Конспект занятия по окружающему миру "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Меньшова Наталья Олеговна

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшей группы 

Тема: « Перелетные птицы осенью».

  Цель:  Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.

Программные задачи:

Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с педагогом; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; закрепить навык употребления распространенных предложений, умение рассуждать.

 Развивающие: развивать связную речь,  наблюдательность, зрительное восприятие,  слуховое внимание, мелкую моторику.

 Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам. 

Предварительная работа:  Чтение художественной литературы, стихов  о перелетных  птицах, отгадывание загадок, рисование птиц. 

Материал и оборудование: фонограмма голоса (соловья, журавля, жаворонка), фотографии птиц (ласточка, скворец, трясогузка, жаворонок, совей, иволга, журавль), листочки с изображением перелетных птиц « Соедини по точкам», разрезная картинка с изображением птицы. 

Ход НОД :

 1 Орг. момент

Воспитатель: В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Листья на деревьях становятся разноцветными.

    - Как называется это время года? (Осень )

 Воспитатель: Ребята послушайте как красиво поэты описывают это время года:  Падают, падают листья.

 В нашем саду листопад... 

Желтые, красные листья

 По ветру вьются, летят. 

Птицы на юг улетают, 

Гуси, грачи, журавли.

 Вот уж последняя стая 

Крыльями машет вдали.

 Воспитатель: ребята а кроме того, что осень одевает деревья в разноцветные наряды, что  еще происходит осенью? (льют дожди, птицы улетают)

2 Электронное письмо

 Воспитатель: Осень прислала нам письмо, а в нем (разрезная картинка птицы). Давайте попробуем соединить эти части и узнаем, что получится. (Птица) 

  - Ребята, а чем  все ли птицы похожи друг на друга? (у них есть тело, голова, крылья, хвост и лапы, покрыты перьями)

- А чем птицы отличаются друг от друга? (по окраске перьев, величине, способам питания) 

Воспитатель: Что происходит с некоторыми птицами осенью? (улетают в теплые края)

 - Как вы думаете почему они улетают в теплые края? (становиться холодно им нечем питаться)

- Почему им нечем питаться? (ответы детей….)

Воспитатель: правильно  птицы которые питаются насекомыми (комарами , жуками, гусеницами и т.д.) остаются без пищи.  Поэтому им приходиться улетать в теплые края, где  для них есть пища.

-  А как называются птицы которые улетают в теплые края? (перелетные) Воспитатель: Давайте вспомним перелетных птиц. В конверте осень прислала нам их фотографии.

Назовите тех птиц , которых  вы узнали и расскажите что вы знаете о них. (дети выходят показывают и называют перелетных птиц, рассказывают что они знают об этих птицах) 

Воспитатель обобщает ответы детейСоловей .    Маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Живет в  лесу. Питается насекомыми: жучками, муравьями, червями и паучками. Соловей это певчая птица. Она очень красиво поет. (воспитатель включает аудиозапись пения соловья)

Ласточка

Маленькая птичка, спинка у нее черная , брюшко белое, хвост вилочкой. Живет под крышами домов, по берегам рек. Ласточка проводит практически все время в полете и питается она налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят мошек и насекомых, являющихся основной едой.

 Журавль.

Крупная птица. У них длинные ноги, узкий длинный клюв, длинная шея. На голове красная шапочка. В основном они питаются растительной пищей в виде семян, ягод, корешков и побегов растений, но даже небольшого размера лягушек и мелких грызунов. Осенью собираются в стаи, в полете издают курлыкающие звуки (включается аудиозапись голосов журавлей)

 Скворец

Птица среднего размера. У них черное с переливом оперение. Гнезда вьет на деревьях. Может поселиться в скворечнике.Питается насекомыми. Издает интересные звуки. (включается аидиозапись)  

Физкульминутка  «Аист»

 (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

 — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою,

 Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

 И тогда придешь домой. 

3. Загадки

Воспитатель.  А осень нам еще приготовила загадки о перелетных птицах. Вы теперь много узнали о перелетных птицах,  попробуйте их отгадать.  Детки домик смастерили 

И на дерево прибили. 

Поселился в нем певец…

 Как зовут его? … (Скворец) 

Весной прилетает птица. 

Поле вспашут –  там любит кормиться. (Грач) 

На лету хватает мошек,

 Хвостик – тонкие косицы,

 Предсказать погоду может, 

– Вам знакома эта птица. (Ласточка)

  Кто по тропочке идёт  Быстрыми шажками, 

Длинным хвостиком трясёт?

 Догадайтесь сами! (трясогузка) 

 В небе осенью курлычут, 

За собою в небо кличут. 

Долго манят нас вдали… К то скажите? … (Журавли)

 Раньше всех из птиц встаёт,  Солнцу песенку поёт,  Всё живое поднимает,  Как ту птичку называют? (Жаворонок) 

Графическое упражнение «Обведи птицу по точкам». Детям раздаются листочки с изображением перелетных птиц. Им необходимо соединить изображение по точкам и назвать получившуюся птицу.

4.  Итог:

- О каких птицах мы сегодня говорили?

 - Каких перелетных птиц вы запомнили?

- Почему птицам приходится улетать в теплые края? - Что вы нового узнали о перелетных птицах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy_konspekt.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшей группы  

Тема: « Перелетные птицы осенью».

  Цель:  Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.

Программные задачи: 

Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие с педагогом; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов; закрепить навык употребления распространенных предложений, умение рассуждать.

 Развивающие: развивать связную речь,  наблюдательность, зрительное восприятие,  слуховое внимание, мелкую моторику.

 Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к птицам.  

Предварительная работа:  Чтение художественной литературы, стихов  о перелетных  птицах, отгадывание загадок, рисование птиц.  

Материал и оборудование: фонограмма голоса (соловья, журавля, жаворонка), фотографии птиц (ласточка, скворец, трясогузка, жаворонок, совей, иволга, журавль), листочки с изображением перелетных птиц « Соедини по точкам», разрезная картинка с изображением птицы.  

Ход НОД :

 1 Орг. момент  

Воспитатель: В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Листья на деревьях становятся разноцветными.

    - Как называется это время года? (Осень )

 Воспитатель: Ребята послушайте как красиво поэты описывают это время года:  Падают, падают листья.

 В нашем саду листопад...  

Желтые, красные листья

 По ветру вьются, летят.  

Птицы на юг улетают,  

Гуси, грачи, журавли.

 Вот уж последняя стая  

Крыльями машет вдали.

 Воспитатель: ребята а кроме того, что осень одевает деревья в разноцветные наряды, что  еще происходит осенью? (льют дожди, птицы улетают) 

2 Электронное письмо

 Воспитатель: Осень прислала нам письмо, а в нем (разрезная картинка птицы). Давайте попробуем соединить эти части и узнаем, что получится. (Птица)  

  - Ребята, а чем  все ли птицы похожи друг на друга? (у них есть тело, голова, крылья, хвост и лапы, покрыты перьями)

- А чем птицы отличаются друг от друга? (по окраске перьев, величине, способам питания)  

Воспитатель: Что происходит с некоторыми птицами осенью? (улетают в теплые края)

 - Как вы думаете почему они улетают в теплые края? (становиться холодно им нечем питаться)

- Почему им нечем питаться? (ответы детей….)

Воспитатель: правильно  птицы которые питаются насекомыми (комарами , жуками, гусеницами и т.д.) остаются без пищи.  Поэтому им приходиться улетать в теплые края, где  для них есть пища.

-  А как называются птицы которые улетают в теплые края? (перелетные) Воспитатель: Давайте вспомним перелетных птиц. В конверте осень прислала нам их фотографии.

Назовите тех птиц , которых  вы узнали и расскажите что вы знаете о них. (дети выходят показывают и называют перелетных птиц, рассказывают что они знают об этих птицах)  

Воспитатель обобщает ответы детей:  Соловей .    Маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Живет в  лесу. Питается насекомыми: жучками, муравьями, червями и паучками. Соловей это певчая птица. Она очень красиво поет. (воспитатель включает аудиозапись пения соловья) 

Ласточка 

Маленькая птичка, спинка у нее черная , брюшко белое, хвост вилочкой. Живет под крышами домов, по берегам рек. Ласточка проводит практически все время в полете и питается она налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят мошек и насекомых, являющихся основной едой.

 Журавль. 

Крупная птица. У них длинные ноги, узкий длинный клюв, длинная шея. На голове красная шапочка. В основном они питаются растительной пищей в виде семян, ягод, корешков и побегов растений, но даже небольшого размера лягушек и мелких грызунов. Осенью собираются в стаи, в полете издают курлыкающие звуки (включается аудиозапись голосов журавлей)

 Скворец 

Птица среднего размера. У них черное с переливом оперение. Гнезда вьет на деревьях. Может поселиться в скворечнике.Питается насекомыми. Издает интересные звуки. (включается аидиозапись)   

Физкульминутка  «Аист»

 (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

 — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою,

 Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

 И тогда придешь домой.  

3. Загадки

Воспитатель.  А осень нам еще приготовила загадки о перелетных птицах. Вы теперь много узнали о перелетных птицах,  попробуйте их отгадать.  Детки домик смастерили  

И на дерево прибили.  

Поселился в нем певец…

 Как зовут его? … (Скворец)  

Весной прилетает птица.  

Поле вспашут –  там любит кормиться. (Грач)  

На лету хватает мошек,

 Хвостик – тонкие косицы,

 Предсказать погоду может,  

– Вам знакома эта птица. (Ласточка)

  Кто по тропочке идёт  Быстрыми шажками,  

Длинным хвостиком трясёт?

 Догадайтесь сами! (трясогузка)  

 В небе осенью курлычут,  

За собою в небо кличут.  

Долго манят нас вдали… К то скажите? … (Журавли)

 Раньше всех из птиц встаёт,  Солнцу песенку поёт,  Всё живое поднимает,  Как ту птичку называют? (Жаворонок)  

Графическое упражнение «Обведи птицу по точкам». Детям раздаются листочки с изображением перелетных птиц. Им необходимо соединить изображение по точкам и назвать получившуюся птицу.

4.  Итог: 

- О каких птицах мы сегодня говорили?

 - Каких перелетных птиц вы запомнили?

- Почему птицам приходится улетать в теплые края? - Что вы нового узнали о перелетных птицах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной к школе группы "Зимующие птицы"

Занятие направлено на закрепление и расширение знания о зимующих птицах, развитие внимания, памяти, мелкой моторики руки. Развитие прослеживающей функции глаза и укрепление глазных мышц....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

«Птицы» конспект занятия по окружающему миру с использованием ЦОР

Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.Задачи:Расширять представления детей о зимующих птицах.Учить различать зимующих птиц по голосам и вн...

Конспект занятий по окружающему миру "птицы"

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАНА ТЕМУ: « ПТИЦЫ»Образовательные задачи.1 Актуализировать словарь детей:Предметный словарь-скворец,грач,соловей,ласточка,кукушка,иволга,жаворо...