Конспект "Что мы знаем о рыбах?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_s_foto.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 122 комбинированного вида»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

(контрольно-учетного мероприятия

по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи с элементами подготовки к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР).

 «Что мы знаем о рыбах?»

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

                                                                                             Подготовила

        учитель-дефектолог

        Сажнева С.В.

Саранск, 2015 г.

Тема: Рыбы.

Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания. Продолжать учить видеть сходства и различия, выражать их в речи, используя нужные лексико-грамматические средства языка. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа родительного падежа. Образование относительных прилагательных от

существительных. Совершенствовать навык составления предложений по сюжетным картинам, умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в связной речи путем моделирования. Расширять и активизировать словарь.

Закреплять навык составления звуко-буквенных схем слов, схем предложений, определяя количество звуков в слове, слов в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительный гнозис, общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, предметные картинки с изображением стрекозы, сома, щуки, карася, окуня, ската, камбалы, меч-рыбы, карточка с тремя наложенными друг на друга буквами, касса букв, звуковые схемы, сюжетные картины, модели рыб: строение, среда обитания, питание, размножение.

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками рыб по количеству детей, кассы букв, звуковые схемы, графические схемы предложения.

Методика проведения:

Организационный момент:

-Приветствие.

-Психогимнастика: 

Игра «Доброе животное» (дети встают в круг, берутся за руки, делают круг то уже то шире, имитируя биение большого сердца, улыбаются друг другу, садятся на свои места).

Создание игровой ситуации:

Приходит Незнайка. Замечает стрекозу под столом.

Незнайка. Какая красивая рыбка!

Дефектолог. Ребята, это рыба?

Дети. Это стрекоза-насекомое.

Незнайка. Но ведь она похожа на рыбку. У нее есть голова, усы, плавники, хвост. Это настоящая рыба.

Дефектолог. Нет, Незнайка, ты не прав.

Незнайка. Снова я все перепутал. Никогда не научусь отличать рыб от других животных.

Дефектолог. Дети, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот смотри: (выставляются картинки с изображением сома, щуки, окуня, карася).

Как называются эти рыбы? (дети отвечают).

Незнайка. Я не запомню их всех!

Дефектолог. Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?

Игра «Где живут рыбы?»

Деф. Где живут все рыбы?

Дети. Рыбы живут в воде.

Деф. В реках живут какие рыбы? (речные).

В реках и озерах вода какая? (пресная).

В море живут какие рыбы? (морские)

В море вода какая? (соленая).

В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).

Игра «Части тела рыб»

Деф. Я буду показывать, а вы называть части тела рыб ( голова, туловище покрыто чешуей и слизью, плавники для того чтобы плавать, хвост для того чтобы задавать направление).

Плавники на груди какие? (грудные)

                  на спине какие? (спинные)

                   на брюшке какие? (брюшные).

Игра «Размножение рыб».

Деф. Как размножаются рыбы?

Дети. Весной рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.

Деф. А теперь посмотрим, чем отличаются рыбы друг от друга?

Игра « Назови отличия»

( сом и карась: форма, размер, окраска, повадки, питание ).

Пальчиковая гимнастика:

Отправляемся на берег реки (показ волн).

Там плавают рыбки (показ).

Вдруг появилась щука (показ).

Игра « Сложи целое»

Дети складывают разрезные картинки (щука, карась, сом, окунь).

Игра « Узнай про чью рыбку загадка?»

-На дворе зима ли осень,

 В глубине родной реки

 Мы тельняшки гордо носим

 Как лихие моряки.

                               (окуни)

Любим жить в прозрачных водах

Каждый день в урочный час

Возле берега охотно

Рыболовы кормят нас.

                                (караси).

На дне где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

                                 (сом).

В воде проживает, хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

                                  (щука).

Как догадались? (дети объясняют).

Игра « Назови ласково»

У меня большие рыбы, а у вас маленькие, как можно их назвать?

Окунь-окунек

Карась-карасик

Щука-щучка

Сом-сомик

Игра «Один-много».

Один сом, много кого?- сомов

          Окунь-окуней

           Карась-карасей

            Щука-щук

Игра «Четвертый лишний»

Проверим, как Незнайка научился не путать рыб?

Рыбы - стрекоза,

Речные рыбы - морская,

Щука, окунь, сом, карась (м.б. карась, потому что все хищные, а он нет;

                                              м.б. сом, потому что у него нет чешуи, но есть усы).

    Физкультминутка:

Представим, что мы рыбки.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами.

Игра « Угадай слово»

Здесь зашифровано название рыбы (на карточке наложены буквы друг на друга М О С), какое слово написано? (сом)

Выложим это слово из букв кассы (один ребенок у доски).

Составим схему этого слова.

- Сколько слогов в слове СОМ?  (один)

- Как определили? (один гласный звук О).

- Сколько звуков в этом слове? (три)

- Какой первый?

- Второй?

- Третий?

Игра «Придумай предложение по картине»

Придумать предложение-ответ на вопрос: что умеют делать рыбы?

-Рыбы умеют плавать.

-Рыбы умеют искать корм.

-Рыбы умеют закапываться в песок….

Определить количество слов в предложении: Рыбы умеют плавать. (Три.)

Какое первое слово? (Рыбы.)

Какое второе слово? (Умеют.)

Какое третье слово? (Плавать.)

Составим схему предложения.

Составление рассказа по модели:

Деф. Все ли запомнил о рыбах, Незнайка?

Незнайка. Не совсем, все перепуталось в голове.

Деф. Придется ребятам еще раз рассказать тебе о рыбах, чем они отличаются от птиц, животных и насекомых, а ты смотри и слушай. Рассказывать будем по модели (выставляется модель: среда обитания, строение, питание, размножение.)

Дети. Рыбы живут в воде. У рыб есть голова, туловище покрытое чешуей и слизью, плавники, хвост. Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми. Весной рыбы мечут икру, из которой появляются мальки.

Незнайка. Ну теперь я хорошо запомнил рыб. Спасибо, вам  ребята, до свидания.

Дети. До свидания, Незнайка.

Итог: - О ком сегодня говорили?

          -Что понравилось?

           -Покажите щуку на пальчиках.

          - Спасибо, молодцы.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.,2004.
  2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. М.,2002.
  3. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. С.-П., 2001.
  4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2005.
  5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
  6. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. М., 2005.
  7. Ткаченко Т.А. Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., 2001.
  8. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя  речи у дошкольников. С.-П., 2003.
  9. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....