"Мой город Шахунья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хлычева Надежда Николаевна

Конспект ООД по ознакомлению с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moy_gorod_shahunya.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №2 «Солнышко».

Конспект  ООД по обучению грамоте

«Путешествие по городу Шахунья»

Подготовительная к школе группа.

                                                                                                        Воспитатель:

                                                                                            Хлычева Надежда Николаевна

Городской округ город Шахунья 2022год

Задачи: 

Образовательные:

Расширять знания детей о родном городе, об истории возникновения города, достопримечательностях города;

     Развивающие:  

      Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, разговорной речи детей

      Развивать интерес к изучению родного края

      Развивать умение ставить цель и достигать поставленной цели.

      Способствовать развитию у детей познавательного интереса к историческому прошлому своего края;

     Развивать память, внимание, наблюдательность, мышление

Воспитательные:

Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков.

Воспитать у детей нравственные качества, патриотическое воспитание.

          Предварительная работа:

 Просмотр презентации «Профессии».

 Просмотр фильма «Город у дороги».

 Дидактические игры « «Профессии»«Транспорт».

 Просмотр альбомов «Здания города»«Шахунья».

      Методы и приемы:

словесные (вопросы, художественное слово, поощрение);

здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ

наглядный;

практический (физкультминутка, выполнение заданий).

Средства ТСО: мультимедийное оборудование, аудиозаписи

Индивидуально-дифференцированный подход к детям: воспитывать  у Димы М. умение отвечать на вопросы..

Оборудование и материалы к занятию:, письмо от Мюнхаузена, презентация, мольберт, картинки проектор, сундук,ИКТ, картинки с изображением объектов города, разрезанные на части

Форма организации деятельности: индивидуальная, индивидуально-подгрупповая.

Этапы занятия

Содержание занятия

Дидактическое обеспечение теоретическое обоснование (технологии, методы, приемы, формы организации)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть.

-Занятие наше необычное,

Даже очень символичное.

Ребята вы любите путешествовать?

Я вчера получила письмо от великого путешественника и выдумщика барона Мюнхаузена. Интересно что находится в конверте? Давайте скорей откроем его.

- Тут письмо. Я его прочту:

“Уважаемые ребята! Рассматривая карту России, я увидел город, но название, не мог прочитать, может, вы мне поможите расскажите про него. С уважением - Мюнхаузен”.

Итак, нам предлагают отправиться в интересное путешествие, где нам нужно рассказать про город.

-В  этот город

Попасть совсем не сложно.

Он ведь исключительно

Удобно расположен.

Посмотрите, название города размыто, давайте, попробуем узнать, что это за город.

Дети читают «Шахунья».

- Молодцы, значит у нас путешествие по нашему городу.

В: Внимание! Первая остановка Историческая .СЛАЙД №2 . На этой остановке, ребята, мы попадаем в прошлое, когда нашего города ещё не было.

 Посмотрите внимательно на экран и послушайте слова из стихотворения поэта- земляка, Нины Поткиной (читаю стихи).

-Что было раньше на месте нашего города?

Правильно, ребята, на месте города сначала был дремучий лес. Его надо было вырубить, выкорчевать все пни, а потом начать строить жильё. Так возникла маленькая деревушка. В 1921 году основан пристанционный посёлок, где расположились строители железной дороги Нижний Новгород — Котельнич. Улица Коминтерна, идущая вдоль путей, застроена однотипными домами, за которыми ещё долго стоял густой лес.

Центром до 1930 года было село Хмелевицы, но из-за близости к железнодорожным путям, в 1933г, центр перенесен в рабочий поселок Шахунья. Будущий город стал превращаться в крупный железнодорожный узел.

В1943 года посёлку присвоен статус города. В это время были открыты новые предприятия деревообработки, пищевой промышленности, а также художественная фабрика (выпускающая швейные, тканые изделия и пр.).

В 1970-х годах Шахунья стала городом новостроек. Возле железнодорожной станции строятся пятиэтажные жилые здания, обживаются окраины, а облик города преображают широкие зелёные улицы

Город Шахунья получил название от близлежащей деревни, которая, в свою очередь, названа по имени протекавшей неподалеку реки. Название речки пошло от древнерусского «шаха» — обман («Шахунья» — «обманщица»). Причиной такому названию является изменчивость русла: торфяные берега Шахуньи в дождь или половодье легко размывала вода, что делало невозможной постройку постоянного моста. Кроме того, краевед В. В. Смирнов озвучил другую версию: речка в былые времена была узка, и в любом месте её легко было перешагнуть («перешахивать»), эта же версия упоминается в Нижегородском топонимическом словаре как легенда

Наше путешествие продолжается. Следующая остановка- железнодорожная.  СЛАЙД №3 Мы узнали, что наш город возник на месте дремучего леса, когда началось строительство железной дороги. (Показываю слайд).

Железная дорога сыграла важную роль в развитии нашего города. Посмотрите на экран, ребята. СЛАЙД №4  Здесь вы видите, как прокладывались рельсы, как трудно и тяжело было людям, ведь приходилось многое делать вручную. Строительство железной дороги привлекло много рабочих рук. Паровоз сменился на электровоз, с появлением электричества.СЛАЙД №5  А сейчас вы видите современную железную дорогу, по которой пролетают скоростные электропоезда. Ребята, вы все видели, что в нашем городе есть памятник паровозу. СЛАЙД №6  Он является символом города и памятью о строительстве железной дороги, благодаря которой возник наш город.

Справились с этим заданием, замечательно!

- Следующие остановка -архитектурная. Есть такое трудное слово-«архитектура».Оно обозначает – все здания в городе, их размер, высоту, количество этажей. В нашем городе много зданий, каждый день вы их видите. Сейчас, ребята, с помощью нашего экрана мы увидим здания,какими они были давно, а также, какими стали сейчас. (Показываю СЛАЙДЫ № 7-14 дети называют здания, среди них:

железнодорожный вокзал, вагонное депо, универмаг, Дом культуры, здание администрации, церковь Покрова Божьей Матери, памятник погибшим воинам).

Все здания показать невозможно, но вы можите собрать целую картинку объектов Шахуньи.

В: Молодцы, вы справились со всеми заданиями!Я  смотрю, вы подустали. Сейчас мы отдохнём. А ну-ка, делай как я!

Физкультминутка

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

.СЛАЙД  №15Следующая остановка «Символика»

Ребята, а кто знает, что такое герб?

Герб – это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то очень важное для города.

-У нашего города тоже есть герб

- Что изображено на гербе города Шахуньи. Слайд №16

Основным является крылатое колесо - символ постоянно развивающегося железнодорожного узла.

Крылья являются символом духовности, означают восхождение к высшим знаниям, символом преодоления земного, суетного, человеческого. Крыло с тремя перьями - несет символ района объединившего земли трех волостей.

Ель на гербе городского округа - символ богатой природы района, а также символ лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий района

Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

В: Правильно,Символика летящего колеса складывается из символики самого колеса и символики крыла. Символика колеса многозначна:

- символ вечного движения, движения вперед;

- символ солнца, солнечной энергии, при этом ступицы колеса - солнечные лучи;

- символ счастья и будущего (колесо Фортуны);

- символ земных дел, которые находятся в постоянном движении.  
Наш земляк Павел Иванович Прытов написал текст гимна Шахуньи

СЛАЙД №17

-Последняя остановка «ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наш город расположен ….

Зимой в нашем городе…

Больше всего я люблю в нашем городе…

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Шахунья — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Шахуньи изображена берёза.

На флаге родного города есть изображение планеты Марс.

Наш детский сад находится на улице Комарова.

С первого этажа видно дальше, чем с последнего.

Город Шахуньи больше по площади города Москвы.

Жителей города Шахуньи называют шахунскими.

В: Умницы! Лихо справились с заданиями.

Посмотрите, что это?  Сундук! Давайте скорей его откроем и посмотрим, что внутри. (Дети открывают сундук)

Это же книги. Ребята, это и есть истинное богатство. Умея читать, мы узнаём многое, можем путешествовать сидя дома. Ведь знания - это тоже богатство.

- Ну что, ребята! Пора возвращаться в наш садик. Вы молодцы! Многое успели и хорошо поработали, справились со сложными заданиями.

В.-Что вам запомнилось в путешествии?

Ответы детей.

В. Мне тоже понравилось путешествовать с вами. Вы были в путешествии по нашему городу, а скоро мы  отправимся в путешествие по России, где узнаете много нового и интересного,  полученные знания вам пригодятся, вы будете узнавать новое, неизведанное

Мотивация.

Групповая.

Сюрпризный момент.

Сюрпризный момент.

Наглядно-зрительный прием.

Наглядно-зрительный прием, способствует развитию внимания, мышления.

Вопросы, способствующие развитию мышления.

Словесная инструкция, которая позволяет выполнить задание, опираясь на имеющиеся знания

Задание, способствует развитию внимания, мышления.

Сюрпризный момент.

.

Открываем письмо.

Показ слайда.

Чтение письма.

Показ слайда

Показ слайдов

Показ слайда.

Физкультминутка.

Задает вопросы

Анализ занятия.

Дети выполняют задание

Дети внимательно слушают вопрос и отвечают на него.

.

Показ слайда.

Дети называют здания

Дети отвечают на вопросы.

Aнализ занятия

Думаю, что дети справятся.

Думаю, то справятся.

Думаю, что справятся.

Думаю, что не вызовет затруднений.

Думаю, что должны справиться.

Думаю, что не вызовет затруднений

Думаю, что справятся.

Думаю, что не вызовет затруднений.

Думаю, что справятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект НОД по рисованию «Город древний, город настоящий и город будущий» (на примере города Искитима)

Занятие " Город древний, город настоящий, город будующий" было проведено в рамках открытого  городского  педагогического марафона, на котором была предложена программа  меропр...

Конспект НОД. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом родного города. Тема : «Герб Шахуньи».

Конспект НОД.Ознакомление детей  старшего дошкольного возраста с гербом родного города.Тема :  «Герб Шахуньи».Задачи:Формировать умение видеть связь истории родного города с симв...

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Фотоотчёт о проведённых мероприятиях в летний период «Июнь 2022». Подготовительная коррекционная группа №5 «Кораблик» МБДОУ №41 г.о.г Шахунья

Фотоотчёт о проведённых мероприятиях в летний период «Июнь 2022».Подготовительная коррекционная группа №5 «Кораблик»МБДОУ №41 г.о.г Шахунья Лето – страна вечног...

Презентация "Мой родной город Шахунья"

Задачи: Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу и его историческому прошлому; воспитывать чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его ...