тематический образовательный проект "зимушка-зима к нам пришла сама"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тематический образовательный проект"Зимушка-Зима к нам пришла сама" познавательно-исследовательский, творческий, расчитан на две недели . Поможет в организации образовательного процесса по теме "Зима" с детьми 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дацковская Нина Николаевна

Тематический образовательный проект 

 «Зимушка-Зима к нам пришла сама»

в средней группе

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: участники образовательного процесса

Возрастная группа: средняя дошкольная группа (4-5 лет)

Продолжительность проекта: две недели с 28.11.2022 г. по 09.12.2022 г.

Актуальность проекта: У детей недостаточное представление о характерных признаках зимы явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым.

Цель проекта: 

Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки,

развить связную речь.

Задачи проекта:

- Продолжать формировать представления о сезонных изменениях. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

- Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

- Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом.

- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу, учить анализировать и делать выводы. Расширять представления детей о снеге, снежинках, о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тает. Знакомить с явлениями неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий)

- Знакомить детей с зимними видами спорта.

- Расширять представления детей о зимних играх и забавах.

- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

- Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

- Учить самостоятельно создавать выразительные образы в рисовании, лепке, аппликации), совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Формы реализации проекта:

1.Эксперементирование.

2. Чтение художественной литературы.

3. Беседы. Разговор загадка

4. Наблюдения.

5. Игровая деятельность.

6. Продуктивная деятельность.

7. Исследовательская деятельность.

8. Досуговая деятельность. Конкурсы, викторины

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

1 часть проекта: Организация «точки удивления», возбуждающий интерес и создающий мотивацию для познавательной активности. (28.11.2022 г. -29.11.2022 г.)

II часть проекта: Планирование. (29.11.2022 г)

III часть проекта: Реализация запланированного мероприятия (с 29.11.2022 г )

1. Создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Создание развивающей среды.

3. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.

IV часть: Взаимодействие с семьями детей

2- этап – основной (практический) (с  29.11.2022 г по 09.12.2022 г.)

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Зимовье зверей»«Заюшкина избушка»«Морозко»«Снегурочка»,

Стихотворения: Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….»,

И. Суриков «Зима»,

Г. Ладонщиков «Прилетели метели»,

И. Бурсов «Снежинки»,

Я. Аким «Первый снег»,

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»,

И. Никитин «Встреча зимы»,

Константин Бальмонт «Снежинка».

Развитие речи:

Заучивание стихотворений о зиме.

Загадки и пословицы о зиме.

Проговаривание чистоговорок.

Рассматривание и рассказывание по картинам и иллюстрациям:

«Зимующие птицы»«Зима»«Кто где зимовать будет»«Зимняя кладовка животных».

Рассматривание и рассказывание по картинам: «Река замёрзла», «Зима»

Рассматривание картинок с зимними видами спорта.

Прогулки.

«Наблюдение за ветром»«Наблюдение за погодой», «Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за зимним небом»«Наблюдение за деревьями», «Наблюдение за обледенением деревьев», «Наблюдение за льдом на лужах», «Наблюдение за птицами у кормушки, на участке».

Наблюдения за погодой, ветром, небом, зимним солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, легкий, летает, хрустящий, кружится, сверкает, тает, липкий, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, галки, голуби, за прохожими, как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениями природы, характерными, для зимы; иней, снег, гололед, метель, рассматривание следов на снегу.

Труд

«Кормление птиц»«Уборка сухих веток на участке», «Очистка дорожек от снега»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседы: «Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?», «Для кого зима бывает грустным временем года?» «Каково лесным жителям зимой?», «О зиме», «Что бывает зимой? (стало холодно, идет снег, вода замерзла, реки сковало льдом)» «Какие животные живут зимой в лесу, чем питаются», «О снеге», «Какие зимние забавы вы знаете?» «В какие забавы любите играть?», «Без чего не бывает Зимы?» «В какие игры вы играете зимой?», «Что можно строить из снега и льда?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?», «Какая одежда нужна для занятия зимними видами спорта?», «Какие вы знаете зимние игры на участке детского сада?», «О хоккее», «О фигурном катании», «О конькобежном виде спорта».

Беседа«Как узнать зиму?». Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях.

Беседа «Морозные деньки». Цель: Формировать представление о временах года: зима; связях между временами года и погодой; называть основные приметы зимнего периода.

Беседа «Что нового и интересного вы видели по дороге в детский сад?» Цель: учить детей составлять рассказ по личным наблюдениям.

Беседа «Как зимуют птицы» «О птицах зимой» (Чем питаются птицы зимой? Как люди заботятся о птицах зимой?). Цель: Способствовать развитию связной речи.

Беседа по ЗОЖ. Проблемная ситуация «Чистый ли снег?». Цель: предложить воспитанникам обсудить действия детей, которые едят снег, дать им оценку. Учить аргументировать своё мнение, корректно вести спор. Предложит взять снег в группу и проверить высказанные предположения.

Беседа по ЗОЖ. Проблемная ситуация «Почему дорожки стали скользкими?»

«Гололед». «Правила безопасности зимой»

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры:

«Зайцы и волк», «Ледяные фигуры»«Два мороза»«Остановись возле снежка»«Снежная баба»«Передай снежок (рукавичку)»«Ветерок», «Заяц», «Зимушка–зима»«Снежная карусель», «Снег, лед, кутерьма», «Снежки»«Не будите медведя».

Зрительная гимнастика:

«Мы пришли в зимний лес»«Кто бродит в лесу зимой». Цель: снять зрительное напряжение, повысить зрительную работоспособность.

Пальчиковая гимнастика:

«Прогулка»«Снежки»«Мы лепили снежный ком». «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Образовательное развитие «Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевая игра «К доктору на прием с простудой, с гриппом».

Цель: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

Театрализованная игра «Зимовье зверей». Цель: вовлечь в игровую ситуацию, развивать воображение при помощи театра картинок, пробудить эмоциональный отклик у детей.

Просмотр презентаций:

YouTube: «Что такое зима? »- мультфильм для детей про зиму;

«Зимние забавы»,

 «Русская зимушка – зима»,

«Зимние виды спорта», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

Просмотр мультфильмов:

«Времена года», «Снеговик-почтовик», «Что такое Зима?», «Жила-была Царевна- Зимние забавы» (Сезон 1 – Серия 16)

Дидактические игры

«Какое время года»«Так бывает или нет?»«Что это за птица»«Что умеют делать звери?» «Что изменилось?»«Когда это бывает?»«Сложи снежинку»«В зимней столовой»«Собери снеговика»«Наоборот»«Что прячется за сугробом (за снежинкой)».

Образовательное развитие «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование«Снежинки за окном». Цель: выполнение композиции «Снежинки за окном» в нетрадиционной технике»

Рисование: «Наш друг Снеговик». 

Программное содержание: Продолжать развивать у детей навыки рисования

предмета, состоящего из нескольких кругов; развивать умение передавать особенности изображаемого предмета, используя кисть и краски, и с помощью ватных палочек; воспитывать желание самостоятельно украсить образ; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к созданию образа.

Лепка«Первые снежинки»; «Весёлый снеговик».

Аппликация: «Снеговик с метлой»; «Вот на ветках птицы: снегири, синицы» 

Программное содержание: Развивать у детей творческие способности и эстетическое восприятие, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Продолжать учить детей аккуратно складывать и наклеивать детали, пользоваться клеем и ножницами. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.

Аппликация: «Зимушка-зима».

Программное содержание: Продолжать учить детей наклеивать на основу готовые формы из бумаги, формировать умение делать снежинки с помощью техники обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности.

Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей. Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.

Конструирование: «Снежинки» (Палочки Киюзенера, счётные палочки)

Слушание музыкального произведения: «Зимняя сказка», «Весёлая зима», «Кабы не было зимы...», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского,

Работа с родителями:

Оформление папок-передвижек для родителей:

1. «Зима пришла», «Давайте поиграем», «Развиваемся, играя», «Читаем дома вместе»

2. Консультация для родителей:

«Одеваем детей по сезону», «Учим ребёнка правилам безопасности». «Зима», 

Статья: "Как уберечь ребенка от травм" (профилактика детского травматизма),

Статья: «К нам идет зима»

3. Изготовление кормушек для птиц.

4. Памятки для родителей:

«Безопасное катание на санках, ледянках, «ватрушках»

«Правила безопасной прогулки»

«Памятка для родителей и детей - ОСТОРОЖНО, ЛЁД!»

3-этап заключительный

1. Обработка результатов по реализации проекта

2. Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Зимушка-зима к нам пришла сама»

Результаты проекта:

- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт (10 детей- 55%);

- Дети владеют расширенным словарным запасом (8 детей - 44, 4%);

- Знакомы с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года (12 детей- 67%; 92% -взрослых);

- Разработаны рекомендации для родителей (4);

- Оформлена коллективная работа «Зимушка-зима к нам пришла сама»;

- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

Выводы:

В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.

Дети познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. 

Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков

Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.

Список литературы:

1. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средне группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

2. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М, 2007

3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие/ Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 176 с.

4. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе физического развития «Выходи играть во двор»/ методическое пособие/ Л.Н. Волошина и др.- Воронеж: Издат-Черноземье. - 2017. -367 с.

5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. М., 2001.

6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Календарно-тематическое планирование на тему: "Лето красное пришло"

В связи с введением ФГТ планирование в ДОУ изменилось, хочу поделиться, как планируется работа в нашем учреждении....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Здоровье» Игра – викторина «Мы самые здоровые»

В игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья....

Тематический день "В гости к нам пришла сама, наша Зимушка-Зима"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-ПетербургаТематический день:В гости к нам пришла сама, наша Зимушка...

Конспект тематического развлечения к 23 февраля «Мой папа самый лучший»

Тематическое развлечение к 23 февраля, способствующее развитию и сплочению детско-родительских отношений, развитию преемственности работы детского сада и семьи, воспитанию  любви к близким людям,...

План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»

План – конспект проведения  по непосредственно – образовательной  деятельности в старшей группе   по образовательной  области «Познавательное развитие»...