Экологический проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи канкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. эти знания помогут осмыслить. что рядом с ним находятся живые существа. Участие воспитанников и родителей в экологических мероприятиях, акциях, субботниках - уникальная  возможность принести пользу окружающей природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datskovskaya_nn_proekt_sinichkin_den.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический образовательный проект «Синичкин день»

(средняя группа)

Дацковская Нина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №53 г. Белгорода

Вид проекта: познавательно-продуктивный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя (07.11.2022 – 12.11.2022)

Участники проектной деятельности: воспитанники (4-5 лет), педагоги и сотрудники ДОУ, родители.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Введение

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждую из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей 4-5 лет сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. 

Взрослые обязаны прививать детям любовь к природе родного края, а также к птицам и всему окружающему миру, т.к. дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. В народе по православному календарю этот день получил название «Зиновий Синичник» (память мучеников епископа Егейского Зиновия и его сестры Зеновии).

По народным приметам, именно к 12-му ноября с юга прилетели все птицы-зимники, в том числе синицы, снегири, свиристели. Считается, что именно в эти дни, предчувствуя скорые холода, синицы прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей.

Как известно синицы приносят пользу человеку, чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время. В этом основная цель предлагаемого проекта.

Актуальность проекта.

В средне возрасте (дети 4-5 лет) недостаточные знания о народных праздниках, приметах; о синице, её повадках, средой обитания, особенностях внешнего вида, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать.

У воспитанников недостаточно знаний о народных праздниках, о приметах.

Цели проекта: Расширить представления детей об экологических и народных праздниках. Приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам.

Задачи проекта:

Образовательные:

- учить детей замечать изменения в природе; сформировать представления о взаимосвязи погодных условий (понижение температуры) и условиями жизни птиц;

- расширить представления о синице, её повадках, средой обитания, особенностях внешнего вида, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать;

- познакомить детей с видами подкормки синиц и зимующих птиц;

- познакомить детей с народным праздником «Зиновий Синичник» («Синичкин день»);

Развивающие:

- развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать простейшие выводы;

- организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой;

- расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы»; развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра (пословицы, поговорки, загадки и др.);

- развивать творческие способности детей, умение отражать свои впечатления через продуктивную деятельность;

Воспитательные:

- воспитывать у детей заботливое отношение к природе родного края, желание помогать птицам в зимний период, чувство ответственности за ежедневную подкормку птиц;

-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе сверстников.

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Предполагаемые результаты:

По окончанию проекта дети 4-5 лет имеют представления о синице, её особенностях внешнего вида, о повадках, среде обитания, о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать;

Имеют представления о народных и экологических праздниках;

 Повысилась экологическая культуры воспитанников, формирование навыков экологически нравственного поведения -участвуют в практических делах по улучшению природной среды;

Повышение социальной компетентности дошкольников;

Рассказывают о помощи человека зимующим птицам; пополнили словарный запас по теме проекта;

Положительно-эмоциональное и осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;

Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Преобразование предметно-развивающей среды группы (наглядный, дидактический материал)

Продукт проектной деятельности:

- Изготовлены взрослыми (родителями) кормушки для птиц;

- кормушки размещены детьми и педагогами на прогулочном участке;

- выставка детского творчества: аппликация «Синички на дереве»;

- акция по сбору корма для зимующих птиц;

- Изготовлены: Альбома «Синичкин день» и Лэпбука «Синичкин день»

- Консультация для родителей «Экологический праздник «Синичкин день».

Принципы реализации проекта

Принцип активного включения детей в практическую деятельность ориентирован на активное включение детей в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе (экскурсия, наблюдение, беседы, развлечение, викторина, игры).

Принцип диалогичности ориентирован на возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения раоты, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.

Принцип доступности, достоверности знаний ориентирован на материал, объемы, методы обучения интеллектуального и нравственного развития

Принцип преемственности ориентирован на создание условий для перехода от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности, обеспечивая последовательное их решение, знакомство с ЗОЖ и развитие первоначальных знаний

Принцип регионального компонента ориентирован на образовательную и воспитательную практику в соответствии с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Принцип творчества ориентирован на максимальную ориентацию творческого начала в игровой и продуктивной деятельности дошкольников приобретение им собственного опыта творческой деятельности

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

Со стороны педагога это изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения.

Формулирование проблемы - организация «точки удивления», возбуждающий интерес и создающий мотивацию для познавательной активности, определение целей и задач проекта.

Создание необходимых условий для успешной реализации проекта: подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, иллюстраций по теме; подбор материалов для продуктивной деятельности.

Со стороны детей это обсуждение, вхождение в проблему.

Предварительная работа с родителями:

Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.

Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Предложить родителям изготовить дома кормушки для птиц.

2 этап: основной

Виды деятельности с детьми:

- встреча со сказочными героями Эколятами.

- рассматривание;

- словесные: беседа, чтение художественной и познавательной литературы, загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;

- моделирования;

- экологические игры;

- дидактические игры

- наблюдение за погодой, птицами на участке детского сада, за синицей;

- просмотр презентации «Маленькие соседи на большой планете»

- раскрашивание «Правила поведения в природе».

Социально- коммуникативное развитие:

- Беседы: «Синичка – гостья нашего двора», «Как живут синички», «Пользу или вред приносят птицы», «Кто заботится о птицах?»

- Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?». «Чем питаются птицы зимой?»

- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»

Познавательное развитие:

Беседа о народных праздниках, о русском народном празднике «Зиновий - Синичник»

- Рассматривание иллюстраций, альбома «Виды синиц»

-Отгадывание загадок о зимующих птицах

- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Сколько птиц на ветке?» «Голоса птиц», «4-й лишний», «У человека – рука, а у птицы-…?», «Зимуют - улетают». «Посади птичек на свой скворечник», «Каждой птичке своё место», «Каких птиц зимой у кормушки не уведешь», «Каких птиц много на дереве», «Какой птички не стало» и др

Речевое развитие:

- Чтение художественной литературы: 

В. Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»;

Н. Лучинина: «Синичкин день»;
Е. Евсеева: «Синица, синица»;

С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшин «Покормите птиц зимой»;

Татьяна Кирюшатова, Ирина Асеева «Синичкин день»;

А. Барто «Скачет шустрая синичка»;

- Разучивание пальчиковой гимнастики на тему «Птицы»

Художественно- эстетическое развитие:

- обрывная аппликация «Синичка-невеличка»

- рисование «Синичка на ветке рябины»

- объемная аппликация из цветной бумаги «Синичка»

- плакат «Синички на ветках»

Физическое развитие:

- Игра- имитация движений птиц;

-Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и кот», «Птички-невелички»;

- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика

3 этап -  заключительный

Представляются результаты проекта:

- Оформление выставок детского творчества;

- На прогулочном участке совместно с родителями оформить зоны подкормки птиц, т.е. установка кормушек;

- В группе организовать выставку работ детского творчества по теме проекта «Синичкин день»: объемная аппликация «Наша птичка - синичка», раскрашивание «Красавица птичка – синичка».

- Работа с родителями: консультация «Синичкин день», рекомендации по наблюдению за птицами на прогулке с детьми, памятка «Как правильно подкормить птиц?»

Список используемой литературы

1 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста.

(практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель»,      2004

2 Гальцова Е. А. Сценарии развлекательных мероприятий для дошкольников: праздники, шоу, программы, игры, конкурсы, театрально – массовые представления – Волгоград, 2010

3 Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Мозаика- Синтез, 2010.

4 Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М.: Эксмо,

5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-siniczu-dlya-detej-27-luchshih.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний экологический праздник «День Земли»

В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологический праздник « День птиц »

Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....

Сценарий детского экологического праздника "День земли"

Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....

Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....

Конспект экологического праздника "День Земли"

В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....