Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Магнит. Магнетизм» для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Замыцкая Ирина Викторовна

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельност

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 93»

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93»

305018 г. Курск, ул. Резиновая, 26     тел. (4712)37-00-07  е-mail: mbdou93@yandex.ru

_____________________________________________________________________________

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

на тему:

«Магнит. Магнетизм»

 для детей 5-6 лет

Составил:

ПДО по познавательному развитию

Замыцкая И.В.

г. Курск

Тема: Магнит. Магнетизм.

Цель – систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические», формировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, магнитное поле.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I.Орг. момент

II. Основная часть

1. Введение в тему

- Сегодня я принесла вот такую интересную рукавичку (показывает детям). Это не простая рукавичка, а волшебная. Сейчас я покажу, что она умеет делать (Подносит руку в рукавице к подносу со скрепками). Вот так чудо! Рукавичка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать? (Рукавичка липкая, она магнитная…)

- В ней спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает рукавицу  и показывает магнит) Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный)

- Какой он по весу? (Дает детям подержать в руках, дети выясняют, что он тяжелый)

- Какой магнит по цвету? (Светлый, серый)

-А какой он по форме? (Круглый)

- Посмотрите, какие еще бывают магниты (темные, маленькие, разные по форме)

Педагог подводит детей к выводу о том, что магнит тяжелый материал, гладкий,  может быть светлым и темно-серого цвета, различен по форме и размеру.

 2. Легенда

-Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.

-  Сначала послушайте  одну интересную легенду.

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой  – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто. Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

-Ребята, как вы думаете, какой способ  нашел Магнитолик?  ( Магнитолику нужно снять с себя доспехи)

3. Экспериментальная лаборатория

 Предлагаю посетить нашу лабораторию. Сегодня я буду вашим старшим лаборантом исследователем. А вы будете младшими лаборантами- исследователями.

    Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории

  1. Внимательно слушайте инструкцию
  2. Четко выполнять указания
  3. Нельзя ни чего пробовать на вкус
  4. Аккуратно работать с материалом и оборудованием.
  5. Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.

-Приглашаю вас пройти к своим рабочим местам.

Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.

- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

“Важное дело – эксперимент!
В нем интересен нам каждый момент”.

                                Проведение экспериментов

     Опыт №1 «Какие материалы притягивает магнит»                           

 Перед вами предметы, сделанные из разных материалов: резина (канцелярская резинка) пластмасса (игрушечный человечек), ткань, металл (скрепка), дерево (геометрическая фигура) и стекло (стеклянный шарик).Будем подносить к ним по очереди магнитную палочку и узнавать какой из этих материалов притянется к магниту?

Свои наблюдения отметим в карте эксперемента.

Вывод: Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими. 

IMG_20210120_115413.jpg

резина

IMG_20210120_114911.jpg

пластмасса

IMG_20210120_115512.jpg

        ткань

IMG_20210120_115713.jpg

металл

IMG_20210120_114924.jpg

дерево

IMG_20210120_115942.jpg

     стекло

   Опыт №2 «Магниты действуют на расстоянии»

   Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «прыгнет» и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами.  Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния.

Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».

- Ребята , а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив руки. Сейчас мы попробуем это сделать.

Опыт № 3«Магнит преграды не боится».

В банку с водой бросаем скрепки. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепок. После того как скрепки приблизились к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.

- Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стекло? (Да)

- Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон или пластик? Предлагаю проверить.

Опыт №4 «Волшебные машинки»

     Давайте поиграем. На листе картона у вас нарисованы дорожки, На скрепку мы наденем машинку. Другим магнитом надо так водить снизу листа картона, чтобы машинка двигалась по нужным дорожкам.

Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду, бумагу, картон и пластик.

- Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают  перерывы. Неплохо бы немножко размяться и  нам.

   

Физкультминутка:

А теперь все вместе встали,

Руки дружно все подняли,

Руки в стороны, вперед,

А теперь наоборот.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели и опять будем дело продолжать.

- Продолжаем наши исследования.

Задачка на сообразительность.

Вот какой интересный случай произошел с Незнайкой. Как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу у реки, он потерял ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуем Незнайке?( Можно руками поискать в песке, можно магнитом провести.)

- Правильно. А теперь мы сами достанем предметы, спрятанные в песке.

Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя»

         Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает  нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У меня их получилось 5 штук.

Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

Вывод: Скрепки находились с магнитом намагнитились и стали магнитами. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

III. Заключительная часть

- Ребята оглянитесь вокруг и кажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (ответы детей) Что же мы сегодня узнали о магните?

- Ребята давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.

  1. Магниты воздействуют на предметы из железа.
  2.  У магнита есть магнитное поле
  3. Магнит может действовать через предметы
  4. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

     Дорогие лаборанты-исследователи, я благодарю вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа вам понравилась, то возьмите смайлик с улыбкой и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать, то возьмите синий смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности Тема:Баба-Яга к детям в гости пришла

Занятие построено таким образом, чтобы при помощи сказачного героя (Баби Яги) развивать у детей положительные эмоциональные понятия такие как: воспитанность, добро-зло, дружба, объяснять их значение и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Азбука вежливости» для детей средней группы

VЦель:- Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;- Совершенствовать связную, интонационную, выразительную речь;- Развивать двигательную активность;- Воспитывать коллективизм....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Познаём играя» (для детей I младшей группы).

П/З : 1.Использовать разные виды деятельности детей ( игровую, речевую, музыкальную и физические упражнения) для а закрепления красного, желтого, зеленого, синего цветов.б  понятий «бо...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Тело человека» (для детей второй младшей группы)

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕМА: «Тело человека»(для детей второй младшей группы)       Подготовила: воспитательМаркова Л. В....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Апельсин, мандарин" (для детей 2-ой младшей группы)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: «Апельсин, мандарин» (для детей 2-ой младшей группы)к семинарскому занятию«Понятие о фонематическом слухе»...