Экологический проект "Здравствуй, рябинка" (2-я младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Лопатина Екатерина Александровна

Актуальность темы.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Тип проекта –

• По доминирующему методу: практико – ориентированный;
• По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
• По количеству участников: фронтальный, групповой;
• По продолжительности: краткосрочный познавательно – исследовательский.

 (2 месяца) июль-август 2016 года

Участники проекта – педагоги, дети 2-ой младшей группы, родители.

 

Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через воспитание бережного отношения к природе.

 

Задачи проекта:

1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.

2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.

3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.

5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

Ожидаемые результаты:

1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево.

2. Знать, для чего нужны деревья, листья.

3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.

 

Формы и методы реализации проекта:
• работа на занятиях; 
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы о природе;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки;
• взаимодействие с семьей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Здравствуй, рябинка"717.62 КБ

Предварительный просмотр:

http://ilbosco.ru/wp-content/uploads/2016/02/ryabina-obyknovennaya-sorbus-aucuparia-plody.jpg

Хоть зима свои перины

Расстелила у рябины,

И вокруг морозом веет,

Ярко ягода алеет!

Ягоды не сладость

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Сибирцев Виталий

Для детей младшего возраста

МБДОУ «Солнышко» № 20 г.Железногорск

Лопатина Екатерина Александровна

Актуальность темы.

Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.

Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.

Тип проекта –

• По доминирующему методу: практико – ориентированный;
• По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
• По количеству участников: фронтальный, групповой;
• По продолжительности: краткосрочный познавательно – исследовательский.

 (2 месяца) июль-август 2016 года

Участники проекта – педагоги, дети 2-ой младшей группы, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.

2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.

3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.

5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.

Объект исследования: рябинка, растущая на участке детского сада.

В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.

1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .

3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.

Ожидаемые результаты:

1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево.

2. Знать, для чего нужны деревья, листья.

3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.

Формы и методы реализации проекта:
• работа на занятиях; 
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы о природе;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки;
• взаимодействие с семьей. 

Этапы проекта.

I этап подготовительный: 

На предварительном этапе была изучена методическая литература:

- Киселева Л. С. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"

В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи.

- Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».

Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике.

- Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды.

- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы.

- Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы работы.

В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ.

1. Выявление проблемы, разработка цели и задач.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Подбор необходимого материала для разработки проекта:

иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки о рябине.

4. Изготовление дидактических игр:

«Собери рябинку» - осколочная мозаика (из 4 частей)

«Собери листочки и ягодки на рябине»,

«Подбери по высоте»,

5. Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы
Консультации в родительский уголок:
-«Игры с детьми на прогулке».
-«Учите детей видеть красоту природы».
-«Сезонные изменения в природе».
Консультация для родителей «Все о рябине»

II этап практический.

1. Планирование и проведение непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям.

«Познание» - экскурсия к рябине на участке детского сада (познакомить с деревом, обратить внимание на форму листиков на цвет, ствол, ветви, цветы из которых появятся ягоды)

«Социализация» - игровая ситуация «В гости к рябинке» - пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре, и игровому общению со сверстниками.

«Здоровье» - игровая ситуация «Полечим белочку» - уточняем целебные свойства рябины

«Физическая культура» - утренняя гимнастика «Рябинка», подвижная игра «Кто больше соберет рябиновых листочков»

«Коммуникация» - цикл бесед «Про рябинку» - дать простейшие знания о рябинке. Порадоваться красоте природы, заметить прекрасное.

«Художественное творчество» - рисование «Ветки рябинки» совместно с роидетлями, создания макета Моя рябинка.

«Чтение художественной литературы» - чтение стихотворения «Про рябинку», отгадывание загадок о деревьях (выяснить по вопросам, как дети поняли содержание стихотворения)

«Музыка» - хоровод «Рябиновой край» - выполнять движения под музыку.

«Труд» - сбор листиков вокруг рябинки после ветра – учить наводить порядок возле любимого дерева.

2. Наблюдение за ветками и ягодами рябины  в вазе – учить замечать изменения, происходящие с ветками (уточнить, что сорванные веточки со временем пропадут).

3. Проведение подвижных игр «Кто больше соберет листиков рябины? », «Кто быстрее пробежит, проскачет вокруг рябины? », «Раз, два, три к рябинке беги»

4. Рассматривание дерева рябины в разное время года – от июля до сентября (сравнение, как изменились листья, ягоды, уточнить на зиму скидывает листики рябинка почему), а также рассматривание самих ягод. (старые, новые)

DSC02591.JPG

DSC02326.JPGDSC02256.JPGDSC02250.JPG

DSC02305.JPGDSC02329.JPG

DSC02616.JPG

DSC02619.JPGDSC02595.JPGDSC02600.JPG

DSC02334.JPG

DSC02597.JPGDSC03000.JPG

DSC02998.JPG

5. Проведение дидактических игр «Подбери листочек», «Найди рябинку», «Собери бусы»

6. Рассматривание картин о рябине

Сбор стихов, загадок, примет и рассказов о рябине в папку «Все о рябине».

7. Работа с природным материалом:
- Сбор листьев для гербариев
- Памятки для родитей «Прогулки в природу»

- Экологическая экскурсия на рябиновую аллею города совместно с родителями и детьми для сбора осеннего гербария, ягод для бус.

III этап презентация проекта.

Результаты в области экологического воспитания детей:

1. В ходе работы над проектом мы старались обобщить и обогатить опыт детей в сфере экологического воспитания.

2. В период работы над проектом особое внимание уделяется обогащению словаря и пополнению словарного запаса, а так же развитию познавательной активности детей, их творческого потенциала.

3. В ходе экспериментальной деятельности у детей будет развиваться воображение, мышление, формироваться навыки элементарной исследовательской деятельности.

Практическим результатом нашей работы стала выставка рисунков «Ветка рябины», детско-родительских макетов «Мое дерево».

Выставка рисунков «Ветка рябины»,етско-родительских макетов «Мое дерево»

DSC02876.JPG

DSC02875.JPG

DSC02881.JPG

DSC02866.JPG

DSC02884.JPG

DSC02870.JPG

DSC02867.JPG

DSC02883.JPG

DSC02873.JPG

Список используемой литературы:

1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ», 1998 г.

2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005 г.

3. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они? » Москва 2010 г.

Дополнительный материал

Рябина - род листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Ботаническое название рябины - Sorbus aucuparia, родовое название происходит от кельтского слова «sor», что значит «терпкий», а видовое — от латинского «aucupari», переводящегося «ловить птиц». Похоже, что название произошло от лакомящихся плодами рябины птиц. В мире насчитывается более 100 видов рябины (по некоторым подсчетам почти до двухсот), при этом около трети видов произрастает на территории стран бывшего СССР. Рябина широко распространена не только в России, Украине и Белоруссии, но и по всей Европе и Азии, а также в странах Северной Америки.

Легенда о рябине

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

Народные приметы, связанные с рябиной:

Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет рясно — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Загадки о рябине:

Платье потерялось, а пуговки остались.

***

Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.

***

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.

***

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

***

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.

***

В сенокос – горька, 
А в мороз – сладка, 
Что за ягодка?

***

Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.

Стихи о рябине:

«Рябина»

Стройную рябину вижу во дворе, 
Изумруд на ветках утром на заре. 
Много ягод красных, 
Спелых и прекрасных 

Гроздьями висят, 
Их красив наряд. 
Собери на нитку ягод-для души, 
Из рябины бусы очень хороши! 

А зимой рябинки огонком горят, 
Красны, как рубины, на ветвях блестят... 
Веточки рябины золотом сияют, 
Солнце их листвою весело играет. 

Около рябины осмотрюсь кругом. 
Вижу я росточек, 
Мал, но не цветочек, 
Он высоким, стройным вырастет потом... 

Просыпаюсь утром, но ещё темно. 
Стройная рябина спилена давно. 
Этого не знала, 
Грустно очень стало. 

Маленький росточек, ты расти быстрей! 
Солнышко лучами деревце пригрей. 
Помню про рябину, помню я всегда, 
В памяти моей она ещё жива. 

Стройную рябину вижу во дворе, 
Изумруд на ветках утром на заре. 
(Светлана Шишкина)

«Рябина»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела? 
(Ирина Токмакова)

автор: Анна Алферова

По весне краса рябина

кудри белые вила...

Ах, рябинушка-рябина

ранней зорькой расцвела.

Бусы красные надела,

разрумянилась, зардела.

И стоит красавица,

гроздьями играет...

Любо-дорого смотреть -

сердце замирает.

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngРябина

автор: Наталья Довженко

Полюбуемся рябиной. 

Не тягаться ей с малиной.

Цвет белёсый, не душистый

Лист резной, и вид пушистый.

 

Солнца лучики пригрели

Грозди красные созрели

Прилетели свиристели

Зазвучали чудо трели.

 Как же нам не любоваться.

И в любви своей признаться.

Ты в уходе не спесива

Ты полезна, и красива.

Пальчиковая гимнастика:

Зябнет рябинка, Раздвинув пальцы на руках,

Дрожит на ветру, Трясут руками.

Стынет на солнышке, Сжимают и разжимают

Мерзнет в жару Пальцы рук.

Дайте Рябинке

Пальто и ботинки:

Надо согреться, Соединяют руки вместе и

Бедной рябинке. Дуют на них.

Физ. – минутка: «Ветер и листья».

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал                 Дети бегут по кругу на носочках и

Вот дубовый,                         Взмахивают руками.

Вот кленовый,                         Встают лицом в круг,

Вот рябиновый резной,                 Загибают по одному пальцу на обеих

Вот с березки золотой.                 Руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.             Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,                 Снова бегут по кругу на носочках и

Ветер с листьями дружил.                 взмахивают руками.

Вот дубовый,

Вот кленовый,                                 Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот рябиновый резной,                 пальцу на

Вот с березки золотой.                 обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки.

Ветер кружит над тропинкой.         Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок                 Сидят лицом в круг и загибают по

Рядом с листьями прилег.                 одному пальцу на

Вот дубовый,                         обеих руках на каждую строку.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.                 Ложатся на спину, расслабляются,

И последний лист с осинки         закрывают глаза.

Тихо дремлет на тропинке.

Рассказ о рябине

Мимо этого дерева просто пройти нельзя: оно необыкновенно красиво! Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из красных ягод. (Показываем детям иллюстрации с изображением рябинки и отдельно листочка) .

Растет она в лесах, парках, садах. На Руси рябина издавна считалась символом счастья и мира в семье. Вот именно поэтому это красивое дерево сажали перед домом, как только в нем поселялась молодая семья.

Если найдет медведь в лесу рябинку, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит, с удовольствием полакомиться её плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваясь до самой макушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки, зайцы их тоже любят. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки. Стайки снегирей и свиристелей облепляют рябину и склевывают её сочные, сладкие ягоды.

Плоды рябины необычайно богаты витамином С и издавна используются в домашней кулинарии для изготовления джемов, варений, желе, киселей. На вкус они кисло-горькие, поэтому употреблять их рекомендуется в готовом виде с добавлением сахара. Говорят, что ягоды рябины становятся слаще на вкус после первых заморозков. Плоды рябины обладают ярко выраженным дезинфицирующим свойством. Вот почему, чтобы сохранить воду пригодной для питья в течение долгого времени, в нее бросали ветку рябины. Вода не только не портилась, но и приобретала приятный терпкий привкус.

У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Теперь мы про рябинку знаем все.

Сказка о рябинке

Ранним утром к рябине прилетели сойки.
– Сколько в этом году у тебя ягод, рябина!– восхищённо сказали сойки.
– Это точно!– подтвердили ёжики. Они остановились у рябины отдохнуть.– Ух, как устали! Сегодня целый день носим яблочки, они созрели и упали, а мы их и обнаружили. Теперь несем в норки к ежатам. По пути белке скажем и покажем чудо – яблоньку,– сказали ёжики.
Прилетела сорока и в клюве она держала спелую ягодку вишенки.
– Вот это куст! Сколько рябины!! Весь в спелых гроздьях. Это хорошо! Хватит всем полакомиться. Все сейчас трудятся, чтобы зимой было, что есть. Вчера видела, как мышата и хомячки в норки с поля зернышки в кладовочки засыпали. Белочка сушила сыроежки, а те, что уже высохли, прятала в дупло, туда же и орешки принесла.
– Трудитесь, трудитесь! Зима в этом году будет суровой, да снежной!– поднимая шику сказал старичок- лесовичок.
– Это почему же?– удивились зверушки и птички, зайчики и ёжики. Вы все заметили: сколько ягод на рябине?– спросил старичок – лесовичок. 
– Конечно, заметили! Какая красавица!
– Объясняю, есть народная примета: « Чем тяжелее и морознее будет зима, тем щедрее это деревце дарит зверушкам, лесным птицам, человеку своё ягодно- витаминное богатство. Сейчас видите, как усыпана рябинка ярко- красными гроздьями?– и старичок- лесовичок показал на красавицу.
–Старичок- лесовичок, а какой у нее характер?– спросили его мышки.
– Хороший вы задали мне вопрос, мышатки. Верно. Каждое дерево со своим характером. Сосна – гордая, осина – трепетная. Ель – величавая, дуб – могучий и сильный. А рябинка – щедрая,– ответил на вопрос мышат старичок – лесовичок. В зимние морозные дни она и снегирей накормит, и соек, синичек, ворон, сорок. А с первыми морозами к ней за ягодой и люди придут: на вкусные пирожки собрать рябиновые ягоды.
– Она такая красавица! Листики зеленые, а гроздья оранжево – красные! – просвистели свиристели. Мы здесь частые гости! Знаем, что без её ягод в зиму не перезимуем.
– Да и мы, когда сменим шубку на белую, часто прибегаем сюда полакомиться,– сказали зайчата.
– Спасибо вам за такие добрые слова обо мне,– поблагодарила всех рябина. Прилетайте, прибегайте ко мне зимой. Ягод в этом году хватит на всех! Рада буду вас видеть! Рада буду угостить каждого из вас!– отодвигая листики, показала рябина всем свои спелые ягодные гроздья.
Довольные приглашением жители леса разошлись, а рябинка знала обязательно, что они к ней все вернутся только зимой за вкусными и полезными ягодами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СКАЗКЕ « КУРОЧКА РЯБА» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Организованная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы  построеннняа на интеграции образовательных областей....

Игра-инсценировка по мотиву сказки "Курочка Рябя" для второй младшей группы

МАДОУ «Центр-развития ребенка детский сад №411»Ново-Савиновский район г.Казань              Конспект интегрированное НОД во второй...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми, Театрализация (показываем сказку) «Курочка Ряба» в 1 младшей группе.

Программное содержание:- проявлять интерес  к драматизации сказки, к ряжению, использую сказку вСамостоятельной игре, воспитывать умение слушать сказку.- мимическим действиям,- совершенствовать о...

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

Театрализованное представление " Курочка Ряба" для детей младших групп

В театрализованном представлении принимают участие взрослые и дети....

Конспект занятия по сказке «Курочка ряба» в первой младшей группе

Конспект занятия  по сказке «Курочка ряба» в первой младшей группе...