Квест-игра "В поисках Науки"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Формирование познавательно - исследовательской деятельности  и социально-коммуникативных навыков в процессе Квест-игры.

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_nauka.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

Квест-игра

«В поисках Науки»

Для дошкольников 4-5 лет (средняя группа)

Автор: Колотовкина Л.Ю.

                                                                                           

Бакчар

2021

Образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: Игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, конструктивно-модельная.

Вид занятия: Квест – игра

Формы образовательной деятельности: путешествие по карте, экспериментирование, конструирование,  решение проблемных ситуаций. Речевые игры, игровые ситуации, физкультминутки, рисование на молоке.

Цель:  Формирование познавательно-исследовательской деятельности и социально-коммуникативных навыков детей  в процессе квест-игры.

Задачи:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.
  • Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формировать умение слушать и понимать речь, отвечать на вопросы, при этом проявлять доброжелательность в общении, участвовать в разговоре по инициативе других, проявлять инициативу самому (вежливо обращаться как к взрослым, так и к детям).
  • Формировать навыки сотрудничества, умение работать в команде.
  • Формировать умение соблюдать правила безопасности во время проведения опытов, осторожность при работе с пищевыми красителями и молоком

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Продолжать знакомить детей с объектами неживой природы (вода, воздух и  их свойства)
  • Создавать условия для детского экспериментирования. Поощрять инициативу детей в исследовании объектов и явлений природы.
  • Поддерживать проявления исследовательской активности детей. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения
  • Закреплять умение считать предметы в пределах пяти в прямом порядке; при пересчете согласовывать существительное с числительным в роде и падеже и относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе
  • Формировать первичные представления о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному плану.
  • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Учить детей рассказывать: описывать опыт, делать вывод.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (кубик, кирпичик, цилиндр, призма, пластина, арка);
  • Формировать умение использовать строительные детали  с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  • Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек
  • Сравнивать предметы между собой, замечать их сходства и отличия по одному, двум или нескольким признакам одновременно
  • Расширять опыт создания конструкций из строительных деталей по схеме

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать правильную осанку
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей
  • Упражнять в выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и циклических движений под музыку

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: 

Ноутбук, проектор, видеозаписи  с героями квест-игры Наф – Нафом, няней Плам, Карандашом. Маршрутная карта, магнитная доска, карточки с портретами героев квеста с одной стороны  и буквами – с другой. Книга «Энциклопедия научных опытов» для подарка детям.

Раздаточный:

Для «Центра конструирования»: наборы строительного материала 6шт., схемы замка – 6 шт.

Для «Центра кулинарии»: ёмкости с солёной и пресной водой, картофель,  виноградины, подносы, стаканы пластиковые по количеству детей, газированная вода, салфетки. Куриное яйцо для воспитателя.

Для «Центра рисования»: молоко, моющее средство, пищевые красители четырёх цветов. Пипетки, ватные палочки, подносы по количеству детей.

Предшествующая работа:

Чтение сказки «Три поросёнка», просмотр мультфильма «Маленькое королевство Бена и Холли. Званый обед» сезон 1, серия 41. Проведение опытов «Тонет - не тонет» с яйцом, солёной и пресной водой; «Пузырьки спасатели» с газировкой и кусочками пластилина; «Масло боится жидкого мыла» с растительным маслом, водой и моющим средством. Беседа «Что мы знаем о молоке?». Знакомство с работой по схеме при конструировании из строительного материала и деталями конструктора

Ход  Квест - игры:

  1. Мотивационная часть.

В гости к детям приходит профессор Пробиркин.

Пробиркин: Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.   Давайте познакомимся! Я - профессор Пробиркин!

-А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

Саши, Ксюши и Людмилы – покажись (поднимают руки вверх),

Лены, Даши и Полины – улыбнись (улыбаются),

Коли, Иры и Наташи – поклонись (делают наклон вперёд),

Егор, Карина и Надежда – ну-ка все похлопайте (хлопают),

А Танюши и Макары – ну-ка все потопайте (топают),

Про кого я не сказал, и сегодня промолчал,

Как единая семья  дружно крикнем громко: «Я»!

Пробиркин: Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – Королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним (звонит по телефону, громкая связь)

Пробиркин: Алло! Доброе утро, Королева Наука. Ты где?

Королева Наука:  Здравствуй, Пробиркин. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не мог бы ты мне помочь?

Пробиркин: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

- Ребята, скажите, можно бросать друга в беде (нет)?

-Хотите помочь Королеве Науке и отправиться на её поиски (да)?

-Но в путь я возьму  только самых сообразительных,  внимательных и спортивных  ребят! Вы сообразительные? (да) И внимательные? (да). Сейчас проверим!

Игра «Так – не так»

Пробиркин: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Пробиркин все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)?

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)?

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)?

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)?

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)?

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)?

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)?

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)?

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)?

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)?

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)?

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ)?

Пробиркин: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки.  Путь  нам предстоит неблизкий, поэтому давайте сделаем разминку

Разминка с крабом (приложение №1)

Пробиркин: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться на поиски Королевы Науки. Я дам вам план  маршрута, по которому должна была идти Наука (даёт детям план - карту) Предлагаю и вам пройти по этому пути, может, встретите ее там.

II Основная часть.

На карте расположен маршрут прохождения в виде разноцветных следов, которые ведут к геометрическим фигурам соответствующего цвета. На геометрических фигурах обозначения остановок (цвет фигур на карте соответствует цвету столов, на которых расположено оборудование для выполнения заданий)

Пробиркин: Ребята, определите место на карте, где мы сейчас находимся (мы стоим у экрана). Ребята, как вы думаете, по какой тропинке нам нужно пойти?

(по той, на которой следы жёлтого цвета, потому что они идут от экрана, значит, отсюда начинается наш путь)

1.Остановка «Центр строительства»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, мы пришли с вами в «Центр строительства». А вы помните, герои, какой сказки занимались строительством? (три поросёнка)

И один из героев сказки прислал вам видеописьмо. Давайте посмотрим его.

(Приложение №2)

Дети смотрят видеописьмо.

Наф-Наф: Здравствуйте, ребята. Меня зовут  Наф-Наф и я очень рад встрече с вами. Мы с моими братьями умеем строить дома из различных материалов, правда, у них дома не всегда получаются крепкими, ведь строительство – это целая наука! Чтобы что-то построить, надо хорошо знать математику, уметь читать чертежи и многое другое. А вы умеете? (Да) Я предлагаю вам построить замок для Королевы Науки

 (дети по схеме из строительного материала выполняют задание)

Вопросы к детям:

- Из каких деталей ты построил замок?

- Сколько тебе понадобилось кубиков?

- Назови красную фигуру, но не кубик (арка)

- Как называется фигура зелёного (синего, жёлтого) цвета?

- Сколько кирпичиков (кубиков, цилиндров) тебе понадобилось?

- Назови фигуру, которая может катиться (цилиндр)?

После выполнения задания снова включается видеозапись (Приложение №3)

Наф-Наф: Молодцы, ребята, замечательные замки вы построили, я думаю, что они бы ей очень понравились. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас

(дети находят на столе карточку  со слогом  «НА»)

Пробиркин:

-Ребята, как вы думаете, куда надо идти дальше?  Давайте посмотрим на карту (дети смотрят на карту, и определяют, что надо идти по синим следам на кухню)

2. Остановка «Центр кулинарии»

 Пробиркин:

Ребята, посмотрите, мы пришли с вами на кухню к няне Плам, она тоже прислала вам видеописьмо

Дети смотрят видеописьмо. (Приложение №4)

Няня Плам:  Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? (Да, готовят еду) А вы помогаете мамам готовить? (Да) А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.

Опыт №1  «Определите емкость с соленой водой».

Материал: у детей прозрачные емкости с солёной и пресной  водой, яйцо (или картошка)

Пробиркин: Няня Плам прислала вам непростое задание - определите, в какой из этих банок  вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. Расскажите, как это можно сделать?

Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Нужно положить яйцо (картошку) в банку, там, где соленая вода, яйцо (картошка) не утонет

Опыт 2.  «Подводная лодка из винограда».

Материал: 1 стакан  лимонада,  виноградина (на каждого ребёнка)

Пробиркин: Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?   Хотите проверить? Положите в стакан с лимонадом виноградину.

-Что произошло с виноградиной?

-Чем покрылась виноградина?

-Что подняло виноградину наверх?

-Почему она снова опустилась на дно?

Виноградина,   тяжелее воды, поэтому опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина, снова опустится на дно, так будет продолжаться, пока вода не выдохнется

Вывод: пузырьки воздуха поднимают виноград на поверхность. Когда газ выдохнется, виноград утонет.

После выполнения задания снова включается видеозапись (Приложение№5)

Няня Плам: Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(дети находят на столе карточку со слогом  «У»)

Пробиркин:

-Ребята, как вы думаете, куда надо идти дальше?  Давайте посмотрим на карту (дети смотрят на карту, и определяют, что надо идти по красным следам в «Центр рисования»)

3. Остановка «Центр рисования»  

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пришли с вами в «Центр рисования» к Весёлому Карандашу, посмотрите его видеописьмо

Дети смотрят видеописьмо. (Приложение №6)

Веселый Карандаш: Здравствуйте, ребята. Приветствую вас в моей мастерской. Вы любите рисовать? (Да) А чем вы обычно рисуете? (красками, карандашами, фломастерами, мелками).  Рисование  – целая наука. И сейчас я вам это докажу.

«Рисование на молоке»

Воспитатель: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?

 В тарелках у детей налито молоко

 1.Добавьте в  молоко по несколько капель краски  разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

 2. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Воспитатель: Что вы видите на своих  картинах?

Вывод: моющее средство соединяется с  молекулами  жира в молоке и приводит их в движение.

После выполнения задания снова включается видеозапись (Приложение№7)

Веселый Карандаш: Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку

(дети находят на столе карточку со слогом « КА»)

III.Заключительная часть

После прохождения маршрута команды  встречает Пробиркин.

Пробиркин: Ну  что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути.

Дети собирают слово.

-У кого мы нашли первую карточку? (у Наф – Нафа)

- Где взяли вторую карточку? (у няни Плам)

- В каком центре получили третью карточку? (В центре рисования у Карандаша)

«НАУКА»

Прочитайте его. Не умеете читать? А что нужно сделать, если что-то не знаешь или не умеешь? (спросить у взрослых)

Пробиркин читает: «Наука»

Пробиркин: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим или делаем можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

Появляется Королева Наука

Королева Наука: Здравствуйте, ребята. Позвольте вам представиться, я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина. Я знаю, что, путь ваш был нелёгким. Что самое интересное было на вашем пути?  Что было самым трудным? Что новое вы узнали? Что научились делать?  

-Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. И я считаю, что вы достойны,  быть моими помощниками, и  я открываю вам путь в мою  волшебную научную  страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса.  И на память я дарю вам Энциклопедию научных опытов. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркиным всегда будем рады видеть вас.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра "В поисках науки"

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Квест-игра  проводится в рамках  Дня Науки и дает возможность...

Сценарий квест-игры " В поисках науки" для детей старшего дошкольного возраста.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям и специалистам, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Квест - игра дает возможность каждому ребенку получить индивидуальный ...

Квест-игра "В поисках Науки"

Квкст-игра предназначенная для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через различные виды деятельности. Задачи: образовательные, развивающ...

Квест-игра В поисках науки

Квест-игра В поисках науки...

Квест-игра "В поисках науки"

Квест- игра занятие по познавательному развитию с использованием экспериментальной деятельности....

квест – игра «В поисках науки»

квест – игра «В поисках науки»...

Конспект квест-игры "В поисках науки"

Конспект квест-игры для детей старшего дошкольного возраста "В поисках науки"...