Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Конспект тренировочного занятия по исследовательской деятельности (по методике А. Савенкова) в подготовительной группе на тему: "Тайны картофеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Конспект тренировочного занятия

                                             по исследовательской деятельности

                                                      (методика А.И.Савенкова)

                                                     в подготовительной группе

                                                     на тему: «Тайны картофеля»

 

Цель: овладение детьми навыками исследовательской деятельности.

 Задачи:

  1. Способствовать формированию умения самостоятельно проверять правильность выдвинутых гипотез с использованием разнообразных методов исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать».
  2. Продолжать учить фиксировать результат и делать самостоятельные умозаключения.
  3. Создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность.

 

Материал и оборудование:

Магнитная доска с магнитами. Ноутбук, на слайде – картинка с информацией: «Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой цвет, значит, это – крахмал». Детские энциклопедии. Разноцветные карточки с надписью «Из чего состоит картофель?» Коробка с клубнями картофеля по количеству детей. Картинка с темой исследования – «Картофель». Карточки с символическим изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, посмотреть в книге, понаблюдать, задать вопрос взрослому, посмотреть в интернете, провести эксперимент). Листы бумаги с таблицей для зарисовок детьми своих выводов. Фломастеры. Влажные салфетки. Терки. Емкости с кусочками марли для отжима картофельного сока. Прозрачные стаканы. Йод, пипетки. Крахмал. Фартуки клеенчатые.

 

Ход:

 

I. Мотивация

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня одна из них – в этой коробке. Хотите отгадать, что в ней? Вам поможет игра «Да - нет». Вы задаете вопросы, а я на них отвечаю «да» или «нет».

(Варианты вопросов детей: Этот предмет квадратной формы? Прямоугольной? Овальной? Он твѐрдый? Это игрушка? Он из железа? Его едят? Это растет на дереве? Это растет в земле? Это овощ? и т.д.)

- Верно, это – всем известный картофель! (карточка с изображением картофеля вывешивается на магнитную доску)

- Ребята, вы многое знаете о картофеле. Но у него есть еще свои секреты. Хотите провести исследования и узнать о них?

- С чего начинают любое исследование? («определяют его тему»)

 Выбор темы

- Правильно, определим тему нашего исследования. Что бы вы хотели узнать о картофеле? (выслушать все ответы детей: «Какой бывает картофель? Откуда пришел к нам на стол? Как используют картофель? Что из него можно приготовить? Из чего состоит картофель? и др.)

- Я знала, что у вас возникнет много вопросов, поэтому подготовила карточки, на которых все их записала. Предлагаю вам договориться и выбрать одну любую из них. Именно на этот вопрос мы и будем искать ответ (дети договариваются и один из них выбирает)

Дети читают: «Из чего состоит картофель?»

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

- Из чего же состоит картофель? Как вы думаете? (ответы детей)

- Вы дали разные ответы, это - ваши предположения. Ученые называют их гипотезами, которые необходимо проверять.

- Хотите узнать, кто из вас прав и чья гипотеза оказалась верной?

- Тогда пора проводить исследование.

 III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

- На столе находятся карточки с методами исследования. Назовите их: «подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать».

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют методы и вывешивают карточки с символическими изображениями выбранных методов на доску)

 IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования

- Посмотрите на доску. У нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

 V. Осуществление деятельности

Сбор материала

- Предлагаю по нашему плану собрать информацию о картофеле, вернее, о его составе.

- А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? («на листочках бумаги делаем заметки – рисунки, значки, символы»)

 1.Метод «Подумать самостоятельно»

Какой первый метод исследования мы выбираем? («подумать самостоятельно»)

Подумайте и скажите, что есть в картофеле? (ответы детей)

- Свой ответ дети зарисуйте на бумаге.

 

2. Метод «Посмотреть в книгах»

- Вы предположили, что в картофеле есть крахмал. А что такое крахмал? Как, откуда можно узнать об этом? («посмотреть в книгах»)

- Значит, следующий метод - «Посмотреть в книгах». И, как всегда, нам необходимы энциклопедии.

- Как мы будем искать информацию? («можно внимательно пролистать книги и найти страницы, на которых изображен картофель; затем попросить взрослого прочитать»)

(дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает информацию, найденную в книгах; далее - делятся информацией, фиксируют на листе бумаги)

 

Информация:

Крахмал - это сухое вещество, которое образуется в некоторых растениях. Особенно много его в картофеле. Перерабатывая картофель специальными машинами, получают крахмал. Крахмал рассыпчатый. Имеет белый цвет. Крахмал, соединяясь с водой, делает ее густой, вязкой. Поэтому его используют при приготовлении киселя.

 3. Метод «Спросить у того, кто знает»

- А знаете ли вы, как прямо сейчас получить крахмал?

- Если мы чего-то не знаем, то наш следующий метод… Какой? («спросить у того, кто знает»)

- Я знаю, как это сделать. Предлагаю работать вместе.

(показ с обьяснением воспитателя, одновременная работа детей, сидящих за столами)

- Натираем сырой картофель на терке.

- Что получилось? («жидкая кашица»)

- Соберем ее в марлю и отожмем в стакан. Что мы видим? («из нее вытекает жидкость»)

- Значит, какой можно сделать вывод? («в картофеле есть жидкость») Ее еще называют «картофельный сок»

- Как мы сможем сохранить эту информацию? («зарисовать на бумаге») Не забудьте перед этим вытереть руки.

 

  1. Метод «Узнать в интернете»

Ребята, пока вы зарисовывали, я заметила, что в моем стакане что-то произошло (показать жидкость с осевшим крахмалом)

- Что вы видите? (ответы детей)

Интересно, а что вы увидите в своих стаканах? (рассматривают, обсуждают увиденное)

- Итак, на дне стакана у всех получилось какое-то белое вещество. Что же это?

- Это снова ваши гипотезы, предположения. Где мы можем найти нужную информацию? («узнать в интернете») Слайд

- Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой цвет, значит, это - крахмал.

 

5. Метод «Экспериментирование»

- Проверьте, крахмал ли у вас в стаканах?

- Аккуратно слейте сок в тарелочку. Возьмите нужные материалы и приступайте.

- Что произошло? Значит, какой можно сделать вывод? («на дне стакана – крахмал»)

- Чтобы не забыть и эту информацию, что мы сделаем? («зарисуем»)

- Итак, смогли ли мы проверить ваши гипотезы и узнать, из чего состоит картофель?

- Какой можем сделать вывод: «В картофеле содержится вода и крахмал»

 

Кто может выступить с докладом?

(ребенок выступает с докладом, используя таблицу с зарисовками своих выводов. Остальные дети выступают с докладами перед родителями дома)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Ранняя весна».Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (кап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Школа».

Цель:  Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный зап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта).

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта)....

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....