Познавательно-исследовательский Проект "Удивительные цветы" во II младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений.

Комнатные растения - первые другие существа, кроме членов семьи, с которыми сталкивается современный ребёнок. Их наличие предоставляет уникальную возможность общаться сприродой в любое время года.

Привлекая внимание на изменения, которые происходят с комнатными растениями, к уходу за ними, дети учатся наблюдать, приучаются к аккуратности, ответственности за порученное дело, формируется умение видеть и ценить прекрасное. А несложные опыты и эксперименты помогут ребёнку найти ответы на вопрсы "как?" и "почему?", главное, что он всё должен делать сам, а не только быть в роли наблюдателя.

ПРЕЗЕНТАЦИИ К ПРОЕКТУ

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭУХАРИСОМ

ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ

МОЁ КОМНАТНОЕ РАСТЕНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolotovkina_l.yu_.proekt_udivitelnye_tsvety.docx72.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

                                                                                         Принят на педагогическом совете

                                                                                             №-__________ от ________________  

Заведующий_____    Лаврикова Н.А.

ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность: среднесрочный

Тип проекта: групповой

Группа: II младшая

Участники: дети, родители, педагоги

Количество участников: 21ребёнок, 21 родитель, 2 педагога

Автор проекта: Колотовкина Лариса Юрьевна

С. Бакчар

2020

Проблема:

В нашем уголке природы много комнатных растений, но за всё время, как дети начали посещать детский сад, ни одно из них не цвело. Однажды, поливая растения, дети заметили у эухариса бутон. На мой вопрос: «Как вы думаете, что это?»,- дети ответить затруднились. Большинство детей сказали, что это листок, двое детей сказали, что это будет цветок. Недостаточные знания о цветущих комнатных растениях  не позволили детям правильно ответить на вопрос. Проект «Волшебный бутон» позволит детям наглядно увидеть развитие цветка от бутона до созревания семени.

Актуальность

Дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений.

Комнатные растения – первые другие существа, кроме членов семьи, с которыми сталкивается современный ребёнок. Их наличие предоставляет уникальную возможность общаться с природой в любое время года.

Комнатные растения – это, прежде всего приятная сочная зелень, великолепие цветков, необыкновенность узоров на листьях, буйство красок, изысканность форм. Они очищают воздух, украшают интерьер и создают отличное настроение. И, наконец, самое очевидное качество – на них просто приятно смотреть.Да, они тихие и безмолвные, да, они сами ничего не просят, но они, тем не менее, способны отвечать на заботу. В ответ на то, что их поливают, рыхлят землю в горшках, опрыскивают -  они растут. Появление цветка, плода – это всегда радость.

Привлекая внимание на изменения, которые происходят с комнатными растениями, к уходу за ними, дети учатся наблюдать, приучаются к аккуратности, ответственности за порученное дело, формируется умение видеть и ценить прекрасное. А несложные опыты и эксперименты помогутребенку найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», главное, что он должен делать всё сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Объект проектной деятельности:

Комнатные растения

Предмет проектной деятельности:

Развитие цветка из бутона

Цель:

Углубление знаний о строении комнатных растений и уходе за ними.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания о комнатных растениях и их значимости в жизни людей
  • Продолжать знакомить со строением комнатных растений, особенностью и назначением их частей
  • Выяснить экспериментальным путём факторы, влияющие на рост и развитие комнатного растения
  • Определить последовательность развития цветка (бутон, цветок, плод, семя) путём наблюдения
  • Дать элементарное представление о размножение растений вегетативным способом (черенкование)

Развивающие:

  • Продолжать развивать навыки ухода за комнатными растениями (полив, рыхление, опрыскивание, протирание листьев)
  • Формировать умение наблюдать, сравнивать, фиксировать результаты, делать выводы.
  • Развивать детскую активность, самостоятельность, желание поиска новой информации.
  • Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений.
  • Развивать связную речь, расширять и активизировать активный словарь детей новыми словами

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие
  • Продолжать воспитывать заботливое отношение к комнатным растениям, желание за ними ухаживать, радоваться их красоте и результатам своего труда
  • Воспитывать умение общаться с природой как с живым организмом.

Гипотеза:

Если это у эухариса бутон, то из него должен появиться цветок, а если это листок, то он должен увеличиться в размере.

Ресурсы:

Материально- технические

Кадровые

Информационные

Нормативно-правовые

1.Комнатные растения

2.Компьютер

3. Принтер

4.Фотоаппарат

5.Ломинатор

6.Лейки

7. Палочки для рыхления

8.Опрыскиватель

1.Дети

2. Педагоги.

3.Родители

1.Интернет-ресурсы

2.Детские энциклопедии

3. Детская художественная литература

4.Методическая литература

1. «Соглашение» от родителей на размещение фото и видео материала

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:

I этап (подготовительный)

  • Раскрытие проблемы
  • Использование для детей «Модели трёх вопросов»: Что мы знаем о бутоне цветка эухариса? Что хотим узнать? Как это можно узнать?
  • Постановка цели, определение задач проекта исходя из ответов детей
  • Определение последовательности выполнения работы
  • Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей (рассказы, стихотворения, загадки, пословицы) о комнатных растениях.
  • Разработка серии дидактических, словесных, пальчиковых, сюжетно — ролевых игр, физкультминуток.
  • Оформление паспорта комнатных растений
  • Создание алгоритма ухода за комнатными растениями, развития цветка от бутона до семени
  • Привлечение родителей к сотрудничеству, введение их в тему проекта
  • Составление плана-схемы совместной реализации проекта и форм представления результатов проектной деятельности

II этап (основной, реализация проекта)

Виды детской деятельности

Формы работы

Познавательно-исследовательская

1.Наблюдение:

За эухарисом

  • Наблюдение за ростом трубчатого  цветоноса с бутоном
  • Наблюдение за зонтичным соцветием, состоящим из пяти бутонов, которые распускаются по очереди
  • Наблюдение за цветением, особенностью формы цветка
  • Наблюдение за созреванием плодов, которые появляются после опыления - мясистыми трехкамерными семенными коробочками  с мелкими удлиненными семенами.

2. Экспериментирование:

  • Влияние воздуха, света, воды и тепла на рост и развитие комнатных растений
  • Как дышат растения?
  • Нужен ли корешкам воздух?
  • С водой и без воды
  • Что нужно для питания растениям?
  • Для чего корешки?
  • В погоне за светом
  • Может ли из черенка вырасти комнатное растение?

3.Рассматривание:

  • Рассматривание и сравнение комнатных растений с различной формой и окраской листьев (эухарис, герань, толстянка,  бегония, папоротник, бальзамин, сингониум, рэо)
  • Рассматривание комнатных растений с различной формой стеблей и без них

4. Решение проблемных ситуаций

  • Как полить цветы без лейки?
  • Катя хочет посадить комнатные растения, но не знает, как это сделать.
  • Если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус нет, и в частом поливе не нуждается.Почему кактус без воды не вянет?

Коммуникативная

Беседа:

  • Почему растения называют комнатными?
  • Зачем людям комнатные растения?
  • Как ухаживать за комнатными растениями?
  • Какую пользу приносят комнатные растения?
  • Что нужно растениям для их роста и развития?
  • Как размножаются комнатные растения?
  • Какие комнатные растения растут у вас дома?
  • Какие инструменты нужны для ухода за растениями?

Ситуативный разговор:

  • Почему завяло растение?
  • Какой водой нужно поливать растения?
  • Зачем нужно протирать листья?
  • Зачем мы рыхлим землю в горшках?
  • Может ли комнатное растение приносить вред?
  • Бывают ли комнатные растения лечебными?

Составление рассказов совместно с воспитателем

  • Мой любимый комнатный цветок
  • Как я поливал цветы
  • Как мы высаживали черенок герани

 Составление и отгадывание загадок

Игровая

Дидактические игры:

  • Найди такой же
  • Что изменилось?
  • Угадай растение по описанию
  • Где спряталась матрёшка?
  • Найди растение по названию
  • Чего не стало?
  • Опишите, я отгадаю
  • Найди, о чём расскажу
  • Загадай, мы отгадаем
  • Подайте то, что назову
  • Парные картинки
  • Собери растение из частей
  • Назови ласково
  • Где сидит бабочка?
  • Продолжи предложение

Сюжетные игры:

  • Магазин «Цветы»

Пальчиковые игры:

  • Цветы
  • На окне в горшочках
  • Наши алые цветы
  • Комнатные растения
  • Лепестки

Трудовая

Поручение:

  • Полить комнатные растения
  • Порыхлить землю в горшках
  • Протереть листья
  • Опрыскать растения водой
  • Повернуть растение другой стороной к солнцу

Чтение художественной литературы

Чтение и обсуждение:

  • Е. Ульева «Откуда взялись комнатные растения?»
  • В. Воеводина «Эухарис»
  • Е. Серова «Наши цветы».
  • Б. Вовк «Чьи цветы лучше?».
  • Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
  •  Е.Благинина «Бальзамин».
  • М. Блинникова «Герань»
  • М. Гуськов «Комнатный цветок»
  • Е. Ульева «Как защищаются растения?»

Заучивание:

  • Н. Нищева «Умница» (Катя леечку взяла…)
  • Н. Нищева «Герань»

Продуктивная

Рисование:

  • Эухарис
  • Раскрашивание «Комнатные цветы»

Аппликация:

  • Букет из ладошек

Лепка:

  • Красивые цветы (из пластилиновых колбасок)

Двигательная

Подвижные игры:

  • Клумба
  • На цветочной полянке

Физкультминутки:

  • Мы посадим все цветы (Е. Макшанцева)
  • К солнцу потянулись высоко…
  • Зарядка цветов
  • На окне цветок колючий…
  • Раз цветочек, два цветочек…

III этап (заключительный)

  • Стенгазета «Знакомьтесь, эухарис!»
  • Фотоальбом «Моё любимое комнатное растение»
  • Паспорт комнатных растений группы
  • Акция «Поделись комнатным растением»

Система деятельности воспитателей и детей на разных стадиях работы над проектом.

Этапы

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Подготовка к проекту:

Выбор темы проекта, постановка цели, определение содержания, планирование форм представления результатов проектной деятельности

Принимают активное участие в беседах, выполняют различные задания, задают вопросы, уточняют информацию, высказывают предположение.

Подбирают темы и предлагают их детям. Объясняют цель, заинтересовывают предстоящей деятельностью.

Планирование

Анализ проблемы, определение задач, средств, критерии оценки результатов, распределение обязанностей, разработка заданий, подбор практического материала, литературы

С помощью «Модели трёх вопросов» выделяют конкретные задачи и определяют с помощью чего их можно решить.

Разрабатывают конкретные задания. Подбирают практический и теоретический материал к экспериментально-исследовательской деятельности. Изучают научную литературу. Принимают участие в обсуждении способов реализации проекта.

Принятие решений.

Сбор и уточнение информации. Выдвижение и обсуждение различных гипотез, выбор наиболее оптимального варианта. Определение плана действий.

Работают с информацией, выдвигают и обсуждают гипотезы. Участвуют в экспериментах  и исследованиях. Ведут наблюдения, фиксируют промежуточные и конечные результаты.

Исполняют роль консультантов и координаторов деятельности. Направляют и

поддерживают интерес детей к наблюдениям и экспериментально-исследовательской деятельности.

Выполнение проекта

Работают непосредственно над проектом, в соответствии с поставленными задачами. Оформляют полученные результаты. Осуществляют уход и контроль над объектами экспериментально-исследовательской деятельности.

Консультируют, координируют работу детей, стимулируют их деятельность.

Оценка результатов

Достигнута цель проекта?

Реализованы задачи?

Анализ недостатков.

Обсуждают результаты,  делают выводы.

Ведут наблюдение за деятельностью детей, принимают участие в обсуждениях, конкретизируют выводы.

Презентация

Стенгазета

Представляют результаты своей деятельности родителям, педагогам детям других групп

Помогают детям в подготовке. Знакомят коллег и родителей  с результатами деятельности.

«Модель трёх вопросов»

Что мы знаем?

Знаем, что эухарис  это комнатное растение, у него есть большие тёмно-зелёные  листья.

Знаем, что для ростарастений нужен свет, тепло, вода, земля

Что мы хотим узнать?

Что за длинная трубочка с овальной шишечкой  появилась у эухариса?

Как она называется?

Что из неё появится: цветок или листок?

Почему у эухариса нет стебля?

Зачем растению корни?

Что кроме света, тепла и воды нужно для того, чтобы комнатное растение росло?

Как вырастить новое комнатное  растение?

С помощью чего узнаем?

С помощью взрослых.

С помощью  экспериментов, исследований, наблюдений.

С помощью литературы, интернет ресурсов.

С помощью игр дидактических, подвижных.

План реализации

С детьми:

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Работа в уголке природы

Наблюдение и полив комнатных растений, создать условия, чтобы дети заметили появившейся  бутон у эухариса.

17.05

Поливая растения, дети заметили у эухариса бутон, но объяснить,  что это не смогли, отсюда следует, что у детей недостаточные знания о том, что растения цветут.

Колотовкина Л.Ю.

Модель трёх вопросов

При помощи вопросов выяснить, что дети знают о бутоне и развитии из него цветка, об условиях, необходимых для роста комнатных растений, что хотят узнать и как это можно сделать

17.05

Называют основные условия роста комнатных растений, части эухариса. Хотят узнать о необычной трубке с листком, которая появилась у эухариса, высказывают предположение, что это, где и как об этом можно узнать.

Колотовкина Л.Ю.

I неделя (21.05 – 25.05)

Наблюдение за ростом трубчатого  цветоноса с бутоном (до появления зонтичного соцветия)

Формировать умение замечать изменения, которые происходят в росте бутона, закрепить части растения (листья, стебель, корень), познакомить с видом стебля – луковицей

Ежедневно

Отмечают, что цветонос стал длиннее, его уже видно из-за листьев, называют части растения, понимают, что стебли бывают разные.

Колотовкина Л.Ю.

Беседа «Почему растения называют комнатными, зачем людям комнатные растения?»

Формировать у детей  умение объяснять значение названия «комнатные растения», учить высказывать своё предположение, объяснять, почему так думает, активизировать словарь детей.

Утро

21.05

Объясняют, что растения называют комнатными, потому что они растут в комнате, людям нужны для красоты, создания уюта, радости.

Колотовкина Л.Ю.

Чтение сказки Е. Ульевой «Откуда взялись комнатные растения?»

Продолжать формировать умение внимательно слушать сказку, отличать её от других жанров, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях

Утро

21.05

Внимательно слушают сказку, отвечают на вопросы, понимают, что комнатные растения привезли к нам из дальних стран

Колотовкина Л.Ю.

Дидактическая игра «Собери растение из частей»

Закрепить название  комнатных растений, знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Утро 21.05

Собирают картинку, называют растение и его части.

Колотовкина Л.Ю.

НОД «Путешествие в царство комнатных растений»

Закрепить названия комнатных растений, формировать умение составлять короткий рассказ с помощью воспитателя, видеть сходство и различия между растениями. Поддерживать интерес и желание наблюдать и ухаживать за ними.

21.05

Называют растения: эухарис, хлорофитум, герань, рэо, кактус, толстянка, папоротник, рассказывают, что у всех растений есть листья, но они разной формы и цвета, есть корни, стебли. С удовольствием осуществляют полив растений.

Колотовкина Л.Ю.

Эксперимент «С водой и без воды»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

21.05 Вечер

Делают предположение, что без воды листок завянет, станет сухим, а в воде останется зелёным. Наблюдают за изменениями в состоянии листьев несколько дней. В конце эксперимента делают вывод, что без воды растения жить не могут

Колотовкина Л.Ю.

Дидактическая игра «Найди такой же»

Найти растение по описанию.

Игровое действие: поиск похожего растения.

Игровое правило: действовать по сигналу

22.05

Утро

Внимательно слушают описание растения, действуют по сигналу, находят такое же растение в групповой комнате.

Колотовкина Л.Ю.

Беседа «Как ухаживать за комнатными растениями?»

Формировать представление о значение влаги, как одного из условий роста растений. Знакомить с избирательным подходом к поливу растений приёмом осязания. Воспитывать желание бережно ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью, добром.

22.05

Утро

Понимают значение влаги для растений, умеют определять сухую и сырую землю, в зависимости от этого производят полив

Колотовкина Л.Ю.

Физкультминутка «Мы посадим все цветы»

Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом

22.05

Утро

Ритмично выполняют движения, сопровождая текстом стихотворения

Колотовкина Л.Ю.

Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Умница»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать интерес к художественной литературе. Закрепить правила ухода за комнатными растениями

22.05

Вечер

При небольшой помощи воспитателя рассказывают стихотворение наизусть, знают правила ухода за растениями (полив, рыхление, протирание листьев)

Михайлова Т.А.

Подвижная игра «Садовник и цветы»

Развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, увёртываясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

22.05 вечер

Выполняют правила игры, стараются не быть пойманными, играют с удовольствием, проявляют ловкость

Михайлова Т.А.

Дидактическая игра «Где спряталась матрёшка?»

Формировать умение находить предмет по перечисленным признакам

23.05

утро

Слушают описание растения, затем указывают на него и находят матрёшку.

Колотовкина Л.Ю.

НОД «Сравнение эухариса и пеларгонии»

Формировать умение сравнивать листья растения по окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев. Познакомить с народными названиями растений: амазонская лилия и герань. Упражнять в тактильных действиях (обвести, погладить).

24.05

Называют форму листьев, цвет, отмечают, что у эухариса листья большие, блестящие и холодные, а у пеларгонии круглые, резные, мягкие и тёплые.

Колотовкина Л.Ю.

Эксперимент «Что нужно для питания растениям?»

Установить, как растение ищет свет.

Что будет, если на часть листа не будет падать свет?

24.05

Часть листа толстянки, эухариса и рэо заклеивают пластырем и оставляют. Делают предположение, что лист под пластырем будет жёлтым

Колотовкина Л.Ю.

Пальчиковые игры «Цветы», «На окне в горшочках»

Развивать мелкую моторику, пальчиковые умения, память, речь

24.05

Вечер

Ловкость в движениях пальцев рук

Михайлова Т.А.

Чтение стихов В. Воеводина «Эухарис», Е. Серова «Наши цветы».

Продолжать развивать у детей умение эмоционально воспринимать стихи понимать содержание поэтических текстов побуждать выражать свои впечатления в связанных высказываниях.

24.05

Вечер

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Михайлова Т.А.

Ситуативный разговор: «Какой водой нужно поливать комнатные растения, зачем мы рыхлим землю в горшках, зачем нужно протирать листья?»

Побуждать детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения, формировать коммуникативные способности

25.05

Утро

Строят предположения, высказывают своё мнение, размышляют.

Колотовкина Л.Ю.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Называть растение по памяти (без зрительного контроля)

25.05

Утро

Запоминают растения, стоящие на столе (2-3), соблюдают правило (смотреть, как убирают растение нельзя), называют растение

Колотовкина Л.Ю.

Пальчиковая игра «Комнатные растения»

Развивать координацию движений, умение согласовывать свои движения с речью; мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

25.05

Утро

Ловкость в движениях пальцев рук

Колотовкина Л.Ю.

Просмотр мультфильма «Дюймовочка» Союзмультфильм 1964г.

Формировать умение внимательно смотреть мультфильм, обратить внимание на то, как появилась Дюймовочка. Вызвать у детей чувство сопереживания героине мультфильма, желание ей помогать.

25.06

Вечер

Смотрят внимательно мультфильм, отвечают на вопросы, сопереживают героине, называют последовательность развития цветка.

Колотовкина Л.Ю.

Подвижная игра «Клумба»

Развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; цветовое восприятие, внимание, память. Воспитывать любовь к растениям, дружеские взаимоотношения в игре.

25.06

Вечер

Выполняют правила игры, играют с удовольствием.

Колотовкина Л.Ю.

Раскрашивание «Комнатные растения»

Расширять познание  об окружающем мире, знакомить с формой и цветом, осваивать  технику  штриховки, управлять «размахом» руки.Развивать навыки  аккуратности, мелкую  моторику, умение  правильно держать карандаш

25.06

Вечер

Выбирают раскраску с понравившимся комнатным растением, называют его и его части Определяют, каким цветом будут раскрашивать, стараются работать аккуратно.

Колотовкина Л.Ю.

II неделя (28.05-01.06)

Наблюдение за зонтичным соцветием, за бутонами, которые появились из основного бутона (до появления цветков)

Продолжать формировать умение видеть изменения, которые произошли с бутоном, понимать, подтвердилось ли предположение, что это листок? Делать дальнейшие предположения: много бутонов, значит, будет много цветков.

Ежедневно

Замечают изменения, которые произошли с основным бутоном, предполагают, что из бутонов появятся цветки, ухаживают за эухарисом.

Колотовкина Л.Ю.

Михайлова Т.А.

Ситуативный разговор «Может ли комнатное растение приносить вред?»

Побуждать  детей к размышлению, к высказыванию собственного мнения, формировать коммуникативные способности

28.05

Утро

Строят предположения, высказывают своё мнение, размышляют.

Михайлова Т.А.

НОД  Лепка «Красивые цветы»

Формировать умение изображать цветок из тонко раскатанного пластилинового жгутика (колбаски) и располагать его на картоне; развивать фантазию, поощрять творческую инициативу.

28.05

Выбирают цвет пластилина по желанию, раскатывают колбаску, соединяют концы, прижимают пластилин к картону, проявляют творчество

Колотовкина Л.Ю.

Эксперимент «Для чего растению корешки?»

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции растения

28.05

Рассматривают черенки герани и толстянки с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению, забирают ли они воду. Проводят опыт, предположение проверяют через 7-8 дней, объясняют результат

Колотовкина Л.Ю.

Составление рассказа «Мой любимый цветок»

Формировать умение составлять описание предмета, упражнять в согласовании существительных и прилагательных, местоимений в роде, числе, активизировать в речи прилагательные, в том числе и антонимы.

29.05

Утро

При помощи воспитателя составляют короткий рассказ.

Михайлова Т.А.

Загадывание загадок «Загадай, мы отгадаем»

Воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции. Стимулировать умственную активность. Развивать речь, память, внимание. Расширять знания о комнатных растениях.

29.05.Утро  

Отгадывают загадки, объясняют, почему так считают

Михайлова Т.А.

Эксперимент «Испарение влаги с листьев растений»

Проверить, куда исчезает вода, которой поливают растения.

29.05 Вечер

Рассматривают растение, уточняют, как растение пьёт воду, делают предположения. Проверяют их, надев на растение целлофановый пакет, и закрепляют его. Через несколько часов обнаруживают в нём воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась)

Колотовкина Л.Ю.

Рассматривание и сравнение комнатных растений с разной формой стеблей.

Познакомить детей с растениями, имеющими разную форму стебля на примере эухариса (луковица), бегония (корневище), герань (прямостоячий стебель)

30.05

Утро

Показывают стебель у герани, бегонии, на примере луковицы знакомятся со стеблем эухариса, понимают, что стебель нужен растению, чтобы нести питательные вещества к листьям

Колотовкина Л.Ю.

НОД Художественное творчество. Аппликация (коллективная)

«Красивый букет» (из ладошек)

Организовать совместное творчество, заинтересовать детей созданием красивого букета из ладошек, развивать умение самостоятельно наносить клей на вырезанную из бумаги ладошку, приклеивать её, дополнять готовое изображение. Воспитывать доброжелательные отношения.

30.05

Помогают обводить контур ладошки карандашом, аккуратно пользуются клеем, распределяя его по всей поверхности, приклеивают ладошки к стебелькам букета, дополняют композицию листьями. Работают дружно.

Колотовкина Л.Ю.

Прогулка.

Трудовая деятельность: «Высаживание черенка герани в клумбу»

Показать детям на примере герани, что некоторые комнатные растения можно на лето высаживать на улицу. Познакомить со способом посадки черенка: черенок вставляем в грунт на глубину не более 4 см,

землю вокруг ствола аккуратно утрамбовываем пальцами. Грунт немного проливаем водой. Полив проводим  по мере высыхания  верхнего слоя грунта

30. 05

Помогают при посадке черенка, соблюдают инструкцию.

Колотовкина Л.Ю.

Решение проблемных ситуаций «Как полить цветы без лейки?»,  «Катя хочет посадить комнатное растение, но не знает как»

Развивать умение осуществлять

поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия,

использовать разные способы проверки предположений. Развивать активность, самостоятельность.

Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы,

оригинальный ответ.

01.06

Утро

Высказывают свои способы решения проблемы

Колотовкина Л.Ю.

Чтение Б. Вовк «Чьи цветы лучше?»

Продолжать формировать умение  внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

01.06

Утро

Внимательно слушают сказку, отвечают на вопросы, понимают, что комнатные растения растут во все времена года.

Колотовкина Л.Ю.

Физкультминутка «Зарядка цветов»

Выполнять движения в соответствии с текстом

01.06

Утро

Ритмично выполняют движения, сопровождая текстом стихотворения

Колотовкина Л.Ю.

Сюжетно –ролевая игра Магазин «Цветы»

Развивать умение переводить жизненный опыт в условный план игры, навыки общения со взрослыми и друг с другом, учить правильно называть себя в игровой роли.

01.06 Вечер

Выполняют игровую роль, отвечают на вопросы об игре, игровой роли, выполняемых действиях, правильно называют цветы

Колотовкина Л.Ю.

IIIнеделя (04.06 – 09.06)

Наблюдение за цветением, особенностью формы цветка эухариса

Продолжать формировать умение наблюдать и видеть произошедшие изменения в развитии цветка: бутоны раскрываются по очереди, из них появляются красивые белые цветы с приятным запахом, закрепить навыки счёта, умение сравнивать

Ежедневно

Замечают, что из маленьких бутонов поочерёдно появляются белые цветки с приятным запахом, делают вывод, что у эухариса на цветоносе  был бутон, а не листок.

Колотовкина Л.Ю.

Михайлова Т.А.

Беседа «Может ли комнатное растение приносить вред?»

Дать представление, что некоторые растения приносят людям вред. Познакомить детей с правилами: нельзя брать в рот части растений (листья, стебель, семена, цветы), ухаживать за растением только вместе со взрослыми, не трогать незнакомое  растение руками.

08.06 Утро

Понимают опасность ядовитых и колючих комнатных растений. Соблюдают правила ухода.

Колотовкина Л.Ю.

Дидактическая игра «Найди пару»

Найти предмет по сходству.

Игровое действие: поиски похожего предмета

Правила:

Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые картинки

08.06

Утро

Выполняют движение под музыку, по сигналу «Раз, два, три – пару найди!» становятся рядом с тем, у кого такая же картинка.

Колотовкина Л.Ю.

Эксперимент «В погоне за светом»

Установить, как растение ищет свет.

Обратить внимание, что листья растения герани повёрнуты в одном направлении.

08.06

Утро

Обращают внимание, что листья растения повёрнуты в одном направлении. Помечают сторону горшка символом, ставят растение к окну.

Колотовкина

Л.Ю.

Наблюдение за высаженным черенком герани. Полив.

Отметить изменения, которые произошли  с черенком, продолжать формировать умение поливать растение, желание заботиться о нём.

08.06

Прогулка

Замечают, что на черенке герани появились новые маленькие листочки, значит, растение прижилось. Отмечают, что цвет листьев черенка на солнце приобрёл более тёмную окраску, чем в помещении.

Колотовкина Л.Ю.

НОД «Лекарственные комнатные растения»

Сформировать представление о лекарственных комнатных растениях, их пользе для здоровья людей.

09.06

Называют лекарственные растения, знают, какую пользу они приносят

Колотовкина Л.Ю.

Чтение сказки Е. Ульевой «Как защищаются растения?»

Продолжать формировать умение  внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

09.06

Вечер

Внимательно слушают сказку, отвечают на вопросы, понимают, что не все комнатные растения умеют защищаться, поэтому о них нужно заботиться.

Колотовкина Л.Ю.

Завершение эксперимента «Для чего растению корешки»

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции растения

10.06.

Утро

Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Объясняют, что корешки всасывали воду,  и дальше она по стеблю поднималась к листочкам.

Колотовкина Л.Ю.

НОД

Рисование «Цветок эухарис»

Формировать умение передавать образ комнатного растения (эухариса) в горшке.

10.06

Передают форму горшка, листьев, рисуют цветонос с цветами, передают цвет растения

Колотовкина Л.Ю.

Продолжение эксперимента «В погоне за светом»

Установить, как растение ищет свет

11.06

утро

Обращают внимание, что листья потянулись к свету, горшок поворачивают на 180 градусов, продолжают наблюдение.

Колотовкина Л.Ю.

Проблемная ситуация «Почему растения вянут? Почему не вянет кактус?»

Продолжать развивать умение осуществлять

поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия,

использовать разные способы проверки предположений. Развивать активность, самостоятельность.

11.06

Вечер

Объясняют, что растения испаряют воду (опыт с целлофановым пакетом), поэтому их нужно поливать. У кактуса нет листьев, а стебель очень толстый и в нём долго сохраняется вода

Колотовкина Л.Ю.

IV неделя (15.06 -17.06)

Наблюдение за появлением  у эухариса плодов  -  семенными коробочками  с мелкими удлиненными семенами

Обратить внимание, что цветы отцвели и появились плоды, в которых находятся семена. Закрепить алгоритм развития цветка: бутон, цветок, плод, семя

15.06

Утро

Видят, что цветы засохли, отмечают, что появились плоды, называют алгоритм развития цветка.

Колотовкина Л.Ю.

Дидактическая игра «Найди инвентарь для ухода за комнатными растениями»

Упражнять детей правильно подбирать оборудование и инвентарь для ухода за комнатными цветами;

15.06  Утро

Выбирают инвентарь, называют его назначение.

Колотовкина Л.Ю.

Заучивание стихотворения Н. Нищева «Герань»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать интерес к художественной литературе, желание ухаживать и любоваться комнатными растениями

15.06 Вечер

Рассказывают стихотворение при небольшой помощи воспитателя.

Михайлова Т.А.

Дидактическая игра «Где сидит бабочка?»

Закрепить умение различать и называть

пространственные отношения: на, над, под,около, за

Упражнять в определении места расположения

 бабочки

15.06

Вечер

Называют части растения, где спряталась бабочка (около горшка, за цветком, под листком)

Михайлова Т.А.

Словесная игра

«Закончи предложение»

Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами «для того чтобы»

16.06

Утро

Заканчивают предложение начатое воспитателем. Например: «Комнатные растения необходимо поливать…»

Колотовкина Л.Ю.

Пальчиковая игра «Комнатные растения»

Развивать координацию движений, умение согласовывать свои движения с речью; мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

16.06

утро

Ловкость в движениях пальцев рук

Колотовкина Л.Ю.

Просмотр презентации «Моё комнатное растение»

Показать детям разнообразие комнатных растений, вызвать желание любоваться ими, радоваться их красоте, заботиться о них

16.06

В процессе просмотра каждый ребёнок называет своё растение и коротко рассказывает о нём.

Колотовкина Л.Ю.

Оформление газеты

Привлечь детей к посильному участию в оформлении газеты

17.06

Помогают наклеивать фотографии

Колотовкина Л.Ю.

С родителями:

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

Введение родителей в тему проекта приглашение к сотрудничеству

Познакомить родителей с целью и задачами проекта, значением совместной работы по экологическому воспитанию дошкольников.

1 неделя

Родители согласны к сотрудничеству

Колотовкина Л.Ю.

Анкетирование родителей «Экологическая культура в семье»

Получение информации об экологической культуре дошкольников в детском саду и его осуществлении в семье.

1 неделя

Родители отвечают на вопросы анкеты,

воспитатели делают вывод

Колотовкина Л.Ю.

Наблюдение с детьми за комнатными растениями в домашних условиях

Дать родителям рекомендации по знакомству детей с комнатными растениями, что дети должны делать по уходу за растениями.

В течение проекта

Наблюдают с детьми за комнатными растениями, делают фотоотчёт

Родители

Анкетирование «Озеленение группы «Кораблик детства»

Получение информации о значимости пополнения зелёного уголка комнатными растениями.

1 неделя

Родители отвечают на вопросы анкеты,

воспитатели делают вывод

Колотовкина Л.Ю.

Акция «Подари комнатное растение»

Формировать у родителей позицию активного участника жизни группы, желание делиться комнатными растениями, которые соответствуют возрасту детей для дальнейшего развития экологической культуры.

В течение проведения проекта

Делятся посадочным материалом, комнатными растениями.

Родители

Газета «Знакомьтесь, эухарис!»

Привлечь родителей к оказанию помощи по созданию газеты

3 неделя

Помогают материалами для оформления газеты (ватман, файлы с фото и т.д.)

Колотовкина Л.Ю.

Конечный продукт проекта:

  • Газета «Знакомьтесь, эухарис!»
  • Составление алгоритма развития цветка эухариса
  • Фотоальбом «Моё любимое комнатное растение»
  • Паспорт комнатных растений группы

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Высокий уровень

  • Называет комнатные растения уголка природы, узнаёт их на картинках, иллюстрациях.
  • Знает строение растения и функциональное значение его частей. Выделяет отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку, куст, дерево).
  • Определяет характерные признаки различия и сходства комнатных растений, сравнивая их между собой.
  • Умеет связано и последовательно отвечать на поставленные вопросы. Составлять несложное описание комнатных растений.
  • Имеет представление о растении – живое, растёт и развивается. Понятие о потребностях (нуждается в свете, тепле, поливе, опрыскивании, плодородной почве).
  • Значимости комнатных растений в жизни людей (украшают быт, создают уют, лечат, очищают воздух, дарят положительные эмоции).
  • Владеет практическими навыками ухода за комнатными растениями. Имеет устойчивый интерес к комнатным растениям и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

Средний уровень

  •  Не всегда называет  и узнаёт комнатные растения уголка природы и растения, изображённые на картинках, иллюстрациях.
  • Знает строение растения и функциональное значение его частей. Выделяет отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку, куст, дерево).
  • Имеет недостаточное представление о потребности растения (растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету, любят воду — следует соблюдать водный режим).
  • Знает о значимости растений в жизни человека. Иногда делает ошибки в различении растительных групп: дерево, трава, куст.
  • Умеет связано отвечать на поставленные вопросы, но очень кратко. Составлять несложное описание некоторых комнатных растений. Имеет представление о растении – живой организм, растёт и развивается.
  • Эмоционально откликается на ознакомление с новыми комнатными растениями. Проявляет желание к уходу за комнатными растениями: полив, опрыскивание, рыхление, мытьё.

Низкий уровень

  • Ребенок часто ошибается в определении и названии комнатных растений.
  • Не всегда замечает изменения в развитии знакомых комнатных растений.
  • Иногда затрудняется назвать группы комнатных растений: травка, куст, дерево.
  • Ошибается в строении (стебель, листья, цветок, корень), определении характерных признаков различия и сходства комнатных растений.
  • На поставленные вопросы затрудняется отвечать. Или отвечает не верно.
  • Проявляет слабый интерес к комнатным растениям.
  • Владеет навыками ухода за растениями.

Прогноз негативных последствий:

Негативные последствия

Способы коррекции

Незаинтересованность родителей в участии в реализации проекта

Оформить папку-ширму «Родители – активные участники жизни группы»

Результат эксперимента не соответствует гипотезе

Объяснить, что отрицательный результат тоже результат, выяснить, почему так произошло

Утеря интереса детей к деятельности

Включение в проект инновационных форм работы, что стимулирует познавательную активность

Недостаточно фотоматериала для оформления альбома «Моё любимое комнатное растение»

Рассказать родителям, которые не предоставили фотоматериал, как важно для ребёнка, чтобы его фотография с растением тоже была в альбоме

Литература:

Аджи А.В. Открытые мероприятия для детей средней группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Практическое пособие для педагогов ДОУ, Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 112с.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитанию дошкольников.-М.: ВАКО, 2005.-240с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников- 2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 192с.  (Ребёнок в мире поиска)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80с.

Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: Картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.

Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 96с.

Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. Всё, что ваш ребёнок должен узнать до школы.11-е издание.- Ростов н/Д: Феникс, 2016. 95с.  (Моя первая книжка)

Интернет ресурсы

http://www.garmonya.net/statii/rekomendacii-dlya-roditeleu-po-teme/

http://cvetyiderevja.ru/zelenoe-plate-zemli/page-43.html

https://studfiles.net/preview/3912768/page:4/

http://logoportal.ru/domashnie-zadaniya-po-leksicheskoy-teme-komnatnyie-rasteniya/.html

http://www.stihi.su/2012/11/22/4925

https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/nataliya-nishcheva-umnica

http://uverenniy.ru/zagadki-o-komnatnih-rasteniyah-rasskaju-ya-vam-stihotvorenie-p.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности тема « Лошадки» ( первая младшая группа )

Конспект познавательно – исследовательской деятельности тема « Лошадки» ( первая младшая группа )...

Конспект игровой , коммуникативной, познавательно- исследовательской , образовательно - художественной деятельности. ( первая младшая группа)

Конспект  игровой , коммуникативной, познавательно- исследовательской , образовательно -художественной деятельности. (  первая младшая группа)« Любимые  игрушки »( сравнение пласт...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Дидактические игры» Первая младшая группа

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Д...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Сенсорное развитие» Первая младшая группа.

Перспективное планирование Образовательная область  «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» &l...