занятие рассказывание по мнемотаблицам "Четыре времени года"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Чужбинова Людмила Ивановна

Стихи, беседа, игры, рассказы по мнемотаблицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4_vremeni_goda.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Угранский  детский сад «Катюша»

Конспект открытого занятия  

 в старшей группе

по теме:

составление описательных рассказов

по мнемотаблицам 

«Четыре времени года»

Воспитатель Чужбинова Л.И.

2018г.

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи  яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи: 
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, рассматривание и рассказы по сюжетным картинам, рисование сезонных явлений природы, занятия с мнемотаблицами.
Демонстрационный материал: письмо от негритёнка и его фото, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; указка, мольберт, снежный (ватный) комочек снега, мяч, раскраски для детей.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негритенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим его с временами года, ведь он живёт в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам отправить в конверте почтой картинки о временах года. Ребята, скажите, сколько у нас времён года? Назовите их. Вот я приготовила 4 картинки. Предлагаю расставить их по порядку. Давайте рассмотрим что на них.

Первая картинка – (ответ детей).

А почему вы решили что это зима? (Рассказ ребёнка по таблице).

-Чем  вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима ( холодная, белоснежная, морозная, мягкая, красивая, вихревая, влажная, вьюжная, лютая, пушистая, причудливая, волшебная ).

- Молодцы! Рассказали о каком времени года? (ответы детей).

Воспитатель: Смотрим на следующую таблицу. Здесь какое время года? (ответы детей).

О весне всем поведает …(рассказ ребёнка).

- Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

Воспитатель: - Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

Ранней весной всё ещё шумят вьюги и ветра. (Артикуляционная гимнастика «Звуки природы»)

 - Шумят сначала громко, потом утихают: -у –у –у, -ш –ш –ш (дети повторяют).

 - Солнышко пригрело, началась капель!  -к –к –к.

 - Запели птицы:  - ч –ч –ч.

 - Подул тёплый ветерок: -ф –ф –ф.

- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? (ответы детей).

Воспитатель: следующее время года (ответы).

А про лето нам расскажет… (ребёнок).

Про какое время года рассказал…?

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте мы с вами сделаем физкультминутку.

В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)

И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).

Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки).

Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).

Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки в стороны).

Весною продолжается,  листочки появляются. (изобразить руками листья).

Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)

А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).

Осенью листва желтеет, ветерок ее развеет(руки опустить вниз, качать из стороны и сторону).

После осени опять зиму будем поджидать (ходьба на месте).

Воспитатель: Осталось рассказать о каком времени года?

(Рассказ ребёнка об осени).

Давайте расскажим  Джону про осень в игре  «Назови наоборот». (Воспитатель держит в руках мяч по очереди бросает каждому ребёнку и говорит слова).

Летом день длиннее.                    

Летом куртки и шапки снимают.  

Летом солнце тёплое.                     Зимой  сметают снег с дорожек.

Летом собирают ягоды.                     Весной птицы прилетают.

Зимой идёт снег.                        Весной на деревьях листья появл-ся

Зимой обувают валенки.          Весной огород  сажают.

Зимой катаются на санках.        Весной тепло, а осенью…

Воспитатель:  с каким временем года мы сейчас познакомили Джона? (ответы детей).

Итог: 
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год?
Что было трудного сегодня? Что вам запомнилось и понравилось?

 - А сейчас я приглашаю всех за столы и предлагаю нарисовать каждый своё время года. Кто какое любит . За каждым столом разное время года. А потом  все ваши рисунки мы положим в конверт и  отправим Джону в Африку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Конспект занятия "Музыкальное путешествие по временам года"

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыду...

Конспект интегрированного занятия: «В гостях у времен года» 2016

Конспект интегрированного занятия:  «В гостях у времен года» 2016...

Алгоритм рассказывания о временах года

Алгоритм рассказывания о временах года. Все четыре времени года в таблицах, плюс одна сводная....

Конспект занятия "В гости к временам года"

Формировать начальные представления о временах года, познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в малых группах, ...