Проект "Домашние животные"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Саргина Кристина Александровна

Познавательный проект с детьми 2 младшей группы "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_domashnie_zhivotnye_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx532.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное

                   общеобразовательное бюджетное учреждение

                     Детский сад «Солнышко» п. Сентябрьский

Проект: «Домашние животные»

во второй младшей группе.

Воспитатель:  

Саргина Кристина Александровна

Проект: «Домашние животные»

во второй младшей группе.

Тип проекта:

по продолжительности: краткосрочный;

по составу участников: дети второй младшей группы, воспитатели, родители;

по направлению деятельности: экологический, познавательно – творческий.

Актуальность проекта:

    С древних времен человек вел домашнее хозяйство, обеспечивал себя, свою семью продуктами, одеждой. С тех далеких пор прошло много времени, но актуальность домашнего хозяйства не уменьшилась. «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу».

    Вести домашнее хозяйство очень сложно. Мы живем в поселке, большинство семей проживает в своих частных домах, и имеют приусадебные участки,  где можно разводить домашних животных. Но приходится наблюдать такую тенденцию, молодые родители не хотят заводить домашних животных. Обременять себя тяжелым трудом. Когда всё можно купить в магазине. Дети не видят, откуда появляется в магазинах молоко, яйца, мясо и др. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к сельскохозяйственному труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Взрослые и дети разными глазами смотрят на домашних животных. Для малышей это, прежде всего лучший друг, который постоянно вызывает восторг и возгласы восхищения. Крохи воспринимают котиков и собачек совсем по-другому, они тянутся к живым существам, пытаются их погладить, пощупать, рассмотреть. И именно домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Благодаря общению с домашними животными малыши учатся любить, заботиться, развиваться, познавать, открывать для себя много нового. Ребенок знает, что живое существо нужно кормить и всячески стремится это делать сам или помогать взрослым. Кроха гладит питомца и испытывает позитивные эмоции, учится проявлению ласки и нежности. В более старшем возрасте любимому пушистому комочку ребята доверяют свои тайны, делятся наболевшим, рассказывают о приятных моментах. А как порой весело просто догонять своего любимца, а потом убегать от него.
            Домашние животные просто незаменимы в воспитании детей. И от того, как поведут себя родители — захотят завести зверюшку или нет — зависит очень многое. Ведь именно по отношению мам и пап к домашним животным дети судят, как им нужно вести себя с питомцами.

У добрых и нежных родителей, любящих и заботящихся о друзьях наших меньших, никогда не вырастет сухой и черствый ребенок.

           Одна из задач, стоящая перед стандартом – это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Решать задачу можно, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

            Поэтому возникла необходимость в работе над проектом «Домашние животные», с целью углубления и обогащения знаний воспитанников, а так же их родителей.

Цель проекта: обогатить знания детей о домашних животных. Дать детям представления о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека. Познакомить детей с местом их проживания (Фермой).

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
  • Закрепить ранее полученные знания дошкольников о домашних животных и их детёнышах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни домашних животных.
  • Научить детей правильно заботится о домашних животных.
  • Сформировать первичные представления о труде взрослых на «Ферме».
  • Закрепить правила безопасного поведения при общении с животными.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Формировать любовь и заботливое отношение к домашним животным.
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
  • Укреплять детско-родительские отношения.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о домашних питомцах, желание  ухаживать и содержать их.
  • Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

      Содержание проекта, разработано  в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  •  художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:

- работа воспитателей с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность родителей и детей.

 В начале работы было проведено:

  • Опрос детей «Домашние животные - какие они»?
  • Анкетирование родителей «Нужны ли животные в доме»
  • Опрос родителей: «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?»

Опрос детей выявил проблему.

        Рассматривая картинки о домашних животных, дети не смогли ответить на вопросы: «Как называют детёнышей животных?», «Кто, где живёт?», «Кто за ними ухаживает?», «Чем питаются?», «Какую пользу они приносят человеку?» Дети не имели достаточных знаний. Чтобы ответить на эти вопросы мы решили провести проект «Домашние животные».

       Анкетирование родителей показало интересные результаты. 80% опрошенных родителей считают, что детей надо знакомить с домашними животными с детства. 35% родителей, не имеют домашних животных дома. У 65% детей, по опросу родителей есть домашние любимцы, и они показывают и рассказывают своим детям, как о них заботится. 60% родителей прививают своим детям любовь к домашним питомцам. Например, объясняют ребенку, что животное - живое существо, а не игрушка. 12% родителей имеют личное приусадебное хозяйство – «Ферму».

Этапы реализации проекта:

I. Организационный этап

- Определение уровня знаний детей о домашних животных.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизм выполнения.

- Сбор информации по данной теме.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

II. Основной этап. Реализация проекта.

Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека. Познакомить детей с местом их проживания.

II. Заключительный этап.

- Сюжетно ролевая игра «Ферма»

- Оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности.

- Оформление альбома с фотографиями на тему «Моё любимое животное».

- Изготовления лепбука «Домашние животные».

- Изготовление макетов «Ферма», «Домашние животные».

I. Организационный этап

        Работа по проекту началась с организации в группе уголка « Природы». Совместно с детьми и их родителями мы приступили к оформлению уголка. В уголке мы постарались собрать весь возможный материал на данную тему. В результате совместных усилий в уголке группы появились: 

Книги: «На пруду», «На ферме», «Домашние животные» и др. Собранна библиотека сказок и рассказов  с содержанием  по теме домашние животные.

Видеоматериалы: «Опыты с младшими дошкольниками», «Прогулки во второй младшей группе», «Уроки тетушки совы».

Альбомы: «Домашние Животные», «Ферма».

Лэпбук: «Домашние животные».

Игры: «Чей домик», «Чей малыш», «Найди, чья тень» и т.д.

Игрушки: фигурки животных; муляжи овощей и фруктов.

Макеты: «Домашние животные», «Ферма», «Птичий двор».

         Как это работает? Материалы мы используем на занятиях, в индивидуальной работе и конечно, дети используют их в самостоятельной деятельности. Особой популярностью пользуются макеты  и игрушки. Дети любят играть с макетами, дополняя их игрушками домашних животных по своему усмотрению, и обыгрывают здесь не только знакомые сказочные, бытовые сюжеты, но и нечто сродни фантастике (дети любят фантазировать).

Раскраскитрафареты и многое другое.

   Оформлена картотека на данную тему, куда вошли: загадки; занимательные задачи; пословицы и поговорки; сказки, проблемные ситуации. Все это сочетает в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Повышает интерес ребенка к получению знаний, учат  видеть за названиями и терминами жизнь, красоту природы.

         В родительском  уголке появились: буклеты «Домашнее животное в доме»; «Жизнь на ферме», подготовили консультации для родителей «Дети и домашние животные. Вред или польза?», «Если вы живете в квартире, то наиболее подходящими домашними животными будут: рыбки, хомяки, кролики и морские свинки» Памятки: «Осторожно, бездомные собаки!», «Как ухаживать за рыбками, хомяками, кроликами и морскими свинками», которые помогли родителям получить дополнительные знания по воспитанию детей.  В уголок для чтения подобрали список художественной   литературы: «Вместе с мамой, вместе с папой».

II. Основной этап. Реализация проекта.

1. Работа воспитателей с детьми

Проведение с детьми НОД по теме проекта.

Познавательная деятельность:

1. Тема: «Какие они, домашние животные?»

Цель: выявить уровень знаний детей о домашних животных.

2. Тема: « Домашние животные и их детёныши»

Цель: расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.

3. Тема «Домашние птицы»

Цель: закреплять знания о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, название детёнышей). Учить использовать в речи слова: цыплята, пёрышки, крылышки. Побуждать внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию

Исследовательская деятельность:

 «Что есть кошка?; Чем покормим петушка?»

 Коммуникативная деятельность:

1. Тема «Кто как кричит?»

Цель: связная речь: учить детей, составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ; учить называть детёнышей животных, образовывать слова с помощью суффикса – онок; различать слова с противоположным значением (большой – маленький); звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «и», учить регулировать высоту голоса.

2. Тема «Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Чтение народной потешки «Кисонька – мурлысонька».

Цель: учить составлять небольшие рассказы с помощью взрослого. Активизировать в речи прилагательные и глаголы. Закрепить употребление в речи уменьшительно – ласкательных названий детёнышей животных.

Рассматривание плаката, иллюстраций, картин о домашних животных.

Беседа «Домашние животные», о внешнем виде, образе жизни, проживании, уходе за ними.

Составление рассказов «Узнай, кто я?»

Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?», «Как я забочусь о домашних животных».

Словесные игры: «Назови животное», «У кого кто?» «Назови ласково», «Кто как кричит?

Художественная литература

Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка – ряба», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?»,«Цыплёнок и утёнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котёнок», С. Маршак «Усатый – полосатый», В. Берестов «Курочка с цыплятами « и др.

Заучивание наизусть стихотворения «У меня живет козлёнок», «Я люблю свою лошадку», «Киска, киска, киска брысь».

Проговаривание потешки «Как у нашего кота», «Идёт котик по лавочке», «Петушок — золотой гребешок», «Курочка - рябушечка», «Шел старик дорогою, нашел козу безрогую» и др.

Отгадывание загадок

Безопасность

1. Беседа «Не трогай незнакомых животных», «Не дразни собак»,  «Не обижай животных».

2. Беседа «Мой руки после общения с животными»

Социализация

Дидактические/игры «Собери семейку», «Кто, что любит?», Где моя мама?», «Кто, где живет?», «Кого не стало?», Наведи порядок», «У кого кто?», Кто,  кем будет?», «Кто, что делает?», « Сосчитай».

Настольные игры: кубики, лото, пазлы по теме проекта.

Игра – драматизация «Теремок», «Репка», «Два весёлых гуся».

Настольный театр «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к бабушке в деревню». «Семья» - (мне на день рождение подарили котёнка (щенка)). «Ветлечебница», На ферме».

Просмотр мультфильма «Котёнок по имени Гав», «Чюня», «На ферме»

Двигательная деятельность.

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Лиса в курятнике», «Угадай по движению», «Воробушки и кот», Кошка с цыплятами», «Котята и щенята».

Продуктивная деятельность.

Конструкторские игры: «Загончик для Бурёнки», «Конура для собаки», «Скотный двор».

Цель: учить огораживать пространство высоким забором, приему ставить кирпичики на длинную узкую грань.

Рисование «Пушистый котёнок», «Цыплёнок»

Цель: упражнять в рисовании предметов округлой формы гуашью методом тычка.

Лепка «Около курочки много цыпляток»

Цель: упражнять в лепке предметов округлой формы. Побуждать отщипывать маленький кусочек пластилина для клюва, скатывать шарик и правильно прикреплять его.

Аппликация «Цыплёнок», «Козлёнок на лугу», «Котёнок», «Щенок».

Оригами «Щенок». Цель: учить использовать разнообразные аппликативные техники.

Трафареты, раскраски по теме проекта.

Поделки из природного и бросового материала по теме проекта.

Социум.

Участие в изготовлении макетов «Домашние животные», «Ферма».

Чтение с детьми произведений, загадок по теме проекта.

Изготовление шапочек - маски для подвижных игр и игр драматизаций.

Оказание помощи в оформлении альбома с фотографиями на тему «Моё любимое животное».

III. Заключительный этап. Результат проекта.

1. На заключительном этапе была проведена сюжетно – ролевая игра «Ферма».

Сюжет игры «Поможем фермеру».

Цель: применить полученные знания на практике. Воспитывать желание помочь старшим в уходе за домашними животными (построить изгородь, покормить животных, подоить корову, сбор яиц и т.д.). Дети с удовольствием играли, пробуя себя в разных ролях.

2. Изготовлен Лэпбук «Домашние Животные» куда входят:

  • Карточки с лабиринтами.
  • Пазлы (разрезные картинки) .
  • Фотопортреты животных (карточки).
  • Карточки "Мозаика". Игра Танграм. Из деталей танграма можно собрать животных по схеме. Сначала тренируемся собирать по цветной схеме, потом - по одноцветной, что немного сложнее. 
  • Ребусы по теме "Домашние животные.
  • Игра "Замени букву".
  • Раскраски.  
  • Путаница.
  • Информацию о домашних животных.

3. Изготовлены родителями макеты: «Ферма», «Домашние животные».

4. Оформление выставки рисунков и поделок.

5. Оформление альбома с фотографиями на тему «Моё любимое домашнее животное»

Результат проекта

На уровне ребенка:

  • Сформировались первичные представления о труде взрослых на «Ферме».
  • У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать.
  • Пополнился словарный запас детей.
  • Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
  • Дети стали любознательными, бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.

На уровне педагога:

  • Повысилось качество методического сопровождения, самосовершенствование  навыков проектной деятельности, и введение её в практику работы с детьми и родителями.
  • Повысился уровень ответственности педагогов за формирование у детей нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, любовь к природе).

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысился уровень ответственности родителей за формирование у ребенка   позитивных установок к природе, сельскохозяйственному труду.  
  • Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников»,2-е изд. М.- Академия, 2005
  2. Саморукова П.Г Как познакомить дошкольников с природой/ Под ред.П.Г. Самороковой .- М.: Просвещение,1978. Стр 43-68

6.      Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7.      Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.

8.      Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-ские рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9.      Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.

10.    Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаи- ка-Синтез, 2006.

11.     Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

12.    Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011

13.    Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М.: «Вако» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...