Итоговое занятие в старшей группе по теме: «Перелетные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Героева Елена Владимировна

Задачи:

Познавательное развитие:

- расширять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах;

Речевое развитие:

- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

  Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч, 2 условных знака на подставках, перья птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч.

 Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч, 2 условных знака на подставках, перья птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Итогоговое  занятие в старшей группе по теме:

«Перелетные и зимующие птицы»

Задачи:

Познавательное развитие:

- расширять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах; 

- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

Речевое развитие:

- Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

- Обучать детей составлению описательных рассказов о птицах.

- Упражнять детей в употреблении существительных с числительными

- Aктивизировать словарь: зимующие, перелетные.

 Оборудование:

Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч, 2 условных знака на подставках, перья птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план, магнитная доска, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

   (демонстрирую детям перья различных птиц).

Дети: - Перья.

- Ребята, а чьи это перья?

Дети: - Птичьи.

- Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц, выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей.)

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом.
(Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (
Снегирь.)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (
Ворона.)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (
Сорока.)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот.
(Сова.)

2. Введение в тему

Воспитатель: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Воспитатель: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Воспитатель: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

 Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Воспитатель предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Далее воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем  предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Дидактическая игра «Сосчитай-ка».
(Употребление существительных с числительными)
Воспитатель : Дети, на кормушке много птиц, давайте их посчитаем.
Дети: Один серый воробей, два серых воробья … пять серых воробьев.
Одна длиннохвостая синица, две длиннохвостых синицы … пять длиннохвостых синиц.
Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря … пять красногрудых снегирей.
Одна чернокрылая ворона, две чернокрылых вороны … пять чернокрылых ворон.
Воспитатель: Ну а теперь предлагаю превратится в птиц. Встаем и проходим на ковёр.
11. Физминутка "Птичка" (дети выполняют упражнения, повторяем за воспитателем)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

12. Дидактическая игра: «Назови весеннее слово»

На шесте дворец, на дворе певец.

А зовут его …. Скворец.

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Встала Нянька на ходули

Посреди болота.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывет по небу, как кораблик,

А называют его … (Зяблик)

Вместе с этой черной птицей.

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

С вырезом глубокий хвост,

Небольшой у птицы рост.

Мы «касаткой» называем,

А весною наблюдаем. (ласточка)

Ребята, скажите какие это птицы? Правильно, перелетные.

Осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.

Давайте вместе скажем, как они называются! ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

13. Упражнение «Составь новое слово»

Воспитатель предлагает детям закончить предложения:

  1. У ласточки длинные крылья. Поэтому она ДЛИННОКРЫЛАЯ.
  2. У ласточки быстрые крылья. Поэтому она БЫСТРОКРЫЛАЯ.
  3. У соловья звонкий голос. Поэтому он ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

14. Дидактическая игра

- А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц?  Дети: - Птенцы.

- У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

- У собаки нос, а у птиц?  Дети: - Клюв.

- У человека руки, а у птиц?  Дети: - Крылья.

- Заяц бегает, а птицы?  Дети: - Летают.

- Корова мычит, а птицы?…..

Дети произносят разные звуки.

Включаю аудиозапись «Голоса птиц».

- Какие звуки вы услышали?

Дети подражают голосам птиц: - Чик-чирик, Кар-кар……и т.д.

-Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

Гуси – гогочут.

-  Воробей?

Дети: - чирикает.

Дальше называю птицу, а дети называют какой звук произносит птица, если затрудняются, помогаю. Со всеми детьми повторяем.

-Ворона – каркает.

- Дятел – стучит.

-Кукушка – кукует.

- Сова – ухает.

- Сорока – стрекочет.

-Соловей – поет.

- Голубь – воркует.

- Ласточка – щебечет.

- Журавль – курлычет.  И т.д.

( Можно добавить или убрать название  2, 3 птиц.)

- А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

15. Игра «Какая птица улетела» 

Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц, которые здесь есть.

ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА.

Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.

Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО

16.   Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы.

- Молодцы, правильно догадались.

- Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

Все дети становятся возле знаков.

- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

Положите картинки возле знаков.

- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

- А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

- Здорово! Молодцы!

- Поиграем?

 17. Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

- Молодцы!          

Итог занятия: Воспитатель: О ком мы сегодня говорили, составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные и зимующие птицы» в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное МБДОУ №12 (Детский сад №12 г.Калининска Саратовской области)       Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Перелетные...

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

Конспект для детей второй младшей группы на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект для детей второй младшей группы (3-4 лет) по образовательной области «Познавательное развитие»...

Интегрированное занятие на тему: "Перелетные и зимующие птицы" в средней группе

В процессе интегрированного занятия воспитатель с детьми закрепляет строение птиц, образ жизни, их рзновидности.Конечным итоговым продуктом является изготовление аппликации из цветной бумаги....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга     Кон...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»....