Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром, в подготовительной группе «Зимующие птицы» с использованием информационно-коммуникативных, игровых и здоровьесберегающих технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Курамшина Раиля Рамисовна

Цель: Систематизирование знаний о зимующих птицах.

Задачи:

  • Закреплять, расширять и обобщать знания детей о зимующих птицах.
  • Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy_ftskm.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №59 Приморского района Санкт-Петербурга

         (ГБДОУ детский сад №59 Приморского района Санкт-Петербурга)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию,

ознакомление с окружающим миром,

в подготовительной группе

«Зимующие птицы»
с использованием информационно-коммуникативных,

игровых и здоровьесберегающих технологий.

Конспект подготовил:

Воспитатель ВКК Курамшина Р.Р.

Санкт-Петербург

2022-2023 гг.

Цель: Систематизирование знаний о зимующих птицах.

Задачи:

  • Закреплять, расширять и обобщать знания детей о зимующих птицах.
  • Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Познавательное развитие

  • Развивать у детей устойчивость внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе.
  • Содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.

Речевое развитие

  • Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
  • Развивать умение составлять короткие рассказы о зимующих птицах.
  • Активизировать и расширять словарный запас по теме "Зимующие птицы".

Социально-коммуникативное развитие

  • Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия.
  • Формировать гуманное отношение к живой природе, птицам.
  • Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

Художественно-эстетическое развитие

  • Содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения.
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Физическое развитие

  • Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога.
  • Продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей.

Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, сюжетная картинка, интерактивная доска, презентация по теме «Зимующие птицы»,

запись - пение птиц.

Предварительная работа:

Чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, дидактические игры, просмотр слайдов, рассматривание энциклопедий, альбомов и иллюстраций, изготовление кормушек, изо-деятельность на тему «Зимующие птицы».

Ход занятия:

Организационный момент: Дети встают в круг.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кругу.

Давайте поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Проблемная ситуация: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина. И если отгадаете, кто написал письма, то узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на занятии:

Педагог: 

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Педагог: Скажите, пожалуйста, кто написал письма? (Птицы.)

Педагог: А чем они писали? На чём? (Своими лапками на белом снегу птицы оставили следы.)

Педагог: Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на белом картоне).


Педагог: Дети подойдите к столам и посмотрите на разрезные картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Педагог: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(Ответы детей).
Педагог: А одним словом, как назвать этих птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(Ответы детей). 

Педагог: Итак, сегодня мы будем говорить с вами о зимующих птицах. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также постараемся рассказать об их жизни.

Педагог: А сейчас мы отправимся с вами на птичью выставку. (Дети садятся у экрана, для просмотра презентации)

Основная часть.

Педагог: Как зовут нашего первого гостя? Отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый... (Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на слайде №1

Педагог: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик), давайте послушаем (аудиозапись – голос воробья).

Педагог: Кто следующая наша гостья? Отгадайте загадку:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…(Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на слайде №2

Педагог: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Послушайте, как трещит сорока (аудиозапись - голос сороки)

Педагог: Как зовут нашего следующего гостя? Отгадайте загадку:

Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица…..(Ворона).

Картинка с изображением вороны появляется на слайде №3

Педагог: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Послушайте, как ворона каркает (аудиозапись - голос вороны)

Педагог: О какой птице так говорят? Отгадайте загадку:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

Картинка с изображением дятла появляется на слайде №4

Педагог: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Послушайте, как стучит дятел (аудиозапись – стук дятла).

Педагог: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде №5

Педагог: Послушайте, как снегирь поёт. (Запись снегиря)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена. Послушайте, как снегирь поёт (аудиозапись – голос снегиря).

Педагог: Что это за птица? Загадка:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Появляется картинка с изображением синицы на слайде №6

Педагог: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Послушайте, как синичка поёт (аудиозапись - голос синички).

Педагог: Молодцы ребята! Вспомнили зимующих птиц. А теперь давайте немного разомнемся!

Физкультминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка (руки на поясе – повороты)
По небу летала (махи руками),
Села под окошко, (сесть на корточки)
Крошек поклевала (клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку (выпрямить спину)
Песенку запела, в домик полетела (машут руками и разбегаются).
Дети садятся на стульчики.

Педагог: Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом
(Кормушка). 

Педагог: Для чего нужны кормушки? - (Ответы детей). Правильно. Мы с вами в начале зимы тоже изготовили кормушки. Давайте посмотрим на экран (презентация «Чем питаются птицы зимой?»).

Педагог: Птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? - (Ответы детей).

Давайте вспомним, какая птица, чем питается? - (Ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Вот теперь вы точно будете знать, чем кормить птиц зимой!

Заключительная часть.

Рефлексия деятельности:

Педагог: Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешена картина, рассмотрите внимательно картину и постарайтесь сказать полным предложением, что на ней изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички, а что вороны?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?

Педагог: Ребята, в заключительной части нашего занятия, я хочу прочитать вам стихотворение

Александра Яшина «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Подведение итогов.

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) 

Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? (Ответы детей). 

Как мы можем позаботиться о птицах? (Ответы детей) 

Педагог: На этом наше занятие заканчивается. Вы молодцы, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающими миром в подготовительной группе «Зимующие птицы».

ГБДОУ детский сад № 33 Василеостровского района Санкт-Петербурга       Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Зимующие...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»

План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.Упражнять в умении различать и...