Конспект по экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гилевич Надежда Ивановна

Цель:
Расширение и закрепление представлений по теме: «Знакомство с бумагой». Развивать активный и пассивный словарь по теме.
 

Программное содержание:

Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Использование бумаги в жизни человека. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, расползается в воде). Развивать внимание, память, мышление.

Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Словарь и грамматика:
Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Упражнять в подборе слов – соотношение прилагательных с существительным, подборе определений, в загадывании загадок, образных выражений и сравнений.
 

Связная речь:
Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, продолжать работать над предложением.
 

Оборудование:

Халаты белые.
Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др.). Предметы, изготовленные из бумаги(сумочка). Емкость с водой. Символы показывающие свойства бумаги.
Предварительная работа:
Заранее организуется экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части занятия. Загадки о предметах, выполненных из бумаги. «Чудесный сундучок».
 

Ход НОД:
Ребята проходят в группу .
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

 Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам. 
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям. Присаживайтесь на любые места. 
-Ребята, сегодня нам принесли вот такой чудесный сундучок.
- А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег,
Дружу с карандашом
Где он пройдет – заметочку кладет (Бумага)
Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)
В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)
Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
-Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок.
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют. Например: калька и рассказывают для чего ее используют).
Молодцы, все верно назвали. А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют). Ребята давайте посмотрим, а что еще в чудесном сундучке? А тут вот еще, сколько разных предметов! Может, вы, знаете про них загадки? (Один загадывает, а остальные отгадывают и находят предмет в сундучке).
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.
Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на стульчики вокруг стола.
Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:

-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)

-бумажная (салфетка, коробка)

-бумажные (игрушки, цветы)
(ответы детей: бумажный стаканчик…)
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в лабораторию заходи.

Дети проходят к столами одевают халаты. Воспитатель обращает внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги.
Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)
Поиграем в игру. «Подбери пару»
Я сейчас буду вам показывать лист бумаги и описывать этот образец. А вы у себя будите находить и показывать. Дети выполняют задания.
Воспитатель: Молодцы, не ошиблись и все справились.
1.Итак готовы  провести  первый опыт и попробовать узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она…( крепче). Сделаем вывод и выставляем значок: «Тонкая бумага легче мнется».
2. А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
3. Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается».
Ребята посмотрите на наш экран. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. В следующий раз мы узнаем и другие свойства бумаги. 
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Чтобы больше узнать про бумагу я принесла вам вот такой альбом. Мы его рассмотрим после занятия. В нем собраны иллюстрации необычных вещей, сделанных из бумаги — это называется бумагопластика. Ребята посмотрите тут для вас сюрприз. Что это? (сумочки).  Я дарю вам вот эти бумажные сумочки (сложенные методом оригами) в них можно положить разные рисунки ваши , но на них 3 звездочки напоминалочки. (символ мятой бумаги, символ капли, и символ ножниц) Помните какие свойства имеет бумага.

Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории. Давайте снимем халаты, закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

Сегодня мы с вами ,где побывали и что новое узнали?(Были в лаборатории и узнали 3 свойства бумаги.) Давайте перечислим их еще раз (дети перечисляют – вся бумага мнется, рвется, намокает). Если вам понравилось наше путешествие, то похлопайте. Если нет, то подарите тишину. Спасибо , предлагаю вам отдохнуть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе с использованием цифровой лаборатории «Наураша» Тема: « Секреты магнита»

Методическая разработка открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе ....

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Как происходит извержение вулкана»

Конспект. Экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Как происходит извержение вулкана»Березовская Светлана Сергеевна. МАДОУ ЦРР д/с 30 «Дельфинёнок» г.Хи...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: Бумага, ее качества и свойства

Конспект занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Конспект ООД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воды"

В конспекте представлен материал по ознакомлению со свойствами воды, развитию навыков проведения лабораторных опытов, а также по воспитанию бережного отношения к воде....

«Очищение воды» план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

quot;Очищение воды" план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...