Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Это занятие позволяет детям закрепить знания детей о зимующих животных, особенностях их выживания и питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zimoy_v_lesu.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Экологии»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Зимой в лесу».

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности детей: игровой

Цель: закрепить знания детей о зимующих животных.

Программное содержание: Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. Воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы.

Материалы и оборудование: «Зайцы в зимнем лесу», «Белки», «Волчья стая зимой», «Медвежья берлога», «Лиса. Зима», лист ватмана со следами различных зверей.

Планируемые результаты: закрепить знания детей о зимующих животных.

Структура занятия

1

Вводная часть

Конверт со следами животных

2 мин.

2

Основная часть

20 мин.

1.Беседа о животных

4 мин

2.Физкультминутка

2 мин

3.Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу»

5 мин

 4.Рассматривание картины «Волчья стая зимой»

5 мин

5.Рассматривание картины «Лисы зимой»

4 мин.

3

Заключительная часть

3 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

I Вводная часть

Воспитатель выносит конверт. Открывает его вместе с детьми и находят там картинки со следами животных.

Игра «Отгадай чей след?»

 Зимний лес тих и спокоен. Но вот тянется длинная цепочка маленьких следов на снегу 

Дети определяют, кому принадлежат следы: у зайца – два широких кружочка и два маленьких один над другим, белки, волка, лисы.

2.Основная часть

1.Беседа о животных.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в жизни животных в течении лета и осени, которые помогают животным пережить зиму? (накопление жировых отложений, смена кожных покровов – линька (у белки серебристо-серая шубка, у зайца – белая).

Воспитатель:- Зачем звери меняют свои шубки? (новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов).

В-  ль. предлагает детям отгадать загадку

Кто в берлогу спать ложится

Волк, медведь или лисица?

Воспитатель: - а как вы догадались?

Дети рассматривают картину «Медвежья берлога»

Воспитатель: - Как называется жилище медведя?

- Как медведь зимует? - Питается ли зимой медведь?

- Что случится, если медведь не накопит за осень жировые отложения?

- Когда у медведицы появляются медвежата? (поздней зимой)

- Когда просыпаются медведи? (весной).

В- ль. загадывает следующую загадку:

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (еж)

Воспитатель: Какие слова помогли вам найти отгадку?

Дети рассказывают о еже по вопросам

- Как называется жилище ежа? (нора)

- Чем утепляет еж свою нору?

- Где чаще всего еж устраивает свою нору? (под елью)

- Делает ли еж запасы на зиму? (нет)

- Что делает еж зимой? (крепко спит до весны)

- Как еж спасается от врагов? (с помощью колючек)

В- ль. Молодцы! А теперь следующая загадка

Это что за шалунишка

Рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает,

Шелуху на снег бросает? (белка)

Воспитатель: как вы догадались?

Выставляется картина «Белки»

Вопросы: - как выглядит белка (пушистый хвост, острые когти, серебристый мех, острые зубки)

- Как называется жилище белки? (дупло)

- Чем питаются белки на деревьях? (орехи, семена хвойных деревьев, грибы, почки, ягоды, плоды деревьев и кустарников, может поймать мышь-полевку)

- Где белка устраивает свое гнездо? (чаще в хвойных деревьях, делает 2-3 гнезда)

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям (цепкие коготки на лапках)

- Что защищает белку от холода? (запасы еды, теплый, густой мех)

- Какие враги есть у белки? (куницы, лисы, ястребы, филины, совы)

- Как белка спасается от врагов? (прячется среди густых ветвей и в дупле)

- Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)

В- ль. следующая загадка.

Живет в лесу, путает следы

Боится волка и лисы (заяц).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться?

2.Физминутка «Быстро встаньте». 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

3.Выставляется картина «Зайцы в зимнем лесу»

Вопросы: - Почему заяц меняет окраску на зиму? (более теплая, маскировочная окраска)

- Зайцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)

- Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев)

- Что ему в этом помогает? (острые зубы)

- Зачем заяц скачет за лосями? (подбирает молодые побеги осин)

- Как он спасается от врагов? (бегством, может затаиваться, петлять)

- Что ему в этом помогает? (длинные задние ноги) скорость 80км/ч

- Почему говорят «заяц не трус, себя бережет?» (им присущи выдержка и осторожность, находчивость, стремительность)

В- ль. Молодцы! Обо всех животных вы знаете!

Но следующие загадки посложнее

Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у темной елки,

Кто мы лисы, или волки? (волки)

- Как вы догадались?

4.Картина «Волчья стая зимой»

Вопросы: - Как выглядит волк? (крупный, большая голова, хвост большой, пушистый, хорошее зрение, чуткие уши)

- Почему волка называют хищником? (он охотится на других животных)

- Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)

- Почему волка называют «санитар леса»(забивают прежде всего слабых и больных животных)

- На кого охотятся волки зимой? (оленей, лосей, кабанов, зайцев)

- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)

- Что означает выражение «волка ноги кормят» (не ждет добычу в засаде, а бегает за ней)

- Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)

В- ль. Послушайте загадку еще про одного зверя,

Всех зверей она хитрей.

Шубка рыжая на ней. (лиса)

- По каким признакам вы догадались?

5.Картина «Лисы зимой»

- Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие).

- Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)

- Как называется жилище лисы? (нора)

-Чей дом может занять лиса? (барсука)

- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)

- Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)

- Кто быстрее бегает, волк или лиса? Почему? (волк, у него ноги длинные)

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, как звери подготовились к зиме.

 6.Игра «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)

Медведь, заяц, лиса, волк (меняет окраску)

Лиса, волк, заяц, белка (делает запасы на зиму)

3.Заключительная часть

Чем занимались на занятие?

 Что нового интересного узнали?

 Что понравилось на занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...