ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

педагогический проект по ознакомлению детей с природой

« МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ»

«Любят ребята живой уголок-

Каждую птицу и каждый цветок…»

И. Молчанов - Сибирский.

Воспитатели: Ковалева Е.Э.; Фомина Л.И..

Учитель – логопед:  Балыбердина О.В..

Музыкальный руководитель:   Боромыкова О. С..

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16

 Адмиралтейского района   Санкт-Петербурга

2010-20011 учебный год.

Вид проекта: долгосрочный, информационный, практика - ориентированный с заданным результатом  и элементами продуктивной творческой деятельности.
Уровень: подражательно – исполнительский.                    
Участники: дети с ОНР 4-5 лет (13 человек), родители, воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Дошкольное детство – начальный этап становления личности человека, формирования начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Не секрет, что экологическая обстановка в современном мегаполисе заставляет задуматься о проблеме загрязнения окружающей среды, о развитии служб направленных на улучшение, очищение, озеленение городского пространства.

Экологические знания помогут ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, что природу надо охранять и бережно использовать природные богатства. Эти знания помогут формировать у ребенка познавательный интерес, готовность созидать вокруг себя, бережно относиться к природным ресурсам. Поэтому необходимо знакомить детей со способами общения с природой, учить испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами которые находятся рядом. Воспитывать любовь к природе, потребность в созидании, творчестве

СУТЬ ПРОЕКТА (ЦЕЛЬ)

  1. Привлечение родителей к совместной работе с педагогами по формированию у детей экологических знаний.
  2. Воспитание заботливого отношения к природе (птицам).
  3. Развитие эмоциональной сферы детей, умения сопереживать и помогать птицам.
  4. Формирование понятий: зимующие и перелетные птицы.
  5. Помощь родителям в организации совместной деятельности с детьми (посещение зоопарка и музеев, совместное изготовление кормушек для птиц, составление и оформление детских книг о птицах).
  6. Популяризация проведения «Праздника птиц»- 1 апреля.

Этапы работы

[Введите текст]

1этап – подготовительный (1 неделя)

  1. Анализ программы
  2. Постановка целей и задач.
  3. Создание условий для реализации  проекта
  4. Проведение «круглого стола» с родителями.

2 этап - основной (2,5 месяца)

  1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  2. Проведение открытого мероприятия: «Праздник птиц»

3 этап – итоговый (1 неделя)

  1. Проверка результативности.
  2. Обобщение материалов проекта.
  3. Презентация.

Анализ программ воспитания и обучения в детском саду для детей данного возраста

Программа под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой Т. С. Комаровой.(раздел экологическое воспитание- «Птицы»)

  1. Дети должны научиться устанавливать причинно-следственные связи
  2. Иметь начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания
  3. Расширить представления о жизни птиц в природных условиях зимой
  4. Иметь представление о зимующих и перелетных птицах
  5. Рассказывать о помощи человека зимующим птицам
  6. Любить и бережно относиться к природе.

Программа коррекционно-развивающей программы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой (январь-март)

  1. Лексические темы: 1.Зимующие птиц. 2.Зима. 3. Прилет птиц. 4. Весна.
  2. Связь в природе, перелетные птицы, причинно – следственные связи.
  3.  Название птиц. Название частей тела. Кормление. Повадки птиц в разную погоду.
  4. Составление описательных рассказов. Пересказ коротких текстов и знакомых сказок. Рассказывание по картинкам…
  5. Используемые рабочие тетради (Теремкова).1.Зима. 2. Зимующие птицы.3. Перелетные птицы 4.Весна.5.Зоопарк.6.Рыбы. 7.Насекомые (строительство гнезда из различных видов материала; лесной доктор; виды птиц; корм для птиц)

Программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой. (январь-март по теме «птицы»)

  1. Наблюдение за птицами и работа в календаре природы
  2. Разучивание стихов «Синица»; «снегирь».
  3. Чтение рассказов Бианки «Хвосты»; «Снежная книга»; «Синичкин календарь»; «Мастера без топора». Чарушин «Что за зверь». Маршак «Где обедал воробей»
  4. Отличие воробьев от ворон (чем похожи..)

  1. Огород на подоконнике
  2. Лесные жильцы. Как люди помогают лесным обитателям. Зоопарк.
  3. Помощь зимующим птицам
  4. Наши друзья
  5. Модель года

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Содержание работы проекта ведется по 4-м направлениям (затрагивая практически все 10 образовательные области).
Физическое направление:
  1. Развитие и формирование физических качеств воспитанников через накопление двигательного опыта детей в подвижных играх. («Физическая культура»)
2.Воспитание культурно-гигиенических навыков.(«Здоровье»)

Художественно-эстетическое направление:
  1. Развитие и формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, продуктивной деятельности детей.(«Художественное творчество»).
2.Развитие музыкальной деятельности детей, приобщение к музыкальному искусству. («Музыка)
Социально-личностное направление:
  1. Формирование предпосылок экологического сознания и основ безопасности собственной жизни («Безопасность»)
  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений. Формирование патриотических чувств, нравственное воспитание.(«Социализация»)
  3. Формирование положительного отношения к труду, развитие трудовой деятельности («Труд»)
Познавательно-речевое направление:
  1.  Развитие у детей познавательных интересов, познавательно- исследовательской деятельности и расширение кругозора, сенсорное развитие. («Познание»).
  2. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с    окружающими, практическое овладение    нормами речи. («Коммуникация»).
  3. Формирование интереса и потребности в  чтении  книг («Чтение художественной литературы)

ЗАДАЧИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

ФИЗИЧЕСКОЕ

Развитие физических качеств у детей,

Накопление  двигательного опыта детей,

 формирование потребности

в двигательной активности. Формирование

Начальных представлений о «здоровом»

образе  жизни.

     

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ 

Формирование целостной картины мира,

расширение кругозора, словаря. Развитие

познавательно-исследовательской и

конструктивной деятельности, всех

компонентов устной речи. Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия. Формирование свободного общения с взрослыми и детьми.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

Формирование предпосылок экологического сознания. Развитие игровой деятельности.

Формирование чувства, что человек часть

природы, приобщение к элементарным

нормам и правилам безопасного поведения в природе. Воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Развитие продуктивной деятельности.

Музыкально-художественной деятельности

Детей и детского творчества.

Приобщение к  искусству.

Используемые программы:

Основная - «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»  ПОД РЕДАКЦИЕЙМ. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ.

 Парциальные программы по направлениям:

ФИЗИЧЕСКОЕ. 1.«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»» / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина – М.,2005. 2.«Здравствуй!» / М.Л. Лазарев-М.,2004.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

1.«Я - ЧЕЛОВЕК»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. С.А. Козлова. 2.«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.

3.«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками .Л .М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова,Т.А., Нилова- СПб,2002.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ

1.«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Программа  экологического воспитания дошкольников/С.Н.Николаева - М., 2006.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ 1.«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Программа развития личностной  культуры дошкольников/ О.Л.Князева, М.Д. Маханева..

Оборудование и материалы

Книги о птицах: В. Бианки; В. Сладков; Е. и Н. Чарушины…

  1. Иллюстрации и репродукции картин.
  2.  Серии сюжетных картинок.
  3. Аудиозаписи голосов птиц и животных, книги со звуками.
  4. Подборка стихов и загадок, поговорок и народных примет о птицах, о их повадках, фольклор.
  5. Методический материал для проведения занятий, бесед, вечеров досуга, праздника.
  6. Материалы для продуктивной и театрализованной деятельности детей.
  7. Настольные игры.
  8. Технические средства обучения.

Виды деятельности
                                                                                                                                                                         
  1. Речевая
  2. Игровая
  3. Трудовая
  4. Музыкальная
  5. Творческая
  6. Изобразительная продуктивная
  7. Театрализованная
  8. Поисково-исследовательская
  9. Совместная и самостоятельная  
  10. Ознакомление с художественной литературой
  11. Ознакомление с искусством
  12. Ознакомление с окружающим
  13. Формирование временных понятий
  14. Развитие коммуникативных способностей
  15. Просветительская

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Проведение «Круглого стола» с родителями
  2. Привлечение родителей в участии подбора наглядно дидактических пособий
  3. Подбор книг для групповой библиотеки
  4. Рекомендации по домашнему чтению
  5. Беседы и консультации
  6. Оформление выставок
  7. Посещение зоопарка и  музеев города
  8. Изготовление кормушек, скворечника для птиц
  9. Целевые прогулки
  10. Кормление птиц и наблюдение за их повадками
  11. Составление   и оформление детских книг о  птицах
  12. Открытое мероприятие -   «Праздник птиц»
  13. Фоторепортажи
  14.                                        
  15. ФОМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
  16. Наблюдение
  17. Целевые прогулки и экскурсии
  18. Ведение календаря природы
  19. Создание игровых ситуаций с использованием игрушек  и литературных персонажей
  20. Беседы
  21. Чтение художественной литературы
  22. Разучивание стихов. Конкурс чтецов.
  23. Вечер загадок
  24. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников
  25. Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц
  26. Специально организованные занятия
  27. Театрализованная деятельность
  28. Продуктивная деятельность
  29. Труд в уголке природы
  30. Выставка детских работ
  31. Изготовление кормушек для птиц
  32. Оформление детских книг
  33. Фоторепортажи
  34. Проведение «Праздника птиц»

 

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

  1. Отличительные особенности птиц и животных, называть части тела птиц.
  2. Знать название домашних, городских, перелетных и зимующих птиц.
  3. Иметь понятие о перелетных и зимующих птицах.
  4. Иметь начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
  5. Особенности жилья и повадки некоторых видов птиц (польза для человека)
  6. Как человек может помочь птицам выжить зимой.

Дети должны уметь:

  1. Узнавать и называть птиц по картинке.
  2. Сравнивать их по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, выведения птенцов.
  3. Составлять описательный рассказ, используя словарь по теме.
  4. Составлять рассказ по опорным картинкам («У кормушки»; «Строим скворечник».)
  5. Составлять рассказ из личного опыта.
  6. Устанавливать причинно - следственные связи между различными природными явлениями.
  7. Изображать птиц в продуктивной, игровой и театрализован6ной деятельности.

Вопросы для проверки знаний

  1. Каких птиц ты знаешь? Назови.
  2. Чем отличаются птицы от других животных?
  3. Чем отличается воробей от вороны?
  4. Назови перелетных птиц.
  5. Назови зимующих птиц.
  6. На какие виды делятся птицы по месту обитания.
  7. Чем питаются птицы.
  8. Для чего птице гнездо? Из чего оно сделано?
  9. Какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда, почему?
  10.  Какую пользу приносят птицы?
  11.  Какие птицы первыми прилетают весной?
  12. Как человек помогает птицам зимой, весной?

Работа по проекту (январь).

Примечание: НОМЕРАЦИЯ ТЕМ СООТВЕТСТВУЕТ  ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ.

            направление

          ФИЗИЧЕСКОЕ              НАПРАВЛЕНИЕ

          Тема.  (Номер темы соответствует порядку проведения работы).

                                           

13. Знакомство с правилами подвижной игры «Воробышки и кот»

                                                           цель.

Воспитание здорового образа жизни, развитие двигательной активности детей, умения играть по правилам.

 СОЦИАЛЬНО-

     ЛИЧНОСТНОЕ                                                                НАПРАВЛЕНИЕ

1.Проведение «круглого стола» с родителями

2.Беседа «Обморожение» - ОБЖ

3. Беседа «Ёлочка нарядная, откуда ты пришла?».

Привлечение родителей к активному  участию в проекте. Сбор материала

Предупреждение детского травматизма ( зимой на прогулке)

Постановка проблемы, что природу надо беречь, разумно использовать её ресурсы. («экологические окна в ДОУ» стр.381)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

11.Наблюдение за погодой и повадками птиц на прогулке, кормление птиц, опыты с водой и снегом. Постановка цели - дети могут помочь птицам зимой

6.Знакомство с новым календарем погоды:

7.Чтение В.Бианки «Синичкин календарь», «Январь».

8.Рассматривание снегиря.  Алябьева. «Тематические недели в детском саду».

9. Игровое занятие «Не поется птице без небес». («Игровые занятия по экологии» Молодова стр. 42)

12. Разучивание стихов о снегире и синице. (Шарыгина «Птицы»)

14. Вечер загадок (Зима, птицы)

15. Дид. Игра «Четвертый лишний» на классификацию птицы звери, летает, не летает. (Алябьева  «Итоговые дни …» стр. 164 - 166)

16. Рассказывание по серии картинок «Птицы на кормушке »

Развитие наблюдательности, внимания, любознательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Наблюдение за погодой, птицами, модель года. (экол. Воспитание Николаева)

Систематизировать знания детей.

Развиваем интерес к чтению и воспитываем любовь к природе.

Знакомство с внешними признаками и повадками снегиря.

Продолжаем воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать любознательность.

Развиваем литературный поэтический слух, внимание, любовь к природе.

Упражняем в разгадывании загадок о птицах , развиваем образное мышление.

Закрепляем знание характерных признаков и отличительных особенностей разных птиц.

Учим детей составлять рассказ по серии картинок, придумывать конец рассказа.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

4.Рисование «Зимний лес» (гуашь, метод «тычка»).

5.«Кого можно встретить в зимнем лесу»

10.Комплексное занятие «Птицы синие и красные» (Чтение А. Барто «Снегирь», рассматривание снегиря и синицы, рисование – гуашь)

Учим детей передавать в рисунке красоту зимнего леса.  Упражняем в рисовании красками методом «тычка».

Продолжаем учить детей лепить животных разными способами.

Продолжаем закреплять знания детей (отличительные и общие признаки птиц). Учим самостоятельно задумывать содержание своего рисунка  и изображать синиц и снегирей.

РАБОТА ПО ПРОЕКТУ (февраль)

Направление

 ФИЗИЧЕСКОЕ              НАПРАВЛЕНИЕ

 Тема (номер темы по порядку проведения)

8. Хороводная игра «Сидит ворон на дубу…» (Речь с движением)

                                                  цель

Продолжаем учить детей соотносить речь с движением

 СОЦИАЛЬНО-

     ЛИЧНОСТНОЕ                                                                НАПРАВЛЕНИЕ

5. Продолжаем наблюдать за птицами и подкармливать их.

1.Изготовление кормушек для птиц.

Воспитываем любовь к природе

Вызываем желание заботиться о птицах.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

Продолжаем чтение Бианки «Синичкин календарь» (чтение)

2. Беседа «Где можно увидеть всех птиц сразу».

 3. Занятие «Зимующие птицы» (справочник старшего воспитателя)

Дошкольн. Образование №1 2009г. (Стр.26)

.4.Игровое занятие «Птичья столовая» ( Молодова стр. 48)

6. Рассматривание вороны (Экологическое окно в ДОУ» стр.40)

7. Занятие: «Чем отличается ворона от воробья, найди общее».  (Молодова стр.52)

9. Дидактические упражнения: «Назови мама птенчика»,

«Продолжи предложение», «Найди причину». (Алябьева)

10. Знакомство с фольклорными формами (о птицах). «Итоговые дни…»Алябьева

11.Рассматривание иллюстраций к книге «Снежная страница»,

  (Молодова стр.79)

12.Разучивание стихотворения «Филин» Попов (Алябьева стр.79)

14.Беседа «Конец зиме, весне начало» (Чтение стихотворения Тютчева)

 «Зима недаром злится...» Шарыгина  «Времена года»)

17. Работа по заданию логопеда на автоматизацию и дифференциацию звуков (Алябьева стр.181-184)

Воспитываем интерес к чтению, любовь к птицам. Обобщение знаний о различных видах птиц.

Продолжаем формировать понятие «зимующие птицы»

Развиваем эмоциональную отзывчивость. Воспитываем любовь к природе

Развиваем любознательность, учим устанавливать причинно-следственные связи

составление описательного рассказа

Упражняем детей в составлении предложения.

Продолжаем знакомить детей с разными литературными жанрами.

Продолжаем  знакомить детей с творчеством худ. Иллюстраторов

(Н. Тырса) и повадками совы.

Развиваем поэтический слух.

Продолжаем знакомить с средствами выразительности.

Упражняем в подборе синонимов.

ЗКР. Развитие слухового внимания и восприятия.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

13. Лепка «Птички на кормушке»

15. Аппликация «Ветка вербы»

16. Конструирование из бумаги «Птица»

Упражняем в лепке птиц разными способами.

Продолжаем учить детей изображать в аппликации ветку вербы

Учим складывать из бумаги птицу. Развиваем умение работать по образцу (алгоритму).

направление

 ФИЗИЧЕСКОЕ                   НАПРАВЛЕНИЕ

РАБОТА ПО ПРОЕКТУ (март)

нумерация тем по порядку проведения

 тема

6. Наблюдения в природе. Прогулки и подвижные игры на улице.

                                     

цель

Воспитание здорового образа жизни.

СОЦИАЛЬНО-

 ЛИЧНОСТНОЕ                                                               НАПРАВЛЕНИЕ

28.Подводим итоги конкурса «Детская книга»

30. Готовим декорации и костюмы, делаем птиц в подарок родителям.

31. Занятие. «Напоминающие знаки» ( Молодова стр.102-107)

 32. 1 апреля - «Праздник птиц»

Обобщение материалов, презентация проекта.

Подведение итогов.

Привлечение внимание детей и родителей к проблеме экологического характера. Воспитание бережного отношения к природе. Популяризация проведение праздника «День птиц»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

1.Чтение «Синичкин календарь-март»

2. Беседа «Кто появляется из яйца»

9.Игровое занятие «Верные помощники земледельцев»

(Молодова стр. 58)

10. Беседа о грачах  

11. Занятие «Зимующие птицы»

12.Занятие «Перелетные птицы»

13.Составление описательного рассказа о птицах.

14.Чтение «Скворец»

15.Пересказ В. Бианки «Воробьиный переполох»

18.Чтение «Соловей» («Родной мир» стр. 59-60)

21.Беседа. «Знакомство с повадками кукушки»

22. Беседа «Крылатые синоптики». Народные приметы.

23.Рассказывание по серии картинок «Строим скворечник»

26. Вечер загадок.

27. Кроссворд «Птицы весной»

Продолжаем знакомить детей с жизнью птиц.

Познакомить с характерными особенностями грачей.

Их повадками .Какую пользу они приносят человеку.

Закрепить обобщающие понятия по теме птицы.

Учим детей рассказывать о птицах по алгоритму.

Знакомим детей с общими и отличительными особенностями птиц; скворцов, соловья, кукушки. Упражняем детей в пересказе рассказа.

Знакомим с народными приметами.

Упражняем в составлении рассказа по опорным картинкам

Упражняем в разгадывании и составлении загадок.

Закрепление ранее полученных знаний.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ

3. Рисование Роспись пасхального яйца

4. Дид. Упр. «Дорисуй круг»

7. Рассматривание репр-ии картины Саврасова «Грачи прилетели»

16.Театрализованные игры «Волны прилета птиц»

17.«Певчие птицы» Слушаем голоса птиц

19. Лепка. Комплексное занятие. «Водоплавающие»

24. Аппликация «Скворечник»

25. Рисование «Скворец»

29. Готовимся к празднику «Дню птиц»

Развиваем творчество детей.

Знакомим с творчеством Саврасова.

Развитие слуха и внимания.

Учим изображать птиц в лепке, рисунке, аппликации,

Закрепляем технические изобразительные навыки.

 разучиваем стихи и песни.

положительная динамика по итогам мониторинга составила 70%

                                                              Итоги мониторинга  -  13 детей показали следующие результаты

                                                          конец марта                                                                                                             январь                                     

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ    - 2 человека  -  15%.                                                                                                                 -------

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ    - 9 человек   -  70%.                                                                                              2 человека –  15%

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ        - 2 человека   -   15%. (много болели, тяж. диагноз),                                             11 человек – 85%

Приложение

  1. Сценарий «праздника птиц»
  2.     Ребусы (составитель Ковалева Е. Э.)
  3.     Развивающие игры
  4.     Кроссворд (составитель Ковалёва Е.Э.)
  5. Контрольные вопросы для проверки усвоенных знаний
  6. Фотографии: презентация.
  1. «Праздник птиц»
  2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц
  3. Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, детское словотворчество)
  1. Картинки по данной тематике

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой.
  2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с4 до 7) под редакцией Н. В. Нищевой.
  3. Экологическое воспитание в детском саду. Николаева.
  4. Ознакомление с природой и развитие речи (интегрированные занятия) Л.Г.Селихова.
  5.  Юный эколог. С.Н.Николаева. М.-2002г.
  6. Экологическое воспитание дошкольников под редакцией Л.Н.Прохоровой. (развлечение «встреча жаворонков»)
  7. Любовь к природе воспитываем с детства. С.Н. Николаева
  8. Итоговые дни по лексическим темам. Е. А. Алябьева.
  9.  Птицы. Какие они? Т. А. Шорыгина.
  10.   Этнокалендарь.  
  11. Родная природа.
  12. Художественная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по теме «Мы – друзья птиц» для детей 6-7 лет по развитию речи.

Обучение составлению расскааз по серии сюжетных картин. Развитие психических процессов: воображения, внимания, зрительной памяти, словесно – логического мышления. Формирование школьных...

Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».

Конспект НОДПо ознакомлению с окружающей средой(образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Наши друзья - птицы»....

Проект "Наши друзья птицы"

Проект для воспитанников младших групп, с активным привлечением к деятельности родителей...

Проект "Мои друзья птицы".

Проект был реализован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром,в свободной деятельности с детьми от 2-до 3 лет,с целью развития познавательного интереса к птицам,живущим рядом с нами; формирован...

Наши друзья - птицы

Презентация по теме "Птицы" для наглядного дополнения к непосредственно-образовательной деятельности.Для детей раннего возраста....

Поможем нашим друзьям птицам!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7159003","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"193","width":"261"}}]] Цель занятия: формирование чувства любви к своему род...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....