатель: Чтобы наш Лунтик лучше запомнил, какой у нас есть транспорт и правила безопасности на улице, на следующем занятии мы сделаем ему свою книжку безопасности и отправим в космос.

 Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся с Лунтиком ведь ему пора обратно луну. До свидания, Лунтик, прилетай к нам еще, и мы покажем тебе другие уголки нашей планеты.

 Воспитатель: Но на чём он полетит?

 Ответы детей: На ракете.

 Воспитатель: Может быть, подарим  ему ракету, которую мы недавно делали вместе. А теперь давайте посчитаем и поможем ему взлететь. 3, 2, 1, пуск!!!

3. Рефлексивно – оценочный этап:

  • Лунтик отправил нам звёздочки в благодарность. Давайте, оценим ими наше большое путешествие. Если вам очень понравилось, возьмите звёздочку с номером пять. Если вам просто понравилось путешествие, но не всё, выберите звёздочку с номером четыре. Если вам понравилось, но что-то было для вас сложным, возьмите звезду с номером три. Если чуть, чуть понравилось и было много сложного два. Если вам совсем не понравилось и все задания были сложными, возьмите звёздочку с номером один.
  • Расскажите, почему вы выбрали такую звёздочку?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • В чём, у вас были трудности?
  • Куда бы вы ещё хотели отправиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру в младшей группе "Путешествие в осенний лес"

1.Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях: дождь, ветер, листопад, небо; деревья; подготовка животных к зиме.2. Закрепить знания о геометрических фигурах  (круг, квадрат): цвет...

Методическая разработка по окружающему миру в средней группе "Путешествие по сказкам"

Цель: развивать творческое воображение, фантазию, придумывать необычный конец сказки, побуждать импровизировать в пляске, воспитывать эстетический вкус, учить создавать декоративную аппликацию....

Методическая разработка по окружающему миру на тему: "Методические рекомендации педагогам дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста"

Методические рекомендации педагогом дошкольного образования по организации наблюдения и ухода за растениями в уголке природы с детьми младшего возраста. Цель: развитие у детей активного познавате...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме"Космическое путешествие"

Цель данной организованной образовательной деятельности:развитие связной речи на основе закрепления детьми темы «Космос»....

Методическая разработка по окружающему миру для детей 5-6 лет «Путешествие в страну сказок» для детей 5-6 лет с ЗПР.

Данная методичесская разработка предназначена в помощь учителю-дефектологу, воспитателю, работающему с детьми с овз....

Конспект открытого занятия в старшей группе "Ознакомление с окружающим". Тема: "Большое путешествие в Африку"

Цель: создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие во время игры-путешествия по Африке....

Методическая разработка по окружающему миру вторая младшая группа «Путешествие в лес»

Методическая разработка по окружающему миру вторая младшая группа «Путешествие в лес»Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью. Задачи:1. Развивающи...