«Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

 

Образовательные области:

 - «Познавательное развитие»

 - «Речевое развитие»

 - «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

Тема: «Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года».

Выполнил воспитатель первой квалификационной категории

Гладышева Оксана Степановна

Городской округ город Выкса

2015 год

Образовательные области:

 - «Познавательное развитие»

 - «Речевое развитие»

 - «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная, изобразительная.

Педагогические технологии:

● Мнемотехника

Описание материала: Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять описательный рассказ, используя таблицы.

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.

Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.

Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).

Ход НОД:

 Дети стоят рядом с воспитателем.

Собрались все дети в круг

 Я - твой друг, и ты мой друг

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

 - Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

 - Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).

 -Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)

 - А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

 - Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Сколько снега налило!

 Стало чисто и светло

 И мороз почти до слез

 Ущипнул меня за нос.

 Знать уже пришла сама

 Настоящая …(зима)

 - Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

 Что на ней изображено?

 - Буква «З» - обозначает что? (настала зима)

 - Тучка – небо скрыто темными тучами.

 - Снежинки – часто идет холодный снег.

 - Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

 - Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.

- Коньки, санки – катаются на коньках и санках

 Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.

 Звучит в записи шум ветра, вьюги. Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).

 - Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

 - Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.

Вдруг чирикнул воробей

 После зимней стужи.

 Солнце ярче и теплей,

 На дорожках лужи.

 Вся застывшая природа

 Пробудилась ото сна.

 Наступает непогода-

 Это к нам идет …(весна)

 -Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

 Буква «В»- обозначает, что настала весна.

 Солнце – пригревает сильней и становится тепло.

 Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

 Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.

 Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

 Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

Физкультурная минутка:

Солнце встало из-за тучки

 Мы протянем к солнцу ручки

 И погреем их немножко

 И похлопаем в ладошки.

 А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

 - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)

 - Солнце круглое как (мячик, шарик …)

 - Солнце ласковое как (мама, бабушка …)

 -Солнце теплое как (печка, рукавичка …)

 - Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)

 -Солнце жаркое как (костер, огонь …)

 Катя, загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,

 Время ягод и грибов,

 Озеро теплом согрето,

 Всех зовет купаться…(лето)

 (дети садятся на стульчики)

 Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

 Буква «Л» - настало лето.

 Солнце – ярко светит, греет, припекает.

 Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

 Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето. Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)

 Саша, загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

 И на землю полетели

 Так бывает раз в году

 А когда? Я не пойму …(осень)

 (дети садятся на стульчики)

 Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

 Буква «О» - наступила осень.

 Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.

 Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.

 Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.

 Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

 Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)

 - Как готовится к зиме белка?

 - Как готовиться к зиме заяц?

 - Как готовится к зиме медведь?

 - Как готовятся к зиме птицы?

 Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).

 Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот»

 Летом жарко, а осенью …(холодно)

 Летом дни длинные, а осенью …(короткие)

 Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)

 Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)

 Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)

Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Итог:

 Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.

 Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

 Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Составление описательных рассказов по мнемотаблицам "Четыре времени года"

Цель: Развивать связную речь, умение составлять описательные рассказы по картинке, обращая внимание на способы связи предложений....

Составление описательного рассказа по мнемотаблице

Конспект НОД  в игровой форме, где дети учатся уточнить, закрепить знания  о домашних животных, обучить навыкам составления рассказа по схеме, уметь отгадывать загадки. Развивать речевые уме...

Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по работе с мнемотаблицами. Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять...

занятие рассказывание по мнемотаблицам "Четыре времени года"

Стихи, беседа, игры, рассказы по мнемотаблицам....

«Технология мнемотехники при составлении описательного рассказа по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Применение мнемотехники для составления рассказа по мнемотаблицам "Четыре времени года"...