Методическая разработка по теме «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мухаметдинова Алиса Сергеевна

В данной методической разработке, представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, по лексической теме недели: «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы». В процессе всего занятия, дети освоят новые способы получения знаний о растительном мире Прибайкальского края. Актуализируют знания о том, как как выглядят и называются деревья и кустарники, их плоды; полезные и ядовитые грибы и ягоды. Получат возможность взаимодействия в малой группе, для достижения поставленной игровой задачи, проявления самостоятельности и инициативы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 44

664009, г. Иркутск, ул. Советская 63-а, тел. (факс) 29-04-67, 20-40-71

e-mail: svetlanadozorova@mail.ru

Методическая разработка по теме

«Растительный мир Прибайкалья.

Деревья, кустарники. Ягоды, грибы»

                                                                        Подготовила: воспитатель

                                                                        МБДОУ г. Иркутска

                                                                        детский сад №44

                                                                        группы №4 «Сыроежки».

                                                                        Мухаметдинова А. С.

Иркутск 2022 г.

Аннотация:

В данной методической разработке, представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, по лексической теме недели: «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы». В процессе всего занятия, дети освоят новые способы получения знаний о растительном мире Прибайкальского края. Актуализируют знания о том, как как выглядят и называются деревья и кустарники, их плоды; полезные и ядовитые грибы и ягоды. Получат возможность взаимодействия в малой группе, для достижения поставленной игровой задачи, проявления самостоятельности и инициативы.

Цель:создание условий для самостоятельного установления связей и отношений между объектами растительного и животного мира Прибайкальского края с детьми 6 - 7 лет в ходе познавательно-исследовательской деятельности;

Задачи:

  1. Учить детей добывать информацию различными способами в соответствии с условиями и целями деятельности в малой группе обследуяобъекты растительного и животного мира Прибайкальского края;
  2. Развивать умения дифференцировать грибы и ягоды, на полезные и ядовитые; соотносить деревья и кустарники с произрастающими на них плодами; узнать связи и отношения в вопросах, являются ли они полезными для человека и животных;Совершенствовать коммуникативные навыки детей;
  3. Воспитывать самоуважение, умение уважительно относится к мнению сверстников при решении совместной игровой задачи.  

Возраст: 6-7 лет.

Длительность: 20 мин.

Материалы: макеты: деревьев; кустов. Игрушки: грибов; ягод; шишек; зверей (белка, нерпа, соболь, заяц). 6-ть корзин. Мелодия звуков леса; запись стихотворения. Слайд с изображением Прибайкальской природы. Карточки с деревьями; ядовитыми и полезными, грибами и ягодами. Значки-наклейки с ягодами, грибами, шишками. Палочка. Мешочек. Зелëная и белая ткань.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Предполагаемые результаты: благодаря такому путешествию, дети запомнят названия растений Прибайкальского края; смогут отличать полезные и ядовитые грибы и ягоды, тем самым повторяя правила безопасности.  Определят, какие плоды произрастаю на деревьях. Также, ребята узнают, какие животные любят лакомиться дарами леса. Познакомятся с пользой и опасностью растений.

Продукт деятельности: собранный лесной урожай, классификационная таблица.

Технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы обучения

Средства обучения

Способы организации деятельности

 1.     Мотивация  и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2.     Формирование новых понятий и способов действий.

3.     Применение понятий и способов действий.

 Проблемный: проблемного изложения; эвристический; исследовательский.

Словесный метод.

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыт;

Образовательная деятельность - занятие;

Фронтальная, подгупповая;

Системно-деятельностный подход.

Беседа, самостоятельная работа;

Интерактивные формы работы.

 Объяснение;

 Метод акцентирования внимания;

 Метод анализа,

Метод дифференцирования. 

Демонстрационные; объемные пособия.

 Коллективный, в малой группе.

Были решены проблемные ситуации, поиск цели.

Решались задачи познавательного характера;

Закреплялись знания о безопасных и ядовитых, грибах и ягодах; съедобных и не съедобных шишек для людей и животных.

План организации педагогического мероприятия:

1. Вводная часть -

  • Сюрпризный момент;
  • Настрой на занятие «Волшебное настроение».5 мин
  • Создание мотива для деятельности детей.

2. Основная часть 10 мин

  • Задание для подгрупп: тайное сообщение; зашифрованная картинка; волшебный мешочек.
  • Создание проблемной ситуации;
  • Определение цели;
  • Физкультминутка: «В поисках лесных сокровищ»;
  • Двигательная деятельность, игра: «Соберём все лесные богатства».
  • Игра: «Что от куда и куда!?».
  • Игра: «Кому что?».

3. Заключительная часть. 5 мин

  • Подведение итогов;
  • Оценка деятельности детей;
  • Рефлексия.

Ход занятия:


Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Алиса Сергеевна. Я прибыла к вам со свой планеты творчества и захотела взять в путешествие самых весёлых ребят. Хотите со мной в путешествие? Представляете, когда я к вам спешила я помогла одной бабушке, а она оказалась…. (Демонстрируется журнал Сибирячок Номер про о. Байкал) писателем этого журнала и в благодарность, она мне дала эту палочку, сделанную из дерева кедра. Как думаете, она волшебная?

Ответы детей: ….

А давайте проверим и пусть она поможет нам узнать, куда отправимся мы с вами.  Только, что нужно сделать, чтобы она заработала?

Ответы детей: ….

Воспитатель: отличные идеи. Давайте вместе скажем волшебные слова и взмахнëм палочкой: «Волшебство свершить, ответв журнале появись».

Воспитатель: ребята, сработало!!!  (Воспитатель открывает журнал а там значки для деления на команды с ягодками, шишками и грибами) .

Воспитатель: посмотрите, что в журнале?

Ответы детей: ….

А в журнале показано, куда мы все отправимся?

Ответы детей: ….

Для того, чтобы больше исследовать и раскрыть наш секрет, мы разделимся на команды. Выбирайте вы значки шишки, ягоды, грибы, которые вы можете сразу приклеить.

 (Дети делятся на три команды).

Основная деятельность:

Первая команда под названием - Искатели ягод, прослушают тайное сообщение и вместе обсудят его. Вторая команда будут - Искатели грибов и они должны собрать зашифрованную картинку, а ребята из третей команды - Искатели шишек, должны на ощупь определить, что спрятано в этом волшебном мешочке, не заглядывая в него.

Воспитатель: Когда я скажу начали, вы дружно начнёте свою важную миссию. На старт, внимание, начали.

(Ребята в своих группах выполнит задания, если что-то вызывает сложности, воспитатель подходит к подгруппам).

Воспитатель: у вас отлично получается. Мальчики и девочки, вы выяснили, куда мы с вами отправимся?

Ответы детей: ….

Воспитатель: а, что вас натолкнуло, на это решение? Вы верно всë расшифровали. А теперь, расскажите, что мы можем увидеть в нашем чудесном Прибайкальском крае, что вы узнали?

Ответы детей: ….

Воспитатель: отличная работа. Но есть одна проблема. Посмотрите на улицу, какая там погода.

Ответы детей: ….

Воспитатель: какие вы внимательные. В нашем краю красиво даже в холод, но жаль, что нет уже грибов и ягод. Деревья краски потеряли, укутав ветки снежной бахромой.

Воспитатель: девочки и мальчики, скажите, а в какое время года, на улице ещё тепло, но появились жёлтые листочки. А во всех лесах, ждёт зверят особый клад?

Ответы детей: …

Воспитатель: Верно, ранней осенью такая красота. А сейчас тоже осень?

Ответы детей: …

Воспитатель: умницы, сейчас поздняя осень. Как нам увидеть все растения,  когда на улице кругом, всё снегом замело? Не ждать, ведь целый год, чтобы увидеть все сокровища лесные?

Ответы детей: …

Воспитатель: какие вы молодцы, как я могла забыть, про нашу волшебную палочку.

Воспитатель: давайте раннюю осень к нам вернём и палочкой волшебной для этого взмахнём. (Воспитатель даëт одному активному ребëнку палочку). Закроем смело все глаза. И вместе скажем мы слова:

Прекрасный, солнечный, осенний день вернись.

И чудо, ты для нас свершись.

(Пока дети повторяют слова с закрытыми глазами, воспитатель убирает ткань с деревьев, грибов, шишек и ягод)

Воспитатель: мальчики и девочки получилось у вас в детском саду, что-то появилось. Обернитесь, встаньте кругом. Приглядитесь, что увидели, с нами поделитесь.

Ответы детей: …

Воспитатель: Вы все такие молодцы, мы вместе очутились в месте, где есть деревья и гриб. А что под ними, там видны?

Ответы детей: ягоды.

Воспитатель: Чтобы нам их все собрать, сначала нужно пальчики размять и ножки, спину, для наклонов под кусты, не даром прячутся, там...!?

Ответы детей: ….

Воспитатель: Верно, все ягоды, грибы. За мной движенья, слова вы повторите и ноги, руки вы свои немного разомните.

Физкультминутка: «В поисках лесных сокровищ».

Чтоб собрать нам все грибы, пальцы приготовим мы!

(Изображаем руками хватание грибов; крутим кулачки, изобразили грибы; раздали пальцы, пошевелили ими).

Сжали и разжали их, каждый посчитали.

(Разжимаем и сжимаем ладонь)

Раз, два, три, четыре, пять, пальцы готовы всё собирать.

(Соединяем пальцы обоих рук с большим пальцем и показали знак класс, пошевелили пальчиками и сделали хватательные движения).

А теперь наклоны вниз, раз два, раз два.

(Дети наклоняются вперёд и выпрямляют тело, два раза.)

И глазам по глядим, раз два, раз два.

(Дети наклоняются вперёд и выпрямляют тело, два раза, при этом, рислоняя ладонь ко лбу).

Все сокровища лесные, обязательно найдём.

(Делаем широкие движения руками вперёд, как будто берём сундук с сокровищами).

И в корзинки соберём.

(Изображаем руками хватание грибов, ягод и перекладывание в корзину, которая изображает другая рука).

Воспитатель: Вот немного и размялись. Чтобы сокровища собрать, хочу корзины я вам дать.

Игра: «Соберём все лесные богатства».

Воспитатель: Напоминаю, что у вас названия команды со значением и нужно собрать лишь то, что на значках вам всем дано.

Искатели грибов – находят все грибы. Искатели ягод- все ягоды. Искатели шишек – все шишки. Но аккуратно, приглядитесь, не наступая ни на что.

(Дети в группах собирают грибы, ягоды и шишки в свои корзины. Педагог подбадривает детей и следит, чтобы они не пропускал и брали только свои дары леса по названиям команд).

Воспитатель: вот молодцы ребята, всё собрали.А что ещё нам нужно знать?

Ответы детей: ….

Воспитатель: какие умные ребята. Теперь я предлагаю на полянку сесть и вспомнить, какие ягодки, грибы, нам для здоровья полезны и какие всем вредны. И шишки тоже не простые, все разной формы, как деревья расписные.

Игра: «Что от куда и куда!?».

Воспитатель: для вас картинки принесла, давайте вместе поиграем. Все их названия, мы знаем.

Воспитатель: для тех, кто ягодки искал, найдите их теперь на фото и не забудьте, что у нас и ядовитых там запас. Их попрошу я положить в отдельную корзинку.

Воспитатель: грибы мы также ищем на картинке и вместе их соединяем, а ядовитые в корзинку убираем.

Воспитатель: для тех, кто шишки все нашëл, задание отдельное, попробовать найти, с какого они дерева. А шишки, что для пищи пригодятся, в корзинке у нас сохранятся.

Воспитатель: я вижу справились с заданием все. Теперь, друг с другом предлагаю поделится и рассказать названья, не ленится. И если что-то подзабыли и где-то, вдруг чуть-чуть ошиблись, то покажите другу верный вариант и вместе разберитесь.

Воспитатель: какие вы ребята, молодцы, знаете и ягоды, и все грибы. Знакомы даже вам деревья и шишки, что на них растут. Поскольку урожая много, давай мы животных Прибайкалья пригласим. Устроим им сегодня пир. Сейчас бедняжкам не легко, когда на улице совсем уж не тепло.

Игра: «Кому что?».

Где спрятались они, смотрите. Подумайте вы и решите, кому, какое угощение дадите.

(Дети угощают животных).

Воспитатель: а мухоморы, интересный факт, нам тоже пригодятся, их лоси запросто едят, они для них лекарство. Я их с собой сейчас возьму и в лес потом все увезу. Но вы запомните друзья, для вас они опасная еда и даже в руки лучше их не брать, чтобы на вас не попал их яд.

Воспитатель: скажите мальчики и девочки, увидели вы все сокровища лесные? Чем наш чудесный край байкальский так богат?

Ответы детей: ….

Воспитатель: На этом заканчивается наше путешествие. Я предлагаю вам свои наклейки снять и показать, понравилось ли вам занятье. Если понравилось, к бурундуку со знаком класс, их приклейте вы сейчас. Но если вдруг, вам стало грустно и что-то не понравилось вам вдруг, свою наклейку вы приклеите тут, где грустный бурундук.

(Воспитатель показывает на весёлого бурундука, который показывает класс и на грустного. Дети приклеивают значки в выбранном месте).

3. Рефлексия:

Теперь объясните свой выбор, скажите мне, что интересного было в нашем путешествии?  Почему вы свой значок поместили в этот уголок.

Какие задания были сложные?

Какой новый факт узнали, чего вы не знали?

Я вам хочу подарить таблицу «Дары тайги» картинки к ней, которую нужно заполнить и разместить в уголке природы в группе. В таблице можно наклеивать, писать, рисовать. Чтобы вы могли поделится своими знаниями с другими ребятами. А ваш воспитатель отправит мне фотографию таблицы, и я покажу её своим ребятам.  

Всем спасибо вам друзья. Мне очень было с вами интересно. До свидания!

Классификационная таблица «Дары тайги»

Что/кто это?

Из каких частей состоит?

Съедобные или ядовитые

Для кого может служить кормом

Интересный факт

Клубника

Шиповник

Волчье лыко

Вороний глаз

Маслëнок

Подберëзовик

Белая поганка

Мухомор

Шишка пихты

Кедоаая шишка

Шишка Ели

Шишка сосны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методические разработки по теме "Грибы" : "Чудо-грибы"

Методические разработки воспитателя старшей и подготовительной групп дошкольного образовательного учреждения по теме "Грибы"....

Методическая разработка на тему "Такие разные грибы." (старшая группа)

Закрепление знаний о сьедобных и ядовитых грибах....

Методическая разработка по теме "Ягоды"

Методическая разработка по теме «Ягоды»Тема: Ягоды.Подготовили: Учитель-дефектолог Кудрявцева О.А.Цель: Закрепить, уточнить и расширить представления детей о садовых и лесных яго...

Рекомендации для родителей по лексической теме: " Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"

Рекомендации для родителей по лексической теме:"Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"...

Перспективное планирование о теме " Растительный мир Прибайкалья деревья, кустарники, ягоды, грибы"

   Цель: Обобщить знания детей о деревьях, грибах и ягодах наших лесов.Задачи: Продолжать знакомить с природой Прибайкалья; систематизировать, уточнять, обобщать представления детей о...