Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Жидкое - твердое»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Апалькова

Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Жидкое - твердое»

Цель: Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

• формирование действий превращения;

• формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;

• активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, подбор антонимов.

Развивающие:

• развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества;

• развитие экологического сознания;

• развитие двигательных действий.

Воспитательные:

• воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета) и жидких веществ (кружки синего цвета, пластилин; подставка для материала.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, сегодня к нам в гости пришел Петрушка. Он пришел к нам с проблемой. Вчера рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Петрушка  узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Петрушке, что такое превращение?

Ответы детей:

Воспитатель: «Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

Воспитатель: Приведите примеры превращений.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а когда возможно превращение?

Ответы детей:

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Сегодня мы опять станем исследователями, отправимся в нашу увлекательную научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Петрушка отправится вместе с нами.

Воспитатель: А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово:

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый - жидкий                               Горячий - холодный

Жесткий - твердый                              Гладкий - шершавый

Глубокий - мелкий                              Светлый - темный

Острый - тупой                                    Толстый - тонкий

Полный - пустой                                  Половина - целое

Чистый - грязный                                 Тяжелый - легкий

Горький - сладкий                                Мокрый - сухой

Правда - ложь                                       Ясный - пасмурный

Полезный - вредный                            Быстрый - медленный

Веселый - грустный                             Высокий - низкий.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?

Ответы детей: Твердая

Воспитатель: А теперь давайте каждый сломает полочку. Сколько теперь стало палочек?

Ответы детей: Две палочки.

Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?

Ответы детей: не получается.

Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.

Воспитатель: Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел?

Ответы детей:

Воспитатель: Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь сломайте этот кусочек мела.

Воспитатель: Был один кусочек мела, а стало?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель: вот и мел не получается у нас соединить обратно. А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел – что у них общего?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек?

Ответы детей:

Воспитатель: Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть кусочек льда. Сейчас мы его разобьем молотком и будет много кусочков.

Воспитатель: А теперь давай те все вместе попробуем их соединить. Получается?

Ответы детей:

Воспитатель: Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт. У вас на столе стоит стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте, сломайте воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды.

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель: У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.

Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы по шире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Дети садятся за столы.

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель: Пластилин какой?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Давайте помнем его.

Воспитатель: А теперь пластилин твердый?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: А какой он?

Ответы детей: Мягкий.

Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, потому что пластилин мягкий. Пластилин сразу был мягким?

Ответ детей: Нет

Воспитатель: Когда он стал мягким?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

Воспитатель: А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает, то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь, то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает, если мы его положим в стакан (кладет, то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

Воспитатель: Ребята, так что мы ответим Петрушке? Сможем мы сделать его кисточку целой?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Но ты, Петрушка, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит)

Воспитатель: А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким?».

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким?». Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое, а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Воспитатель: Приготовились? Начали!

Жидкие вещества: суп, камень, компот, сок, керосин, бензин, духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Дети показывают соответствующие символы.

Воспитатель: На этом наша исследовательская деятельность сегодня заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте попрощаемся с Пертушкой! И опять ждем его в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...