Проект на тему "Зимующие птицы"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Сформировать у детей представление о многообразии зимующих птиц. Расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_ptits_starshaya.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе детского сада

Продолжительность: краткосрочный 

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Актуальность проекта :

Человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. С появлением устойчивого снежного покрова, во время бескормицы, много погибает птиц от голода. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным. Зимой птицы очень нуждаются в помощи людей.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому мы, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Постановка проблемы:

Недостаточно знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам в холодное и голодное время года - зимой.

Цель: Сформировать у детей представление о многообразии зимующих птиц. Расширить знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках зимующих птиц, их приспособленности к среде обитания в зимний период.

Задачи проекта :

• вызвать интерес к окружающему миру;

• расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

• сформировать бережное отношение к миру природы;

• воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;

• познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;

• сформировать умение различать птиц по внешнему виду;

• привлечь внимание воспитанников и родителей к проблеме жизни птиц в суровых условиях зимы.

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта «Зимующие птицы» у детей расширятся знания о зимующих птицах. Дети научатся вести наблюдение птицами, производить анализ увиденного, различать их по внешнему виду, повадкам, оперению. Ребята совместно с родителями изготовят и примут участие в выставке кормушек. Вместе с воспитателем познакомятся со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах, выполнят коллективную аппликацию и оформят выставку детских работ «Наши зимующие птицы»

Этапы реализации проекта «Зимующие птицы»

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (практический)

3. Заключительный этап.

Реализация проекта :

этапподготовительный этап:

определение уровня знаний детей о зимующих птицах;

подбор необходимой методической литературы по теме;

подбор музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;

подбор художественной литературы, картинок, энциклопедий, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме;

создание необходимых условий для реализации проекта;

разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап: основной

Познавательное развитие.

1. НОД «Зимующие птицы нашего края»

2. Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

3. Беседа «Какие птицы с нами зимуют?»

4. Беседа «Как птицы готовятся к зиме? Чем питаются?»

5. Беседа «Для чего кормушке крыша?»

6. Дидактические игры:

• Игра «Что за птица?»

Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

• Игра «Счет птиц»

Цель: закреплять умение детей согласовывать числительные с существительными.

• Игра «Назови ласково».

Цель: упражнять в словообразовании (синица – синичка, воробей – воробушек)

• Игра «Четвертый лишний»

Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.

Художественно эстетическое развитие.

1. Рисование – «Снегирь на ветке» Цель: закреплять знания детей

Цель: учить передавать внешний вид зимующих птиц, активизировать мыслительные процессы, развивать творчество.

2. Лепка – «Зимующие птицы»

Цель: формируем умение детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.

3. Коллективная аппликация «Зимующие птицы на дереве»

Цель: формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Музыкальная деятельность.

1. Слушание песни «Птички», муз. и сл. Т. Ломовой, «Воробей», муз. и сл. А. Ветлина.

2. Пение попевки «Птица и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

3. Слушание записи с голосами птиц.

4. Игра «Скок, скок, угадай, чей голосок».

Цель: создание условий для развития музыкально-творческих

способностей детей дошкольного возраста средствами музыки. Развивать внимание, память, слуховое восприятие.

Речевое развитие.

1. Чтение рассказов и стихотворений: (И. Тургенева «Воробей», В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Воробей», С. Есенин «Поет зима – аукает»)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг.

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему«Птицы»«Птицы у кормушки».

Цель: расширить знание о зимующих птицах.

3. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.

Цель: Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

4. Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель: Настроить детей на восприятие произведения, подготовить внимание детей, пробудить интерес к стихотворению. Способствовать пониманию и запоминанию, обеспечить осознание композиционной последовательности стихотворного текста.

5. Отгадывание загадок.

Цель: вызвать интерес к предметному миру; закреплять знание детей о зимующих птицах; формируем детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

Физическое развитие:

1. Утренняя гимнастика.

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

2. Подвижные игры«Вороны»«Воробушки и автомобиль»«Совушка»«Воробьи и собачка»«Зимующие и перелетные птицы» (с мячом).

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание, реакцию.

3. Пальчиковая гимнастика«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»«Прилетайте, птички»«Кормушка»«Сорока»«Птички прилетали»«Дятел».

Цель: развитие мелкой и общей моторики пальцев рук дошкольников.

Исследовательская деятельность:

Наблюдение:

-за синицами

-за воробьями. Чтение С. Есенин «Поет зима – аукает».

-за голубями

-рассматривание птичьих следов на снегу.

Трудовая деятельность:

- подкармливание птиц на кормушке каждый день;

- желающим детям предложить взять на себя ответственность за наполнение кормушки кормом с целью формирования умения подбирать корм с учетом того, какие птицы прилетают на участок;

- предложить детям рассказать, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололеда, поощрять стремление заботиться о птицах.

Совместная работа с родителями:

Рекомендации для домашнего чтения:

«Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдошенко, «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский, «Птичий год» В. Бианки.

- Заучивание стихотворения:

«Снегири» Л. Татьяничева;

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску; вместе покормить птиц)

- Рекомендации в изготовлении кормушек и зимующих птиц.

- Конкурсы – «Мастерим кормушки для птиц».

III этап: заключительный.

Результаты проекта :

1. Расширился кругозор детей по теме«Зимующие птицы».

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

3. На протяжении реализации проекта «Зимующие птицы» у детей развивалась связная речь, умение грамматически правильно строить предложение, отвечать на вопросы полным ответом.

4. Дети научились правильно подкармливать птиц (не все птицы едят один и тот же корм)

5. У всех детей появилось заботливое, внимательное отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, не забывали брать корм и кормить птиц).

6. Повысился познавательный интерес, значительно расширился кругозор знаний о зимующих птицах.

7. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

В результате проведенной работы дети узнали:

какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

как различить птиц по окраске;

какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

• птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

• в ветреные дни птицы не прилетают;

• из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

• воробьи, голуби прилетают стайками, синицы - по 3 - 4, снегири –по 3 -4 (в основном самцы, вороны – по одиночке;

• кормушку посетили 6 видов птиц;

• за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Краткосрочный проект "Наши добрые сказки"

Данный краткосрочный проект "Наши добрые сказки" старшей группы детского сада посвящен знакомству детей с русскими добрыми сказками и привитию у детей культуры чтения в связи с тем, что все реже и реже современные дети обращаются к чтению книг, а тем более в их классическом виде.

Цель: обобщить знания детей о прочитанных сказках и привить им любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.

Результатом проектной деятельности в виде краткосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Наши добрые сказки" стали совместные творческие работы детей в группе, а также работы детей с родителями в виде рисунков, аппликаций и стенгазет на тему сказок.

Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить…

Актуальность проекта: Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Цель проекта:

- Обобщить знания детей о прочитанных сказках.

-Прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.

Задачи проекта:

-создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;

-закрепить и расширить знания детей о сказках;

-развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

-способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

-продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Участники проекта:

Дети старшей группы участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).


Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.

Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.

Тип проекта: - творческий

Продолжительность проекта : краткосрочный (с 17.05.2019г. по 30.05..2019 года)

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом "Наши добрые сказки"

I этап. Подготовительно-информационный:

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Конкурс стенгазет «Самая читающая семья»

Совместное сотворчество родители-дети «Иллюстрируем любимую сказку».

Конкурс поделок «Наши сказки»

II этап. Практический - познавательный:

Организация познавательной деятельности детей: Провести цикл познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по сказкам. Познавательная беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки». Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Рассказы детей о посещении театров. НОД «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»».


Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей. Работа со сказкой «Репка». Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Совместная деятельность дома. Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка». Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, НОД, изготовление сказочных персонажей из бросового и подручного материала, дидактические и сюжетно-ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома»(ежедневно), тренинги, ситуативное общение.

III этап.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;

Показ инсценировки р.н.с. «Колобок»;

Предполагаемый результат

Дети должны:

проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;

знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ;

знать различные виды театров и уметь показывать их;

уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.


Содержание работы с детьми

Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки» , «какие сказки вам читают дома»

Чтение разных сказок

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ прочитанных сказок, их инсценированние.


Самостоятельное составление сказок.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Загадки о сказках, героях сказок.

Викторина по сказкам.

Инсценирвка сказки «Колобок».

Содержание работы с родителями

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Консультация для родителей«Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».

Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки »

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ....

Проект "Как появляется птица"

1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...

Проект "Нам без птиц никак нельзя, птицы - верные друзья"

Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах через знакомство с книжной графикой и литературными произведениями Г.Я.Снегирева....

Мини-проект на тему : " Птицы-соседи, птицы друзья"

Содержание проекта:1. Предполагаемый результат2. Предварительная работа3. Дидактические игры4. Фотографии детей...

В рамках ежегодного Всероссийского проекта Союза охраны птиц России (СОПР), в нашем детском саду, прошла акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!». Номинация—”Кормушка для пичужки”.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"13943769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1394377...