Рекомендации для родителей по лексической теме: " Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"
консультация (старшая группа)

Сорокина Екатерина Витальевна

Рекомендации для родителей по лексической теме:

"Растительный мир Прибайкалья : деревья,кустарники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_leksicheskoy_teme_derevya_.docx647.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по лексической теме:

 «Растительный мир Прибайкалья: деревья. кустарники»

Деревья – настоящее сокровище нашей планеты. Они не только украшают землю и служат домом для многих животных, но и производят необходимый для нашей жизни кислород. Деревья очищают воздух, сохраняют почву и помогают защищать землю от засухи. Множество деревьев образуют леса, которые так важны, что их называют легкими планеты. На Земле растёт огромное количество самых разных деревьев. Они наше богатство. Если бы не было этих растений, наш мир никогда бы не был таким красивым и удобным для жизни. Мы должны относиться к деревьям очень бережно. Народная пословица гласит: «Много леса не руби, мало леса береги, нет леса - посади».

Побеседуйте с ребенком: какие деревья растут в нашей местности?

D:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\строение дерева.jpgРассмотрите на прогулке с ребенком деревья, кустарники: березу, сосну, ель, рябину, осину, тополь. Обратите внимание на листья, объясните, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках, у хвойных – хвоя на ветвях. Отметьте особенности строения (ствол, ветви, листья (хвойники), плоды и т. д.). Покажите любой кустарник, предложите ребенку объяснить, чем отличается кустарник от дерева(у дерева есть ствол и на нем растут ветки, а у кустарника нет ствола, и ветки растут из земли)

Уточните, где можно встретить деревья, кустарники: в бору, в лесу, в чаще, в саду.

Расскажите ребенку, как называются лесные массивы: осиновая роща, березовая роща, ельник, сосновый лес и т.д.

Рассмотрите вместе с ребёнком иллюстрации деревьев в разное время года. Предложите ребенку объяснить, как изменилось дерево в зависимости от времени года. Познакомьте его с названием деревьев. Закрепите в словаре обобщающее слово – деревья.

  1. Упражнение «С какого дерева – плод, ветка, лист?». 

С сосны – сосновая шишка, с кедра – кедровая, у берёзы ветка – березовая, у осины –…, у ели - …,  у сосны - …,  у клёна - …, у рябины-… и т.д.

  1. Упражнение «Скажи наоборот».

У сосны иглы длинные, а у ели короткие.

У клёна листья большие, а у берёзы маленькие.

У берёзы ствол светлый, а у тополя тёмный и т.д.

  1. Пересчёт деревьев до 10.

Одна берёза, две берёзы, три….., четыре….., пять берёз и т.д.

Одна сосна, две сосны, три…,четыре…,пять… и т.д.

Одна рябина, две рябины, три…,четыре…,пять… и т.д.

Один тополь, два тополя, три…,четыре…,пять… и т.д.

  1.  «Назови ласково».

берёза – берёзонька

липа -…, тополь - …, сосна - …, рябина - …, калина - …

  1. Один – много (множественное число):

Лист – листья, осина - …, иголка - …, берёза - …, ветка - …, дерево - …, пень - …, рябина - …, ствол -…. и т.д.

  1. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

Пень – нет пня, дерево - …, иголка - …, корень - …, сосна - …, клён - …, лист - …, хвоя - …, ствол – …

  1. «Назови лист»

Лист березы- березовый лист

лист клена-…, хвоя ели-…, лист осины -…, хвоя сосны-…, лист липы-…,

лист рябины-… и т.д.

  1.  «Подбери родственные слова»

Лист- листочек, листик, лиственный

дерево-…

куст-…

береза-… и т.д.

  1.  «Скажи наоборот»

У сосны иглы длинные, а у ели….

у клена листья большие, а у березы….

у дуба ствол толстый, а у березы… 

  1.  «Повтори предложение».

• Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали.

• Тра-ля-ля, тра-ля-ля, рисовали тополя.

• У дерева есть детки: листики да ветки.

• Как у нашей Светочки на дереве веточки.

• Как у нашей дочки на дереве листочки.

  1. «Что происходит с листьями?»

Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

Загадки

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза)

 Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

 Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

 (Ель)

 Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

(Лес)

Вот свершилась злая доля,

Было дерево когда-то,

А теперь тут круглый столик

И за ним сидят опята.

(Пенёк)

 Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

Нарисуйте с ребенком дерево, кустарник раскрасьте листья.

Закрепляйте части дерева, величину и цвет листьев. 

Слепите с ребенком дерево из пластилина. 

Предложите ребенку выложить дерево из подручного материала — камешковмакаронстаканчика и прищепок и т.п.

Рекомендуем прочитать:

К. Ушинский «Спор деревьев»

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Николая Сладкова «Лесные шорохи. С вопросами и ответами для почемучек» и Владимира Зотова «Лесная мозаика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методическая разработка по теме «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, кустарники. Ягоды, грибы»

В данной методической разработке, представлен план занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе, по лексической теме недели: «Растительный мир Прибайкалья. Деревья, куста...

Рекомендации для родителей по лексической теме: " Животные Прибайкалья"

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Животные Прибайкалья"...

Перспективное планирование о теме " Растительный мир Прибайкалья деревья, кустарники, ягоды, грибы"

   Цель: Обобщить знания детей о деревьях, грибах и ягодах наших лесов.Задачи: Продолжать знакомить с природой Прибайкалья; систематизировать, уточнять, обобщать представления детей о...