Конспект ООд "Что мы знаем о чае?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рубаненко Александра Сергеевна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. На занятии дети познакомятся с историей появления чая на Руси и традициями чаепития в разных странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rubanenko_a.s.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

по теме: «Что мы знаем о чае?»

Разработала:

        воспитатель МАДОУ

«ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Рубаненко А.С.

Рубцовск, 2018 г.

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО)  Рубаненко Александра Сергеевна

Образовательная область  познавательное развитие  Возрастная группа  подготовительная к школе

Тема занятия  «Что мы знаем о чае?»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Цель: Знакомство детей с историей появления чая на Руси. Уточнение представлений детей о чае и его свойствах.

Программные задачи

  1. Образовательные:

- дать представление о традициях чаепития в разных странах;

- расширить представления детей о предмете русского народного быта – самоваре, его видах и назначении;

- учить различать виды чая по внешним признакам (цвет заваренного напитка, форма сушёных листьев);

- познакомить с полезными свойствами чая.

  1. Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности и любознательности через опытно-исследовательскую деятельность;

- продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия, учить делать выводы;

- развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать и слушать друг друга и педагога;

- активизировать в речи качественные прилагательные: мелколистовой, крупнолистовой, гранулированный.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к традициям своего народа, поощрять желание быть гостеприимными радушными хозяевами;

- воспитывать любознательность, интерес к опытно-исследовательской деятельности.

Формы организации совместной деятельности: просмотр презентации, рассказы детей, рисование на картоне, опытно-исследовательская деятельность.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации, показ карты, образца, демонстрация опытов;

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя и детей;

практические: показ способов деятельности, самостоятельная работа.

Оборудование: ширма, политическая карта, 2 мольберта, указка, атрибуты  костюмов,  картон, кисти, гуашь, разрезная картинка, самовар, ведёрко с водой, карточки для выводов, чаши Петри с чаем трёх видов, 4 заварочных чайника, кружка, кувшин холодной воды, одноразовые ложки, чай и добавки в одноразовых стаканчиках, разносы, контейнеры для перемешивания, пакеты для чая, наклейки.

Предварительная работа: знакомство с политической картой мира, подготовка сообщений, изготовление атрибутов костюмов, знакомство с пословицами о чае, разучивание песни.

Словарная работа: почётный гость, побег, император, легенда, пастух, плантации, иероглиф, посол, хан, лекарь, паром, купец, трактир,

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в зал, отвечают на вопрос, приветствуют гостей поклоном.

Каждый ребёнок говорит или изображает приветствие. 

(Дети произносят слова: Здравствуйте, доброе утро, «ни хао» – здравствуйте по-китайски. Показывают приветствия жестами: как в странах Африки (поднести руку ко лбу, затем к губам и позже к сердцу), как в Японии (приветствуют друг друга кивком головы, сложив руки перед собой без каких либо фраз), как в Тайланде (касаются лба сложенными ладонями, затем кладут руки на грудь и  делают приветственный поклон), рукопожатием.)                    

Дети садятся на стульчики.

- Ребята посмотрите к нам пришли гости, а когда к нам приходят гости, что мы делаем? 

- В старину на Руси приветствовали друг друга поклоном. Давайте поприветствуем наших гостей поклоном.

- Пожмите руки нашим гостям.

- Проходите на стульчики.

 

  1. Основная часть занятия.

Цель: Знакомство детей с историей появления чая на Руси. Уточнение представлений детей о чае и его свойствах.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают рассказ воспитателя, высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Входит девочка – китаянка: Я приехала из Китая (показывает на карте). Здравствуйте!  Чай – это китайское слово и по-китайски звучит оно «цха» или «тха». В Китае чай ценится очень высоко. Существует такая легенда. Много тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. В Китае любят зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.

Входит девочка – японка: Привет вам из страны Восходящего солнца (показывает на карте).  У нас очень любят чай. Его пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. В старину существовал один обязательный ритуал: когда воин входил в чайный домик, нужно было оставить снаружи всё оружие, которое у него было. Это означало, что гость пришел с миром и готов забыть на время о всех заботах, в том числе и о войне. Еще на Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник и наливать воду. Во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

Входит девочка – узбечка: Ребята, я из Узбекистана (показывает на карте). Летом у нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду. Пьют у нас чай из пиалы. У пиалы нет ручки, потому, если налить её полную, то держать в руках неудобно. Заваривает чай хозяин дома. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». Это значит можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. К чаю подают угощения — засахаренные фрукты. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться считается невежливым – можно обидеть хозяев дома.  

Дети слушают воспитателя и смотрят презентацию.

Дети называют пословицы про чай, садятся за столы на которых лежат картон, кисти и черная гуашь.

Дети пишут иероглиф.

Дети проходят на стульчики.

Постепенно из Китая чай попал в Японию, Индию, Монголию.  (показывает на карте) Русский царь Михаил Фёдорович Романов направил своих послов с богатыми дарами к монгольскому правителю. Хан в ответ подарил царю пакеты с сушеными листьями. Русские послы возвратились в Москву и передали чай царю. Придворный лекарь приготовил из листьев отвар и дал его больному. Тот выпил отвар и ему стало легче. После этого стали лечить этим питьем царя и его родственников. Ну а для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь по большим праздникам, так как чай был очень дорогим.

Дети собирают разрезную картинку самовара на ковре

Дети высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Просмотр видеоролика

Дети проходят за столы

Дети рассматривают чай, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Дети наблюдают за проведением опыта, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Один из детей принимает участие в проведении опыта.

Двое детей выходят для выполнения задания.

Остальные дети наблюдают за проведением опыта, отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения, делают выводы.

Дети подходят к столу и выбирают разнос с чаем и различными добавками.

Дети выполняют практическую часть.

Введение в тему

- Ребята, перед вами карта мира. Это изображение всех стран, которые есть на земле. Каждая страна обозначена своим цветом. В каждой стране у каждого народа есть свои песни, танцы, традиции.

- Как вы понимаете слово «традиция»?

- «Традиция» - то, что передаётся от одного поколения к другому: от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям.

Сообщение темы занятия

- Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Беседа с детьми

- Ребята, а что же такое чай?

-  Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.

- А ещё чай - это вечнозелёный кустарник или небольшое дерево высотой до 10 метров. Для произрастания этого растения необходим тёплый климат с достаточным количеством влаги.  У растения срывают верхушки молодых побегов, сушат, обрабатывают, упаковывают в коробочки и отправляют в магазин. Мы покупаем его, завариваем дома и пьём.

- А вот откуда появился чай, мы сейчас узнаем от наших гостей. 

Рассказы детей

- А сейчас перенесемся в Японию - страну восходящего солнца.

- Ребята. А почему Японию так называют?

- Именно эта страна изо дня в день первой на всем земном шаре встречает рассвет.

- А сейчас перенесемся в далекий Узбекистан.

- Действительно ребята родина чая – Китай, в переводе слово «чай» означает «Молодой листочек». Чайный куст известен в мире уже почти пять тысяч лет. В Китае существует много разных легенд о нём. И я хочу рассказать вам ещё одну.

- Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овце пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на возвышенности. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.

- Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. И этому напитку дали название «цха» или «тха». Так звучит слово «чай» на китайском языке.

- А вот этим иероглифом обозначается слово «чай».

- Хотите научиться писать по-китайски иероглиф «чай»? Тогда нам надо с вами пройти за столы. Но сядет за стол тот, кто назовёт пословицу про чай.

- Попытаемся разобрать части иероглифа. Иероглифы пишутся сверху вниз. Верхний иероглиф 廿 – «трава», что обозначает растение, т.е. чай выращивают. В центре находится 人 – «человек», который употребляет чай. И завершает композицию иероглиф 木 – «дерево», которое символизирует в китае долголетие. Итак, согласно китайской истории иероглиф чай говорит о том, что человек, который пьёт чай, будет жить очень долго.

- Напишите иероглиф.

- Пока ваши иероглифы подсохнут, проходите на стульчики.

- А как же чай попал в Россию? Нам расскажет Артем.

Рассказ ребенка

- В России первое время были и противники чая. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства.  Позже чай стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая. Трудным был путь китайского чая к русскому столу. Его везли много тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.

- Пили чай по большим праздникам. Поэтому — то и возникло выражение «чайком побаловаться». Стоил он очень дорого, поэтому долгое время чай был доступен только богатым и знатным людям.

- Многие люди не только русские сначала даже не знали, как заваривать чай и поэтому случались разные смешные истории.

1. Английский моряк привёз чай в подарок своей матери. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

2. Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой. Гостям очень не понравилось необычное блюдо и барин приказал выпороть слугу. Долго думал слуга, чем же он барину не угодил.

- Традиции чаепития каждый народ хранит и поддерживает на протяжении многих лет. Мы уже слышали, что заваривают и пьют чай в каждой стране по-особому. В России чай появился 360 лет назад.  С особым размахом  чаепитие  осуществлялось  в  купеческих  домах:  часами  сидели  купцы  за  чайными  столами.  Любили пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску, то есть сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем.

- Ребята, хотите узнать, без чего раньше не обходилось ни одно чаепитие на Руси?

- Тогда предлагаю вам собрать пазлы в которых хранится подсказка.

- Что у вас получилось.

- Всё верно – без самовара не обходилось ни одно чаепитие на Руси.

- Посмотрите, я приготовила для вас настоящий самовар.

- На Руси любили пить чай из самовара. Он был самым главным на столе и собирал вокруг себя всю семью, создавая атмосферу уюта и спокойствия. Еще его называли генералом. В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

- Самовар – старинное русское изобретение. Кто знает в каком городе начали делать впервые самовары?

- Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским.

- Как вы думаете, почему самовар так назвали?

 - Первые самовары были изготовлены более 250 лет назад. Выпускали около 150 видов самоваров: «шар», «бочонок», «ваза», «яйцо», «банка». Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали.

- Хотите узнать, как же пользовались таким самоваром?

- Предлагаю вам посмотреть видео.

- Позднее на смену старинным самоварам пришли электрические самовары, но а сейчас люди пользуются электрическими чайниками. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась до наших дней. Я предлагаю налить воду в наш самовар и поставить его кипятиться.

Практическая часть

- Пока наш самовар греется, позаботимся о заварке. А что такое заварка?                             - Правильно, это сухие листочки чая. Сегодня я приготовила для вас разные сорта чая.

 

1 опыт

- Перед вами три чаши. Возьмите чашу с цифрой 1. Рассмотрите чай. Какого он цвета?

- А какого размера чаинки?

- Ребята, вы правильно сказали – это черный чай с мелкими отдельными чаинками. Такой чай называют мелколистовой. Это чай, у которого листочки в процессе скручивания были повреждены.

- Давайте проговорим вместе: мелколистовой.

- Возьмите чашу под №2. Рассмотрите чай. Какого он цвета?

- Сравните чаинки в чаше №1 и №2. Какого размера чаинки?

- А как вы думаете, как называют такой чай?

- Это крупнолистовой чай, он скручен из целых листочков. Давайте проговорим хором: крупнолистовой.

- Возьмите чашу под №3. Рассмотрите чай. Какого он цвета?

- На что похожи чаинки?

- Это измельчённые листики плотно скрученные особым образом называются гранулы. И такой чай называется гранулированный. Давайте проговорим хором: гранулированный.

Давайте сделаем вывод, какой бывает чай.

Вывод: Чай бывает крупнолистовой, мелколистовой и гранулированный.

2 опыт

-  Сейчас мы будем заваривать чай. Как раз у нас в самоваре вода горячая, кипяток.  А в кувшине вода прохладная.  Давайте проведем опыт и проверим, какая вода нужна для заваривания чая.

-  Мне понадобиться помощник. (Приглашет одного из детей.)

- Мы с Полиной будем заваривать черный чай. Заварка уже насыпана.

 - Полина, налей в чайник холодной воды. Садись.

- А я налью в чайник горячей воды.

- Что вы увидели? Как изменилась вода в чайниках?

Давайте сделаем вывод, какая вода нужна для заваривания чая?

Вывод: Для заваривания чая нужна горячая вода.

3 опыт

- Посмотрите, мы заварили чёрный чай. Я приготовила ещё два чайника с заваркой и предлагаю вам заварить ещё два вида чая.

- Настя, насыпь 2 ложки чая в свой чайник, а Эдгар – насыпь 2 ложки чая в свой чайник. Спасибо (дети садятся).

- Добавим кипяток. Посмотрим, что же произойдёт.

- А как вы думаете, дети могут сами наливать кипяток? Почему?

- Сравните чай по цвету в каждом чайнике. (В 1-ом чайнике чай тёмно коричневый, во 2-м светло коричневый, а в 3-ем с красным оттенком)

- Вы верно заметили, что чай разного цвета. Чай бывает разный: чёрный, зелёный и красный. Попробуйте определить, где какой чай.

- Все виды чая изготавливаются из листа одного растения, а цвет чая зависит от способов его обработки.  

- Сделайте вывод о том, какой бывает чай в зависимости от способа его обработки.

Вывод: В зависимости от способов обработки чайных листьев различают чёрный, зелёный и красный чай. 

Изготовление чая

- Привыкли и на Руси к чаю! И умели его вкусно заваривать. Для этого использовали душистые, целебные травы. Сейчас я предлагаю приготовить самим чай. Я приготовила различные добавки. Если вы хотите приготовить чай с большим количеством витаминов, тогда надо добавить шиповник. Малиновый лист добавляют для укрепления иммунитета, лист мяты для успокоения нервов и хорошего сна, лист смородины добавляют для обогащения витамином С. (Педагог описывает действия различных трав)

- Подойдите к столу и выберите разнос с понравившейся вам добавкой.

 - У каждого из вас есть черный чай и различные добавки: лист малины, смородины, шиповник, мята. Я предлагаю вам сделать чай с добавками. Аккуратно ложечкой насыпайте в тарелочку 2 ложки черного чая и насыпьте ещё 2 ложки добавки. После в тарелочке хорошо перемешайте чай. Прежде чем насыпать чай в пакетик приклейте бирочку с указанием какая добавка в чае и чем она полезна. Теперь аккуратно пересыпьте чай из тарелочки в пакет.  Ваш ароматный чай готов. Заверните верхнюю часть пакета.

На мольберте – политическая карта мира

Показ видеофрагмента

Звучит китайская музыка

Слайд №2

Звучит японская музыка

Слайд №3

Звучит узбекская музыка

Слайд №4

Звучит музыка

Слайд №5

Слайд №6

На мольберте образец иероглифа

Воспитатель сопровождает рассказ показом на мольберте (с проговариванием названия каждой части)

Слайд №7

Воспитатель достает настоящий самовар

Слайд №8

Педагог ставит кипятиться воду в самоваре

Педагог расставляет перед детьми оборудование, необходимое для проведения практической работы.

Педагог демонстрирует карточку №1

Педагог демонстрирует карточку №2

Педагог демонстрирует карточку №3

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итога занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают на вопросы педагога, делятся впечатлениями.

Дети дарят гостям пакетики с изготовленным чаем.

Дети исполняют песню о чайном празднике. (на мотив песни «Голубой вагон»)

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Кто запомнил, в какой стране начали впервые выращивать чай?

- Без чего не обходилось раньше чаепитие на Руси?

- Почему появилось выражение «Чайком побаловаться?»

- Как называли самовар на Руси? Каким военным званием?

- В каком городе начали выпускать самовары?

- А что вам понравилось делать на занятии?

- Ребята, у нас ещё остался чай и добавки. Давайте в группе вместе с остальными ребятами сделаем ещё чай.

- Я предлагаю вам проявить гостеприимство и подарить чай нашим гостям, вы согласны?

  -  Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души душистый чай!

-  А еще наши дети хотят подарить вам песню.

Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем 
Ароматный чай.
2. Знаем лучше доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка"

Интегрированное  КВН - занятие для детей подготовительной группы. Все задания в занятии направлены на развитие интеллектуального потенциала детей в игровой форме....

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка о спорте"

в конспекте подобраны различные задания для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Конспект занятия «Я знаю, что надо придумать…»

Цель: развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи....

Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....