«Да будет свет!» исследовательский проект
проект по окружающему миру

Татьяна Сергеевна Шуликова

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta_da_budet_svet.docx304.97 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                         УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА  ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

«Да будет свет!»

исследовательский проект

Номинация: «Мое первое открытие»

Авторы проекта:                                                                        Пахомов Павел

                                                                                                  Белов Богдан

воспитанники

 подготовительной к школе группы

 «Солнышко»

Руководители проекта:                                        Глебова Яна Владимировна

воспитатель

                                                                              Шуликова Татьяна Сергеевна              

воспитатель

2020г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение (мотив выбора темы, цель, задачи, гипотеза)………........3

II.Основное содержание

2.1. История появления электрической лампочки…………………….4

2.2. Виды электрических лампочек и их применение…………………5

2.3. Знакомство с профессией - электрик………………………………6

III. Практическая часть

3.1. Эксперимент с картофелем и лампочкой……………….………….7

3.2. Изготовление осветительного прибора………………………….....8

IV. Заключение……………………………………………………………9

V. Список литературы…………………………………………………...10

 Приложение 1

I. Введение

   Зима – самое тёмное время года.  Как только на улице стемнело, мы включаем свет в домах, смотрим телевизор, слушаем музыку и всё благодаря электричеству, без которого нам никак не обойтись! А если не будет электричества, тогда не будет и света? Трудно представить даже такое....     Как-то раз, зимним утром, в детском саду мы делали новогодние украшения для группы. В творческой работе мы использовали цветную бумагу, клей, ножницы. Каждый из нас решил, что будет мастерить и только мы принялись за дело…  Погас свет, стало темно, ничего не было видно. Яна Владимировна сказала, что отключилось электричество, как скоро его починять электрики, неизвестно. У нас в группе не было фонарика, нет и свечей, нам пришлось отложить работу, потому что вырезать ножницами в темноте опасно, можно пораниться. Мы сидели и просто разговаривали…

Паша: интересно, а кто придумал лампочку и из чего она состоит, почему светится?                  

Богдан: если она электрическая, значит, может быть опасной?

Паша: а можем ли мы сами, сделать такой прибор, который можно применять при отключении света? Чтобы всегда было светло!                                                                                      

Яна Владимировна: нужно попробовать самим найти ответы на эти вопросы, а мы с Татьяной Сергеевной вам обязательно в этом поможем.

Через некоторое время лампы в нашей группе опять ярко засияли, мы приступили к изготовлению новогодних украшений. Электрическая лампочка нас очень заинтересовала, возникло много вопросов, на которые мы должны  найти  ответ.

Так возникла тема нашего проекта «Да будет свет!».

Поставили перед собой цель – изготовление осветительного прибора своими руками.

Объект исследования – осветительный прибор

Предмет исследования – электрическая лампочка

Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:

- Узнать историю появления электрической лампочки;

- Выяснить, какие бывают лампочки и где их используют;

- Познакомиться с профессией - электрик;

- Выяснить, от чего загорается лампочка;

- Провести эксперимент;

- Сделать осветительный прибор своими руками.

  Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент.

Гипотеза исследования: мы предположили, что можно смастерить осветительный прибор для нашей группы, который будет безопасный, и работать даже когда отключат электричество.

II. Основное содержание

2.1 История появления электрической лампочки

Узнать историю появления первой лампочки нам помогла Татьяна Сергеевна. В сети интернет мы нашли информацию о том, что в древнюю эпоху для освещения жилищ люди использовали огонь. Сначала это был костер в пещере, затем появились первые лампы. Из ткани делали фитиль и клали его в емкость, потом заливали жир. Такие лампы были небезопасны,  свет  был  тусклым. Позже люди научились делать керосин и изобрели керосиновую лампу. Прошло ещё не мало времени, прежде чем русский ученый              А.Н. Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампу накаливания, которую мы до сих пор используем в своём обиходе. Лампа накаливания состоит из вакуумного стеклянного баллона, цоколя, на котором располагаются контакты, предохранитель, и нити накаливания, излучающей свет.

2.2. Виды электрических лампочек и их применение                              

Без яркого электрического света представить современную жизнь невозможно. Мы решили выяснить, какие бывают лампочки и где их можно использовать. В этом нам помогла Яна Владимировна, она показала презентацию «Виды электрических ламп», рассказала об их применении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)                                                                                                                                                                

Мы узнали, что лампы могут быть большими и маленькими, цветными, прозрачными, плоскими, удлинёнными. Используются человеком в быту, на производстве, под землей, под водой и даже в космосе для освещения. Электрическую лампочку мы можем увидеть в светильнике, в холодильнике, в швейной машинке, в утюге, в люстрах, фонарике, ёлочной гирлянде.                             Нам стало интересно, а какие лампочки продаются в наших магазинах?                     Для этого, мы с родителями посетили магазин «Электросити».                                          Выяснили, что в магазине можно купить:                                                                           

- лампы накаливания (применяются в бытовом и декоративном освещении);                - галогенные лампы ( применяют в автомобильных фарах,  настольных лампах);                                                                                                                                  - люминесцентные лампы (используют при освещении офисов, витрин магазинов);                                                                                                                          - энергосберегающие лампы (как и лампы накаливания применяют в бытовом освещении);                                                                                                                             - светодиодные лампы (применяют для подсветки домашнего интерьера, в аквариумах, бассейнах).

Продавец в магазине рассказал, что жители нашего города покупают разные лампочки, но в основном энергосберегающие, так как они имеют низкое энергопотребление, у них долгий срок службы, хотя и стоят дорого.               Паша: а у меня дома в люстре тоже энергосберегающие лампочки горят, вот оказывается, почему родители их покупают!                                                      

Богдан: теперь мы знаем, какие бывают лампочки, но почему они светятся? Татьяна Сергеевна: ответить на этот вопрос нам поможет – электрик, он всё знает про электрические лампочки.                                                      

2.3. Знакомство с профессией - электрик                                                           

Татьяна Сергеевна рассказала нам, что электрики -  это специально обученные люди, они как волшебники, соединяют провода в большую паутину, устанавливают переключатели, розетки. Электричество человек использует везде, с его помощью работают все современные предметы. Поэтому эта профессия всегда в почёте и востребована.                                                

 С вопросом, от чего загорается лампочка, мы обратились к электрику Мовшеву В.В., который работает у нас в детском саду. Валерий Васильевич рассказал нам, что лампочка загорается при помощи электричества. Электричество – это одна из форм энергии. Оно зарождается на электростанциях. В качестве топлива используют уголь или нефть, которые сжигаются, при этом образуется тепловая энергия, которая раскручивая генератор, преобразуется в электричество. Электричество идёт в наши дома по толстым проводам. Попробуйте представить себе, как течет вода в реке. Точно так же отправляется по проводам электрический ток. Поступая в лампу, ток заставляет ее давать свет. Электричество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Его нельзя увидеть или учуять по запаху. Наличие или отсутствие тока можно определить, используя специальные  приборы.

Богдан: а лампочка может быть опасной?                                                            

Валерий Васильевич: может, нужно обязательно знать правила безопасности! Нельзя трогать лампочку руками, когда она светится, то нагревается и можно обжечься. Осторожно держать лампочку в руках, не ударять, не ронять, так как она стеклянная и может разбиться. Нельзя подносить к горящей лампочке бумагу и пластмассовые предметы, может возникнуть пожар. 

III. Практическая часть

3.1. Эксперимент с лимоном и лампочкой

Богдан: а без электрического тока, который у нас в проводах, розетках может лампочка гореть?

Паша: давай проведем эксперимент, который я видел по телевизору в детской передаче «Маленькие исследователи», и узнаем!

Для эксперимента нам понадобятся: 6 проводов с оголенными концами; медная проволока; 4 металлических болта; 2 лимона; лампочка (мы использовали светодиод от новогодней гирлянды).

Мы взяли лимоны, немного помяли их руками, затем разрезали пополам.  Кусочек медной проволоки вставили с одной стороны лимона, а металлический болт, с другой стороны. Тоже самое сделали с другими половинками лимона. Затем взяли 2 провода с оголенными концами, один подсоединяем к проволоке, второй к болту. Остальными проводами последовательно соединили между собой все половинки лимона. Свободные концы проводов соединили с лампочкой, и она зажглась.

Вывод: мы добыли для лампочки электричество из лимона, и это не волшебство, всему есть научное объяснение. В нашем эксперименте лимонная кислота при контакте с металлами (медью и цинком) дает химическую реакцию, проводами мы создали замкнутую цепь, в которой образовался электрический ток.

Богдан: Паша, мы с тобой настоящие физики! Теперь мы можем приступить к изготовлению нашего прибора?

Паша: конечно, но мы ещё многого не знаем, поэтому давай обратимся за помощью к Валерию Васильевичу.

3.2. Изготовление осветительного прибора

Валерий Васильевич: чтобы осветительный прибор работал необходимо собрать электрическую цепь. Для этого нам понадобятся: монтажная плата, батарейка, 3 провода, лампа, выключатель.                                                                                                                    

Паша: а разве в батарейках есть электрический ток?                                                

Валерий Васильевич: конечно, электрический ток бывает постоянным и переменным. Источником постоянного тока является батарейка или аккумулятор. Здесь электрический ток движется от плюса к минусу, не меняя направление движения. А переменный ток используется в промышленности и электроснабжении, его получают на станциях и отправляют к потребителям по проводам.                                                                                 

Приготовив все необходимое, мы приступили к сборке нашего прибора.   На монтажной плате разместили выключатель и прикрутили его. Батарейку закрепили с помощью провода. Лампочку подсоединили к патрону и зафиксировали шурупами на плате. Белый провод от выключателя подсоединили к батарейке где нарисован «+».  А где «-» подсоединили другой провод, его конец соединили с лампочкой. Красный провод от выключателя соединили с патроном где «+».  

Замкнули выключатель – лампа загорелась. Разомкнули выключатель, лампа погасла. Ура! У нас всё получилось!                                                          

Показали осветительный прибор ребятам, они были в восторге.

IV. Заключение

В ходе проведенного исследования мы узнали историю появления электрической лампочки, выяснили, что существуют разные виды ламп, по форме, цвету, назначению. Познакомились с электриком, который работает у нас в детском саду. Узнали, от чего загорается лампочка, и что такое электричество.

 С помощью Валерия Васильевича, практическая работа прошла интересно и познавательно. Выяснили, что электрический ток может быть переменным и постоянным.  Источником постоянного тока является батарейка, которая помогла зажечь нашу лампочку, без применения основного переменного тока.

Изготовление осветительного прибора – это увлекательное занятие, в результате получили полезную вещь, сделанную своими руками.                                  О своем исследовании рассказали ребятам в группе, показали им эксперимент с лимоном и лампочкой.  Продемонстрировали наш прибор, как он работает, объяснили, почему это происходит. Порекомендовали использовать для освещения комнат в доме энергосберегающие лампочки.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы смогли сделать осветительный прибор для нашей группы, он безопасный, и может работать, даже когда отключат электричество. Конечно, можно купить в магазине фонарик или другое какое-нибудь устройство, работающее от батарейки, но сделать что-то своими руками, гораздо лучше! Если снова вдруг в группе станет темно, мы включим свой чудо-прибор и скажем «Да будет свет!».

Паша: планируем продолжить исследовать электричество, думаю ещё много полезных приборов можно сделать своими руками.

Богдан: а может быть в будущем станем настоящими электриками!

V. Список литературы

  1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников».
  2. Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000.
  3. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/nauchno-isledovatelskii-proekt-ego-velichestvo-yelektrichestvmlo.ht
  5. https://svet-depo.ru/uznayte-bolshe/vidy-lomapochek.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\img11.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\img2.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\lamps_4.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\img13.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\img12.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\img6.jpg

C:\Users\Элмат\Desktop\обои\013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свет, да будет свет!

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста....

Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»

Исследовательский проект – «Пейте дети молоко, будете здоровы»       Продолжительность проекта – 3 недели. Тип проекта -  иссл...

Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Исследовательский  проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...