Экологический проект "Птицы в музыке"
проект по окружающему миру

Морковкина Марина Владимировна

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в дошкольном возрасте. Потом, поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание дошкольников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинка» г. Тайшета Иркутской области.

Экологический проект «Птицы в музыке»

Подготовила: музыкальный руководитель

Морковкина Марина Владимировна

Г. Тайшет 2022г.

Содержание

  1. Паспорт проекта  ..........................................................................................   стр. 3
  2. Актуальность  ...................................................................................стр. 3
  3.  Цели и задачи  ................................................................................. стр.5
  4. Принципы реализации проекта ………………………………….. стр. 5
  5. Условия реализации проекта............................................................стр.5
  6. Предполагаемый результат.............................................................. стр.6 
  7. Ресурсное обеспечение проекта...................................................стр.6
  8. Этапы реализации проекта .............................................................  стр.7
  9. Примерное  содержание  и формы работы с детьми  в процессе реализации проекта.......................................................................... стр.8
  10. Примерное  содержание работы с родителями и педагогами в процессе

реализации проекта ……………………………………………..   стр.8

  1. Рефлексия деятельности.................................................................... стр.9
  2. Информационные источники ........................................................... стр.10
  3. Приложения

 Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Птицы в музыке » воспитанников группы

Назначение

проекта

Проект разработан на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Проект предназначен для расширения знаний дошкольников о птицах в целях воспитания экологического сознания и культуры. А также для участия в конкурсе в МКДОУ «Рябинка» г. Тайшета «Лучшая методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников»

Срок реализации проекта

01.06.2022г. – 31.05.2023г.  

Разработчик

проекта

Музыкальный руководитель Морковкина Марина Владимировна

Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование  экологической  культуры с помощью музыки.

Вид проекта:   

долгосрочный, групповой,  творческий

Продолжительность проекта:

год

Участники проекта:

Дети подготовительного возраста группы, родители воспитанников,  воспитатели группы

Возраст детей

 6-7 лет.

Основная образовательная область:

«Познавательное развитие» (направление -  экологическое воспитание), художественно-эстетическое  развитие

                                  Характеристика проекта:

По продолжительности:

долгосрочный;

По содержанию

экологический;

По доминирующей деятельности:

смешанный, практико–ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески - игрового, познавательного аспектов);

По характеру содержания:

ребенок  + семья + природа;

По характеру участию ребенка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата;

Актуальность.

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в дошкольном возрасте. Потом, поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание дошкольников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

        Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе, стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников  - актуальная и главная задача на современном этапе.  

         Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

         Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

         Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Как природа неразрывно связана с человеком, так и музыка сопутствует ему на протяжении всей его жизни.

          Тема проекта «Птицы в музыке»  выбрана не случайно. Ведь именно птицы и их пение во многом послужили рождению музыкальных инструментов и музыкальных произведений. Наблюдая за птицами, их образом жизни, слушая их пение, композиторы сочиняли свои музыкальные шедевры, принося людям  радость и обращая тем самым внимание к этим существам. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая нравственные чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о  птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

       

Проблема.  А что мы можем сделать для птиц?

Главная цель проекта.  Создание условий для формирования у дошкольников   экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам. 

Задачи:

  1. Познакомить детей с птицами, их особенностями, голосами.
  2. Выявить связь голосов птиц и музыки.
  3. Познакомить детей с характерными музыкальными произведениями и композиторами.
  4. Привлечь детей к проблемам птиц через музыку.

Принципы реализации проекта:

  • Планомерность, систематичность, последовательность формирования знаний  у детей.
  • Тесная взаимосвязь звуков природы  с конкретными музыкальными произведениями.
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в решении главных вопросов, поддержка индивидуализации воспитанников.

Осознанная  деятельность всех участников педагогического проекта. 

 Условия реализации проекта:

  • заинтересованность педагогов ОУ, детей, родителей воспитанников;
  • регулярность, системность организации работы;
  • создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

Методическая работа в рамках проекта:

  • изучение музыкальных произведений и звуковых эффектов природы по теме проекта;
  • повышение профессионального уровня в области методики приобщения детей к экологическим наблюдениям и обучению музыкального восприятия произведений;
  • самоанализ собственной педагогической деятельности;
  • внедрение инновационных  формы организации детской деятельности таких как, акции, квест-игра, флеш-моб;
  • оформление проектной работы для практического применения педагогами и распространения опыта.   

         

Предполагаемый результат:

  • Воспитание любви к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
  • Формирование слухового восприятия голосов птиц, умения различать и сопоставлять с музыкальными звуками разных музыкальных инструментов    (через практическую общественную деятельность).
  • Формирование стремления к исследованию объектов природы (птиц), умения  делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой природы - птицами.
  • Формирование умения различать  и называть характерные признаки разных времен года.
  • Закрепление представлений о птицах: условиях жизни  птиц и их детенышей-птенчиков, классификацию птиц  (птиц полярных  районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных). У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных,  и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  • Изучение классических музыкальных произведений передающих представление о птицах.
  • Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Ресурсное обеспечение проекта

     Материально-техническое

  • авторские мультимедийные презентации;
  • информация в СМИ;
  • музыкальные инструменты;
  • фонотека голосов птиц и классических музыкальных произведений;
  • видеотека;
  • методические и дидактические пособия, картотека.

Учебно-методическое.

  • Пособия и оборудование в методическом кабинете ОУ: иллюстрации,

коллекции открыток, картины  художников с изображением птиц;

  • Парциальная программа по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог»;

  • методическая литература по экологическому развитию дошкольников;
  • методическая литература по речевому развитию детей.

Система работы по проекту включает:

  • создание предметной среды – музыкальное сопровождение, художественная литература, иллюстрации,  атрибуты, музыкальные игрушки игрушки, настольно – печатные и    дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей;
  • совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы;
  • работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, самодельных альбомов, организация совместных досугов.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Составление паспорта проекта.
  • Подбор музыкальных произведений, звукозаписей природных звуков.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Подбор презентации для просмотра.
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах в соответствии с запланированными мероприятиями перспективного комплексно-тематического плана.
  • Поисково-исследовательская работа дошкольников вместе с родителями и педагогами.
  • Проведение с детьми бесед, игр.
  • Прослушивание музыкальных произведений и звукозаписей голосов птиц.
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации «Летний переполох» август.
  • Осенний праздник «Скворушка прощается» октябрь.
  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая столовая для птиц» - январь.
  • Проведение итогового конкурса для детей и педагогов «Угадай-ка»   апрель.

Примерное  содержание  и формы работы с детьми  в процессе реализации проекта.

1. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры.
  • Настольно-печатные игры.
  • Театрализация.
  • Подвижные игры.
  • Упражнения на дыхание.
  • Моделирование  игровых ситуаций;

2. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира.
  • Прослушивание музыкальных произведений.

3. Беседы, интервью.

4. Решение проблемной ситуации.

5. Наблюдение за птицами.

6. Труд в природе, ручной труд.

7. Коммуникация.

10. Музыка.

11. Работа с родителями.

  • выставки рисунков и поделок;
  • беседы,  консультации, родительские собрания;
  • привлечение родителей к проведению праздников;
  • открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
  • участие в выставках совместных поделок детей и родителей по теме;
  • размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
  • участие  в изготовлении кормушек, скворечников для птиц;
  • участие в акции «Птичья столовая», «Накормите птиц зимой», «Встречаем, в гости приглашаем»,        

Примерное  содержание работы с родителями  в процессе реализации проекта.

  • Рекомендации на совместные прогулки.
  • Совместно с ребенком изготовить кормушку, скворечник.
  • Заучивать стихи о птицах, загадывать загадки про птиц.
  • Рассматривать птиц на иллюстрациях в книгах журналах, энциклопедиях.
  • Оформление подборки книг о птицах.
  • Просмотр видеороликов, презентаций в сети интернет.
  • Изготовление книжек, оформление рассказов, творческих работ детей.
  • Участие в конкурсах в ОУ, экологических акциях.
  • Участие в интернет конкурсах и викторинах.

Примерное  содержание работы с педагогами  в процессе реализации проекта.

  • Представление плана и паспорта проекта, с целью внесения дополнений.
  • Поисковая деятельность в рамках проекта.
  • Разработка материалов по теме проекта.
  • Презентация проекта  «Птицы в музыке» на педагогическом часе в ОУ.

Рефлексия деятельности.

  • Работа в рамках проекта позволила раздвинуть горизонт участия каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
  • Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение среди родителей и коллег.
  • В условиях реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи;

- импровизировать движения птиц, подражать их голосам с помощью музыкальных инструментов и голоса, сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.

  • Проблему дети решали путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
  • Ребёнок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

 Информационные источники:

  1. Акимушкин И. «Мир животных». М.: Мысль, 1989 г.
  2. Бианки В. «Птичьи разговоры». Детская литература, 1978 г. 4. А. Э. Брем. «Жизнь животных», том 6. Птицы. Под ред. В.Д.Ильичева, А.В.Михеева, - М.: «Просвещение», 1986.
  3. Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. Определитель птиц и птичьих гнѐзд средней полосы России. — Россия: Экосистема, 2006.
  4. Волина В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
  5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  8. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  9. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  10. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  11. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.
  12. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  13. Пришвин М. «Гаечки», «Этажи леса»
  14. Теплюк С.Н. «Игры-занятия на прогулке с малышами» Москва, изд-во «Мозаика-синтез». 2014г.
  15. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.
  16. Интернет - ресурсы. ( https://multi-mama.ru/stihi-pro-ptic-dlya-detej/)

Приложения

1. Произведения для слушания:

  1. «Жаворонок» (Детский альбом) П. Чайковский
  2. «Жаворонок» (Времена года, март) П. Чайковский
  3. «Жаворонок» М. Глинка
  4. «Лебедь» К. Сен-Санс
  5. «Соловей» А. Алябьев
  6. «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский
  7. «Пенье птиц» Ж. Ф. Рамо
  8. «Птичка» Э. Григ
  9. «Печальные птицы» М. Равель
  10. «Серый кулик» О. Мессиан
  11.  «Концерт для скрипки ля мажор. Соловей» А. Вивальди
  12. «Симфония №6 («Пасторальная»), 2 часть «Сцена у ручья» Л. Бетховен
  13.  Израильский вокальный квинтет "Carmel".
  14.  «Щегол» Концерт для флейты и струнного оркестра, ре мажор А. Вивальди
  15.  «Весна» (Времена года) 1 часть А. Вивальди

2. Песни про птиц

 журнал «Музыкальный руководитель»

  1. «Прощальная для скворушки» стр. 18 №7/ 2017
  2. «Синица» стр. 52 №8/2016
  3. «Пингвинёнок» стр.49 №8/2015
  4. «Мои птицы» стр. 52 №5 /2006
  5. «Осенний вальс» стр. 54 №5/2006
  6. «Добрая песня» стр.56 №5/20066

Учите детей петь (6-7лет)

«Скворушка прощается» стр.106

Праздники в детском саду С.Н.Захарова

«Журавушка» стр.8

3. Фонотека голосов птиц:

Журавль, синица, воробей, ворона, голубь, аист, снегирь, галка, жаворонок, лебедь, кукушка, соловей.

4.Птицы – наши друзья

Осенний досуг

Действующие лица:

Осень – взрослый

Дети – птицы: журавлик, синица, воробей, грач, ворона, голубь, уточки, аист, снегири, галка.

В зале размещена выставка даров осени – колосья пшеницы, снопы льна, каравай, фрукты, овощи и т.п., которую дети рассматривают перед началом праздника. Зал украшен разноцветными листьями.

        Под музыку в зал входит Осень с корзинкой, в которой находятся фрукты, овощи, каравай. Её встречают дети, здороваются.

Ребёнок. Осень хлебосольная, накрывай пиры!

Полюшко раздольное принесло дары.

Хлеба нынче вволюшку, хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку, гнётся колосок.

Как созреют солнышком колоски – лучи,

Жернов смелет зернышки – ставят хлеб в печи.

Корочкой румянится пышный каравай.

Осень хлебом славится, пробуй урожай!

Осень. Правда, сколько даров я приношу людям за их труды: и фрукты, и овощи, и, конечно, хлеб. Чтобы не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! А задумывались ли вы, ребята. Как зимуют наши друзья – птицы? Все ли они улетают в тёплые края? (Ответы.) Да, ребята, вы правы. Не все птицы являются перелётными. Не все улетают на юг. Некоторые птицы – постоянно с нами. Да пусть лучше они сами о себе расскажут, ведь я к вам пришла не одна!

        Звучит заставка телепередачи «В мире животных». В зал «влетают» птицы (дети в костюмах или шапочках птиц) и исполняют небольшой импровизированный танец. Затем читают каждый своё стихотворение (театрально обыгрывая). На выход каждой птицы звучит фрагмент соответствующей музыки, прослушанной детьми ранее на музыкальных занятиях.

Журавль. Я – журавлик длинноногий, нас осталось так немного.

Мы не любим города, мы – где чистая вода,

Где озёра и лягушки, где зелёные опушки.

К югу улетаем мы от мороза, от зимы.

Синица. Я – проворная синица, мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь: вместе с солнышком проснусь,

Загляну в твоё окошко. Дай мне семечек немножко.

Твоя помощь мне нужна, мне бы сала и зерна.

За добро благодарю: тебе песенку дарю.

Воробей. Я – воробушек обычный, к русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода, мне метели не беда.

Если ты кладёшь в кормушку хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей, станет другом воробей.

Грач. Я – большой и важный грач, для садов, деревьев – врач.

Собираю червяков и вредителей – жуков.

Обхожу весь огород, но лишь осень подойдёт,

В тёплый край я улечу, в зиму холодно грачу.

Ворона. Я – умнейшая ворона, мне бы царство и корону.

Хоть живу в своём гнезде, но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми, их домами их детьми.

Пусть считают любопытной, но найду кусочек сытный

Или попросту стащу, своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой даже лютою зимой!

Голубь. Я – самая мирная птица, я сизый простой голубок!

Привык рядом с вами селиться, мне нравится ваш городок.

Прошу вас со мной поделиться, немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться, спасите меня от беды!

Утка. Улетают уточки  с тёплого болота,

Не боясь ни чуточки дальнего полёта.

Уточки-красавицы не выносят вьюгу,

Облаков касаются, улетая к югу.

Аист. Свил гнездо на крыше аист, люди птицам улыбались.

Если аист свил гнездо – значит, дому повезло.

У югу аист улетит, гонит птицу аппетит.

Он зовёт свою подружку: «Там тепло и есть лягушки!»

Снегирь. Мы зовёмся снегири! Наши грудки – цвет зари!

Прилетаем мы зимой, мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда, семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клён, подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим, а летаем и едим!

Галка. Я всем давно знакома. Соседи мы с тобой.

Я – галка, не ворона. Я хороша собой.

Привычен зимний холод для птицы городской,

Но страшен птице голод без помощи людской.

Осень. Как хорошо, что птицы прилетели сюда, они знают, что здесь добрые, отзывчивые дети, которые будут заботиться о них зимой. Вот, посмотрите, ребята, какие кормушки можно сделать для птиц с помощью взрослых. (Показывает 2-3 кормушки, изготовленных из коробок, пластиковых бутылок, фанеры и предлагает детям из бумажных кулёчков высыпать в них корм – семечки, крупу). Вот. Кормушки готовы, остаётся только развесить их на улице так, чтобы удобно было досыпать корм.

Ребёнок. Заскользили первые ледышки по осенней стынущей реке,

Распустили перья воробьишки под окном на веточке – руке.

Заглянули птицы мне в окошко: - Как у вас там сытно и тепло!

Я им семечек и хлебных крошек высыпаю прямо под окно.

- Вас, ребята, мы зимой не бросим, залетайте греться на чердак!

Вам в кормушку хлебушка накрошим, не шумите из-за крошек так!

Доживёте вы со мной до лета, помогать мне будите в саду.

Наша дружба – добрая примета. Я всегда на помощь к вам приду.

Дети исполняют песню «Мои птенцы»

Проводится игра «Кот и птицы»

Осень. А теперь, ребята, пригласите друг друга и птиц на танец «Осенний вальс»

Дети исполняют «Осенний вальс»

Осень. Теперь, когда вы познакомились и подружились с птицами, вы легко сможете отгадать загадки про птиц.  

  1. Эту птицу знают все – птица чёрная совсем.

Серый клюв торчит, как палка, ходит птица вперевалку,

Для деревьев – добрый врач на любимый, чёрный…(грач)

  1. Кто не знает этой птицы, что по зарослям ютится?

Серый маленький певец так зальётся, молодец!

Ночь готова слушать я трели крохи …(соловья)

  1. Словно яблочки на ветке, красногрудые кокетки.

Хочешь яблочко? Сорви! Улетели…(снегири)

  1. Тихой ночью лес уснул. Кто-то ухнул и вспорхнул.

Да, не зря идёт молва – в ночь охотится…(сова)

  1. Ходит птица по болоту, хочет высмотреть кого-то.

«Кап!» - сорвётся с клюва капля, «Цап!» - лягушку схватит…(цапля)

  1. Кто из леса прилетит, кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья, говоруша, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост, что за птица, вот вопрос? (сорока)

  1. Ходит по грядке обычная птица,

Много букашек поймать изловчится.

Чёрная грудь и крыло. Угадай-ка!

В сером платочке, весёлая…(галка)

  1. Ранней весной прилетит прямо в сад.

Как он скворечнику - домику рад!

Самый смешной перелётный певец,

Чёрный весёлый полезный…(скворец)

  1. Кто в лесу в мороз и в жару долбит сук, срывает кору?

Клювом – «тук!», сгинет жук! Деревьям вокруг он лучший друг! (дятел)

  1.  Птица – звонкая певичка, желтобрюхая сестричка,

Суетится невеличка, наша быстрая…(синичка)

  1. Кто проворно подлетает, шум и драку затевает?

Крошек, зёрен не жалей! Это – шустрый…(воробей)

  1. Это птица мирная, хоть и бесквартирная.

Гнёзда строить не мастак, приютится на чердак.

Станет солнце пригревать, птица любит ворковать.

Нет наряда голубей, чем у них, у…(голубей)

Осень. Молодцы, ребята. А теперь сможете ли вы отгадать загадки потруднее?

Дети угадывают птиц по голосам.

Осень. Скоро, скоро вас покину, и наступят холода.

Сменят жёлтую картину белый снег, дорожки льда.

Перелётных птиц отправлю к югу, в тёплые края,

Остальных у вас оставлю, смена кончилась  моя.

Вы о них не забывайте, выручайте в трудный час,

Хлеба, зёрнышек давайте. Это – просьба, мой наказ.

Птицы будут очень рады получить от вас еду.

Птичья песня – вам награда за любовь и доброту.

Дети поют песню «Добрая песня»

5.Стихи про птиц

  1.  Жаворонок полевой

 Жаворонок полевой,

 Нет певца чудесней!

 В чистом поле — домик твой.

 В ясном небе — песня. Автор: Автор: В. Берестов ***

  1. Воробей скакал по грядке,

 Рядом кот играл с ним в прятки…

 -Не поймать меня коту,

Я проворный на лету.

Прыг да скок, ну что за птица,

 Все на месте не сидится.

 С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

 По тропинкам, по дорожкам

Скачет серый воробей.

Что он ищет?

 Ищет крошки

Для себя и для детей. Автор: М. Петров

  1. Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

 Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

 Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

 Тири-тири, тень-тень-тень.

  1.  Журавли

У болота в полдень тихий

Ивы нежно шелестят.

На пригорке журавлиха

 Обучает журавлят.

Только слышно над лугами,

 Где курлычат журавли:

 «Раз, два, три! Толчок ногами!

 Отрывайтесь от земли!»

 Журавлихин голос тонок,

 В нём и радость, в нём и грусть.

 Самый младший журавлёнок

 Говорит: «А я боюсь!»

 На сынишку мать взглянула:

 «До чего же он несмел!»

 Клювом длинным подтолкнула –

 Журавлёнок полетел…

 Расстояния большие!

 Трудный путь для журавлят!

 В первый раз в края чужие

 Журавлята полетят.

А весной вы их найдёте

 Там, где ивы шелестят,

 У знакомого болота

 С новой стайкой журавлят. Автор: С. Баранов

 

  1. Все пингвины в Антарктиде

Все пингвины в Антарктиде

Ходят в чёрно-белом твиде,

 Потому что в минус тридцать

Заболеешь в лёгком ситце. Автор: Ю. Поляков

  1. Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

 И песню раннюю запел

 В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

 Весна пришла к нам молодая,

 Я здесь пою приход весны… Автор: В. Жуковский

  1.  Скворец

Живет у нас под крышей

 Непризнанный артист,

 И целый день мы слышим

Художественный свист.

 Еще в полях туманы,

 Еще роса блестит,

 А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

 Свистит не славы ради,

 Не ради всяких благ,

 А просто в небо глядя,

 От сердца! Просто так!

 Выводит он рулады

 По нескольку минут…

Не требуя награды

 За свой талант и труд. Автор: С. Михалков

  1.  Птичий пир

Листья с веток опадают.

 Лить дожди не устают.

 Улетают птичьи стаи,

 направляются на юг.

Но остался сизый голубь зимовать на ветках голых.

 По деревьям вверх и вниз скачет стайка птиц-синиц.

 Птица клёст в гнезде ютится, а ворона — у окна.

 Помогите встретить птицам день, когда придёт весна.

Прогуляйтесь по опушкам, подарите им кормушки.

 Даже с севера снегирь прилетит на этот пир. Автор: Татьяна Бокова

  1. Пригревает жарко солнце

Пригревает жарко солнце,

 На дворе журчат ручьи,

А у нашего оконца

 Стайка ласточек кричит.

 Подлетели… Тише, тише…

 С криком вьются у крыльца.

Это ласточки под крышей

 Строят гнёздышки птенцам.

Скоро пёстрые яички

 Будут в гнёздышках лежать.

 Согревать их станут птички,

Малых деток поджидать. Автор: Н. Забила

  1. Покормите птиц

 Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна — И не страшна

 Будет им зима.

 Сколько гибнет их — не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

А остались зимовать

 Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. Автор: Александр Яшин ***

  1.  Где обедал, воробей?

— Где обедал, воробей?

 — В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.

 У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

 С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

 Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил

 Чуть меня не проглотил. Автор: Самуил Маршак

  1.  Скворец

Живёт у нас под крышей

Непризнанный артист,

 И целый день мы слышим

Художественный свист.

 Ещё в полях туманы,

 Ещё роса блестит,

 А он, проснувшись рано

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

 Не ради всяких благ,

 А просто в небо глядя,

 От сердца! Просто так!

 Выводит он рулады

По нескольку минут…

 Не требуя награды

За свой талант и труд. Автор: Сергей Михалков

  1.  Голоса птиц

 Птицы вовсе не от скуки

Выдают в пространство звуки.

 С пением общаются,

 С пением ругаются.

Барабанный слышен стук.

Дятел клювом тук, тук, тук.

Прочным клювом за обедом

Добывает древоедов.

 Белый аист очень чётко

Клювом щёлкает трещоткой.

Щёлканье ему поможет,

 Потому, что петь не может.

 Закукукала кукушка

 Ку — ку — ку и ку — ку- ку.

Много лет мне пожелала,

 Ей скажу: Мерси боку!

 Кар — кар каркает ворона,

 Взгромоздившись на фонарь.

 Будто страж статей закона

 Проповедует мораль.

Голуби воркуют меж собой,

Песни же не слышно никакой.

 Слышны уханья и хохот,

 Робкого — аж страх берёт.

Не пугайся. Это клёкот —

 Сова голос подаёт.

Дар оратора как пай

Получает попугай.

Смысл «трибуна» не колышет,

Повторяет всё, что слышит.

 Хоть павлин красой велик,

Его голос — кошки крик.

Красиво поют только малые птицы:

Иволги, скворцы, синицы.

Признан так же певчий дар

Канареек, что с Канар.

 Воробьишки озорные,

 Скачут словно заводные.

 На дорожках и на ветках

Чик — чирикают как детки.

 Сладкозвучный соловей.

 Нет певца в лесу слышней.

 На его счету каскад

 Виртуознейших рулад. Автор: Борис Шмуклер

                6.  Картотека дидактических игр по теме  «Птицы»

                                                  «Где, какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был между сорокой и голубем и т. д.


                                       
«Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц, развивать внимание, память.

Ход игры: педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу. Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера перелётных птиц, найти их на картинках.

                                                  «Кто где живет»

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;

Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.


                                   «Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры. Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«Птицы нашего края»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

«Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.


                                                 

«Узнай птицу по силуэту»


Цель:
 способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.


Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц.

                                            «Птицы представляются».

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

                                                   

                                                       «В мире птиц»

Цель: закрепить знание детей о птицах.

Ход игры: На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)


                                       «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

                                                             Ход игры:

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.


                                                   «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;

Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)/

Ход игры.

Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.

                                                          «Сравни птиц»

Цель: обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни;

Ход игры.

У воробья туловище мелкое, а у цапли. У воробья голова маленькая, а у цапли. У воробья клюв короткий, а у цапли. У воробья крылья узкие, а у цапли. и т. д.

                                                             «Что лишнее»


Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование: карточки с набором из 4-х слов (картинок): три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

                                                          Ход игры:

Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.

                                      «Скажи ласково»


Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.

                                      Ход игры:

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

Толстая шея – толстенькая шейка

Короткий хвост – короткий хвостик

Светлые перья – светленькие пёрышки

                                                «Четвёртый лишний»


Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

                                                     Ход игры :

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Ворона, скворец, синица, галка

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь и т.д.

                                                 «Кого не стало»


Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже


                                               Ход игры:

На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»

Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....

"Роль музыки в развитии экологической культуры дошкольников"

Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....

Консультация для воспитателей - "Экологические аспекты воздействия музыки"

необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм....

Экологическое воспитание и музыка

Экологическое воспитание и музыкальная деятельность в ДОО...

Музыкально-экологический проект "Гармония музыки и природы"

Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа» филиал «Лявленская начальная школа - детский сад» Паспорт проекта МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПР...

Музыкально - экологический проект "Гармония музыки и природы"

Цель: Содействие развитию у детей экологических культуры средствами музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы....

Музыкально -экологический проект "Гармония музыки и природы"

Музыкально -экологический проект «Гармония музыки и природы». напрвлен на приобщение детей к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней....