Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе на тему: «Пищеварительная система»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бушуева Галина Андреевна

Гипотеза исследования: предположим, что желудок способен растворять и впитывать различные веществ.

Цель.

- Формирование понятия о пищеварительной системе, ее основных отделов и деятельности.

Задачи.

- выяснить, как плохо пережеванная пища влияет на стенки пищевода, желудка и кишечника;

- выяснить, как грязь влияет на стенки желудка;

 

    - определить способность кишечника впитывать полезные и нужные веществ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pishchevarit_sistema_mu_mart_podg_gruppa.odt27.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе на тему: «Пищеварительная система»

    Гипотеза исследования: предположим, что желудок способен растворять и впитывать различные веществ.

    Цель.

    - Формирование понятия о пищеварительной системе, ее основных отделов и деятельности.

    Задачи.

    - выяснить, как плохо пережеванная пища влияет на стенки пищевода, желудка и кишечника;

    - выяснить, как грязь влияет на стенки желудка;

    - определить способность кишечника впитывать полезные и нужные веществ.

    Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Методические приёмы. Загадка, вопросы, опыты – эксперименты, наглядные пособия, использование наглядности.

     Ход занятия:

    В: Здравствуйте, ребята! Ребята, каждый день при встрече мы говорим одно и то же слово «здравствуй». Слово «здравствуй» мы повторяем друг другу, желая здоровья, каждый день, а почему так важно быть здоровым? Что значит «быть здоровым»? (ответы детей).

    В: Ребята, сегодня в детский сад принесли посылку. Эта посылка адресована нашей группе.

    Читает адрес на посылке и от кого: доктор Айболит.

    Дети с воспитателем отрывают посылку, в ней письмо с вопросами, когда ответите на все вопросы, вас ждет сюрприз: макет «Внутренние органы человека».

    В: Зачем человек ест?

    Д: чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться. Работать, чтобы жить.

    В: Сколько может прожить человек без еды? Без еды человек может прожить 30-40 дней. Сколько человек съедает за все жизнь продуктов? За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон.

    В: Какая должна быть пища?

    Д: Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит.

    В: Как необходимо принимать пищу?

    Д: Принимать пищу необходимо в одно и тоже время – это способствует её лучшему усвоению.

    В: А вы, ребята, принимаете пищу в одно и тоже время, по режиму?

    Д: Утром – завтрак, днём – обед, полдник, вечером – ужин.

    В: Какая самая полезная пища?

    Д: Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.

    В: Назовите полезную пищу.

    Д: Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.

    Какие витамины вы знаете? (А, В, С, D).

     

    Загадка

    - Если б не было его, не сказал бы ничего (рот).

    - Для чего нужен рот? (ответы детей).

    Рот – является первым этапом пищеварительной системы. Во рту пища измельчается, смачивается слюной, перемешивается.

    Что у нас находится во рту?

    Д: Язык, зубы.

    В: Какую работу выполняет наш язык?

    Д: Язык помогает разговаривать, участвует в пищеварении, помогает проталкивать пищу.

    В: Язык определяет вкус продукта, т. к. пища разная на вкус. Какого вкуса бывает пища?

    Д: Горькая, сладкая, кислая, солёная, пресная.

    В: Каждый участок языка отвечает за свой вкус. Сегодня мы на опыте «Угадай на вкус» будем определять вкус пищи (карточка-символ – язык).

    В: А для чего нужны зубы?

    Д: Разжевывать и размельчать твердую пищу.

    В: А как надо жевать пищу? Жевать надо тщательно, не торопится. Чем мельче будет пища, тем легче будет её дорога по организму. Есть такая поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». И сейчас мы с вами в этом убедимся.

    Мы сейчас превратимся в исследователей, и будем изучать устройство нашей пищеварительной системы.

    Что это за система такая? ПИЩЕ-ВАРЕНИЕ. Значит что делает? Варит пищу.

     

    Открываем посылку, достаем макет.

    Давайте продолжим наше путешествие и узнаем тайну исчезновения пищи. Из ротика по тонкой трубочке - пищеводу она улетела в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом макете. По пищеводу пища попала в желудок. Желудок это мешочек с толстыми стенками. Когда мы голодны он какой?

    Д: Как спущенный воздушный шарик. Попадёт в него еда - желудок чуть растянется и наконец, превратится в целую пещеру наполненную едой. В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Этот сок пропитывает пищу и растворяет ее. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит ее. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.

    Желудок у каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок?

    Сегодня мы на опыте убедимся «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу» (карточка-символ – воздушный шарик).

    В: После того, когда пищеварение в желудке заканчивается, на дне его открывается маленькое отверстие и содержимое уходить в тоннель с мягкими ворсинистыми стенками. Этот тоннель называется кишечник.

    В: Наш кишечник длинный, как эта верёвка. (достаю канат). Давайте разложим её по группе. Вот какая длинная!!

    А как же она помещается в животе? (ответы детей). Кишечник походит на змею, которая свернулась в несколько раз. Давайте попробуем свернуть верёвку как кишечник. Посмотрите на макет. Правильно мы сложили?

    В кишечнике впитываются из пищи витамины и питательные вещества. Видите, как сложно всё устроено! Для того, чтобы всё работало правильно, надо заботиться о нашем пищеварении. Сегодня мы убедимся на опыте «Что происходит в желудке?» (карточка-символ – стакан).

     

    Чтобы ваше пищеварение было хорошим, надо соблюдать

    «Правила приема пищи»:

    • Перед едой мыть руки с мылом;
    • Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух, который вреден для желудка;
    • Хорошо пережёвывать пищу;
    • Мы едим для того, чтобы жить.
    • Во время еды не торопись.
    • Никогда не ешь на ходу.
    • Не ешь очень холодную и очень горячую пищу.
    • Старайся есть в определенные часы.

    Аппликация «Расположение внутренних органов человека» (макет человека, надо правильно расположить внутренние органы человека) карточка-символ – человек.

    Групповой сбор (дети выбирают задание).

     

    Исследовательская и продуктивная деятельность.

    1.Опыт с воздушным шаром «Как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу». 

    Дети наполняют шарики протертой морковкой и кусочками морковки. В каком мешочке лучше переварена пища?

    В желудке есть специальная жидкость - желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её. Когда еда в желудок попадает хорошо пережёванная желудку легче с ней справиться.

    Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.

    Вывод: Пищу всегда нужно тщательно всю пережёвывать. Плохо пережёванная пища плохо усваивается. Она может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.

     2. Опыт: «Как кишечник впитывает в себя все питательные веществ?»

    А сейчас мы с вами проведём опыт и посмотрим, как кишечник впитывает в себя все питательные вещества.

    На тарелки находится небольшое количество воды, дети берут кусочек ткани (ткань гигроскопичная, или губка)  и кладут его на тарелку. Затем убирают кусочек ткани, воды нет, она впиталась в ткань.

     Вывод: Вот так и наш кишечник впитывает все полезное и нужное для организма. Полезные вещества постепенно попадают в кровь, а кровь в свою очередь, разносит их по всему организму. Дальше пища попадает в толстую кишку, к этому времени в ней остаются  только вредные вещества и вода. Они выводятся из организма.

    3. Опыт: «Что происходит в желудке»? 

    Давайте посмотрим на опыте,

    Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? Растворилось!

    А теперь ложку сахара. Что произошло? Растворился?

    А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи (перец)) грязь осталась.

    А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. А что случится, если вылить на поролон грязную воду? Выливаю, что произошло? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь, что нужно делать перед едой?

    Вывод: Если не мыть руки, грязь остается на стенках желудка и может привести к болезни. Поэтому следить, чтобы продукты, которые мы употребляем, были чистыми.

     

    4. Продуктивная деятельность: Аппликация «Внутренние органы человека»

    Дети вырезывают из заготовок «Внутренние органы человека» и наклеивают последовательно на силуэт человека.

    Вывод: Теперь мы знаем что внутренние органы человека располагаются каждый на своем месте.

     Итог:

    В: Ребята, давайте вспомним, какой путь проделывает пища, попадая к нам в организм, про какие этапы мы говорили? Какие новые слова узнали?

    Д: Рот, пищевод, желудок, кишечник, питательные вещества.

    В: Что мы сегодня с вами проводили? Зачем и почему мы это делали?

    Д: Узнали, как переваривается пища, какого вкуса она бывает и где располагаются внутренние органы человека.

    В: Как одним словом можно назвать эту систему?

    Д: Система пищеварения.

    В: Я очень рада, что вы так хорошо все запомнили и, надеюсь, что это в будущем вам пригодится. Вы будете выполнять правила, будете расти крепкими, здоровыми, умными детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы "Как Домовёнок Кузя познакомился с птицами"

    Программное содержание: Обобщать и систематизировать знания детей о строении птиц, его зависимости  от условий жизни.Формировать обобщённое представление о птицах, как наземно-воздушных животных,...

    План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

    Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....

    План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

    ГБОУ СОШ №1375       План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.    Подготовили и ...

    Конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Солнечная система".

    Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце....

    Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе

    Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе...

    Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....