«Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сидорова Раиса Викторовна

Применение мнемотехники для составления рассказа по мнемотаблицам "Четыре времени года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_mnemotehnike.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 88 «Исток»

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Образовательные области:

 - «Познавательное развитие»

 - «Речевое развитие»

 - «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная.

Педагогические технологии:

  • Мнемотехника

Разработан воспитателем:

Сидорова Раиса Викторовна

Санкт-Петербург

2022 г.


Конспект НОД в старшей группе по теме «Технология мнемотехники при  составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Описание материала: Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя таблицы.

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.

Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).

Ход НОД:

 Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

 Я - твой друг, и ты мой друг

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

 - Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

 - Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).

 -Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

 - А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

 - Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Сколько снега налило!

 Стало чисто и светло

 И мороз почти до слез

 Ущипнул меня за нос.

 Знать уже пришла сама

 Настоящая …(зима)

 - Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

 Что на ней изображено?

 - Буква «З» - обозначает что? (настала зима)

 - Тучка – небо скрыто темными тучами.

 - Снежинки – часто идет холодный снег.

 - Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

 - Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

 - Коньки, санки – катаются на коньках и санках

 Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.

 Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).

 - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

 - Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.

Вдруг чирикнул воробей

 После зимней стужи.

 Солнце ярче и теплей,

 На дорожках лужи.

 Вся застывшая природа

 Пробудилась ото сна.

 Наступает непогода-

 Это к нам идет …(весна)

 -Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

 Буква «В»- обозначает, что настала весна.

 Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

 Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

 Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

 Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

 Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

Физкультурная минутка:

Солнце встало из-за тучки

 Мы протянем к солнцу ручки

 И погреем их немножко

 И похлопаем в ладошки.

 А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

 - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

 - Солнце круглое как (мячик, шарик …)

 - Солнце ласковое как (мама, бабушка …)

 -Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

 - Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

 -Солнце жаркое как (костер, огонь …)

 Катя, загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,

 Время ягод и грибов,

 Озеро теплом согрето,

 Всех зовет купаться…(лето)

 (дети садятся на стульчики)

 Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

 Буква «Л» - настало лето.

 Солнце – ярко светит, греет, припекает.

 Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

 Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)

 Саша, загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

 И на землю полетели

 Так бывает раз в году

 А когда? Я не пойму …(осень)

 (дети садятся на стульчики)

 Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

 Буква «О» - наступила осень.

 Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

 Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

 Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

 Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

 Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)

 - Как готовится к зиме белка?

 - Как готовиться к зиме заяц?

 - Как готовится к зиме медведь?

 - Как готовятся к зиме птицы?

 Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).

 Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот»

 Летом жарко, а осенью …(холодно)

 Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

 Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

 Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

 Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)

 Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Итог:

 Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.

 Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

 Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Составление описательных рассказов по мнемотаблицам "Четыре времени года"

Цель: Развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы по картинке, обращая внимание на способы связи предложений....

«Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года».

Образовательные области: - «Познавательное развитие» - «Речевое развитие» - «Социально-коммуникативное развитие»Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исс...

Составление описательного рассказа по мнемотаблице

Конспект НОД  в игровой форме, где дети учатся уточнить, закрепить знания  о домашних животных, обучить навыкам составления рассказа по схеме, уметь отгадывать загадки. Развивать речевые уме...

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по работе с мнемотаблицами. Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять...

занятие рассказывание по мнемотаблицам "Четыре времени года"

Стихи, беседа, игры, рассказы по мнемотаблицам....