Картотека игр, заданий и раскрасок по теме "Части тела человека"
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Лосицкая Нина Евгеньевна

Материал полезен педагогам и родителям для формирования у детей понятия "Части тела человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

I:\Школа\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1.JPGI:\Школа\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1.JPGI:\Школа\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1.JPGI:\Школа\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1.JPGJ:\Детский сад\1. Лексические темы\Тело человека\caritas para colorear e imprimir.jpg             

J:\Детский сад\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1жж.JPG      J:\Детский сад\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1жж.JPGJ:\Детский сад\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1жж.JPG     J:\Детский сад\1. Лексические темы\Тело человека\trabalho 1жж.JPG



Предварительный просмотр:

Загадки про человека и части тела

Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык)

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

В огне не горит,
В воде не тонет,
В земле не гниет.
(Правда)

У двух матерей по пять сыновей, но зовут всех одинаково.
(Пальцы)

Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)

Что быстрее всех на свете?
(Мысль)

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ножки)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ушки)

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
(Зубы и язык)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого.
Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности.
Иногда я говорю правду, иногда я лгу.
Но если я лгу, то близок к правде.
Кто же я?
(Сон)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)

Загадки. Части тела

Здесь собраны самые известные загадки о частях тела.

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Куда ни пойдешь — все на них взглянешь. (Ноги).

Между двух светил сижу я один. (Нос).

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
(Зубы и язык)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ушки)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Ножки)

Загадки о частях тела. Часть вторая

Загадки о частях тела

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
(Глазки)

 

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Не часы, а тикает.
(Сердце)

 

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

У двух матерей по пять сыновей, но зовут всех одинаково.
(Пальцы)

Загадки о частях тела. Пальцы рук

Загадки с ответом "пальцы рук"

У двух матерей по пяти сыновей,
Одно имя всем.

Пять братьев: годами равные, ростом разные.

Десять братьев: годами равны, именами разны.

Четыре брата, пятый дядя.
 Идут четыре брата навстречу старшему:
– Здравствуй, большак! – говорят.
– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка. (Пальцы рук)

Загадки о частях тела

Легкие и интересные загадки о частях тела.

 

Живут через дорожку, а друг друга не видят.

(Глаза) 

Полон подпечек белых овечек.

(Рот, зубы) 

Двое идут, двое несут, третий говорит.

(Ноги, руки, рот). 

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

(Рот, глаза, уши) 

Два яблочка во мху да морковка наверху.

(Нос, глаза) 

Меж двух светил я один.

(Нос) 


Под дугам, дугам, дугам

Ходят яблочки с кругам.

(Глаза) 


Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.

(Глаза) 


Брат с братом через дорожку живут,

Один другого не видят.

(Глаза) 

Не сеют, не сажают, а сами вырастают.

(Волосы) 


В темном подвале лежит мокрый теленок,

Все время ворочается, а встать не может.

(Язык) 


На море дощечка,

Не гниет, не плеснет, а всегда мокра.

(Язык) 


Скок да скок за решеткой зверек,

Что ты знал обо всем рассказал.

(Язык) 

Если б не было его, не сказал бы ничего.

(Язык) 

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык) 

Двух братан вернее на свете нет.

(Ноги) 


Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги) 

Куда не пойдешь, все на них глядишь.

(Ноги) 


У двух матерей по пяти сыновей,

Одно имя всем.

(Пальцы рук) 

Пять братьев: годами равные, ростом разные.

(Пальцы рук) 

Десять братьев: годами равны, именами разны.

(Пальцы рук) 

Четыре брата, пятый дядя.

(Пальцы рук) 


Идут четыре брата навстречу старшему:
– Здравствуй, большак! – говорят.

– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка.

(Пальцы рук) 

Что за обедом всего нужнее?

(Рот)

Между двух светил сижу я один.

(Нос)

Загадки о том, из чего состоит человек



Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)

Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.
(Человек)

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)

Между двух светил я в середине.
(Нос)

Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)

Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

У Петьки – картошкой,
У Марьюшки – уточкой.
(Нос)

У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)

Пять братьев, —
Годами равны,
А ростом – разные.
(Пальцы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Два близнеца – два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
(Глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак, – говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)

Полно корыто
Гусей-лебедей намыто.
(Зубы)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает.
(Язык и зубы)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза и уши)

Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Ручки)

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Полон хлевец Белых овец.
(Рот и зубы)

Что за обедом всего нужнее?
(Рот)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце )

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)

Страницы: 1  2 

За поляною гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пышут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!
Ответ: Нос

Белый лебедь,
На блюде не был,
Ножом не рушен,
А всяк его кушал.
Ответ: Грудь
Лилия 

Гладкое поле, белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посерёдке — ямка.
Ответ: Живот

Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд, то наоборот.
Пока идут, ссорятся,
А помирятся — остановятся.
Ответ: Ноги

Две стройные колонны
Держат замок огромный:
С двумя окошками,
Уступами, подножками.
Колонны не стоят на месте —
Гуляют с замком вместе.
Ответ: Ноги

Две сестрёнки-подружки
Похожи друг на дружку,
Рядышком бегут,
Одна — там, другая — тут.
Ответ: Ноги

Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся —
Крепко подерутся.
Ответ: Губы

В гнезде — яйцо,
На яйце — птица,
Птица яйцо
Крылом укрывает,
От ветра и дождя
Охраняет.
Ответ: Веки

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей.
Ответ: Руки

На лице цветёт,
От радости растёт.
Ответ: Улыбка

Белые камни
Друг о дружку бьются,
Что меж ними прошло,
Превратилось в порошок.
Ответ: Зубы

Красный зверь
За белой стеной,
Что о стену не бьётся —
Зверю в пасть льётся.
Ответ: Язык и зубы

Солёная дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи?
Ответ: Слеза

Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути —
Не перелезть, не обойти.
Ответ: Щёки

Огромные вилы
Пшеницу пленили,
Прошли по пшенице —
Пшеница в косицах.
Ответ: Волосы и расчёска

Под горой — дыра,
А в дыре — отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
Ответ: Рот

Солёная водица
Из огня родится.
Ответ: Слеза

У одной матери —
Пять детей,
Все дети разные,
Все к матери привязаны.
Ответ: Рука

Одна другой касается —
Хлопок получается.
Ответ: Ладонь

Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.
Ответ: Язык

Толстый матрац
На кровати лежит,
А кровать в доме,
Кто на матрац приляжет —
Тому он кости перемоет.
Ответ: Язык

Молодец и девица
Решили пожениться,
Но скала между ними:
Не обойти, не миновать,
Не увидеть, не узнать.
Молодцу и девице
Не соединиться.
Ответ: Глаза

Два маленьких гнезда,
В каждом по птичке,
У птички — по яичку,
На каждом яичке —
Чёрная крапинка.
Ответ: Глаза

Створки устрица открыла,
В речке жемчуг свой обмыла,
Засиял он, заблестел,
Как дождинка в ясный день.
А когда настала ночь,
Створки устрица закрыла
И ушла на дно.
Ответ: Глаза

Между ямой и скалою
Речка мелкая бежит,
На её пути-дороге
Поле чистое лежит.
Ответ: Усы

Две молоденьких сестрицы
Вышли солнцу поклониться,
И под солнцем золотым
Засмущались, покраснели,
Платья алые надели.
Ответ: Щёки

Нежная равнина,
Мягкая перина,
А посмотришь ласково —
Зальётся красной краскою.
Ответ: Щека

Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:
Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно.
Ответ: Нос

Между ямой и скалою
Речка мелкая бежит,
На её пути-дороге
Поле чистое лежит.
Ответ: Усы

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе —
Сердятся и хмурятся.
Ответ: Брови

Две сестрицы,
Две орлицы
Над гнёздами сидят,
Сердито глядят,
Пёрышки взъерошены,
Гость не придёт
Непрошенный!
Ответ: Брови

Тёмная полоска
Протянулась плоско
Через поле, косогоры,
Сквозь холмы и горы.
Ответ: Бровь

Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес.
Ответ: Лоб

Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает.
Ответ: Волосы

Посреди двух озерков горушка.
Ответ: Глаза и нос

Четверо братцев,
Высоки да тонки,
Держатся вместе,
А пятый — в сторонке.
Но чуть за работу
Приходиться браться,
Четверо кличут
Пятого братца.
Ответ: Рука

Вокруг озера камыш растёт.
Ответ: Глаза и ресницы

Красная лисица
Из своей норки
Не выходит.
Ответ: Язык

В тёмном хлеву
Белые ягнята.
Ответ: Рот и зубы

Вокруг проруби сидят белые голуби.
Ответ: Рот и зубы

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
Ответ: Зубы и язык

Десять братьев весь груз несут.
Ответ: Пальцы на ногах

32 собаки в пещере сидят,
Кто зайдёт — того съедят.
Ответ: Зубы

Два окна раскрыты целый день.
Меду ними, чуть пониже, — пень.
Ответ: Глаза и нос

Два капустных листа —
Соседи на тыкве.
Ответ: Уши

Маленький, красненький,
А отпустишь его — заболтает.
Ответ: Язык

Кто я такой?
Всегда с тобой,
Хоть стой, хоть сиди —
Всегда впереди.
Ответ: Нос

Вокруг озёр люди стоят,
Друг друга бьют.
Ответ: Ресницы

Из двух озёр вода течёт.
Ответ: Слёзы

Костяной порог,
За ним красный говорок.
Ответ: Зубы и язык

Страницы: 1  2 

В хлевце два ряда барашков
И все беленькие.
Ответ: Зубы

Стоят два пня,
На пнях — бочка,
А на бочке — кочка,
А на кочке — лес...
Ответ: Человек

Солона, а не соль,
Бежит, а не речка,
Блещет, а не серебро.
Не угадаешь —
Меньше меня знаешь.
Ответ: Слеза

Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть.
Ответ: Ум

Кругло, горбато,
Около мохнато,
По бокам бело,
В середине черно,
Как придёт беда —
Потечёт вода.
Ответ: Глаза

На одной горе много травы,
Да скот эту траву не ест.
Ответ: Волосы

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Ответ: Глаза

Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
Ответ: Волосы

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
Ответ: Ноги

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
Ответ: Ноги

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Ответ: Сердце

Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.
Ответ: Зубы

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
Ответ: Нос

Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Живут не за стеной —
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!
Ответ: Пальцы

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Ответ: Язык

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем.
Ответ: Пальцы

Всегда во рту,
А не проглотишь.
Ответ: Язык

Всегда он в работе,
Когда мы говорим;
А отдыхаем,
Когда мы молчим.
Ответ: Язык

Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной.
Ответ: Глаза

Ношу их много лет,
А счёт не знаю.
Ответ: Волосы

Живут два друга,
Глядят в два круга.
Ответ: Глаза и очки

Четверо ребят в одной шубе сидят, а пятый — в шубёнке стоит в сторонке.
Ответ: Рука в варежке

Вокруг головы достанут, а вокруг головы не достанут.
Ответ: Глаза

У двух матерей по пяти сыновей.
Ответ: Руки



Предварительный просмотр:

Тест Рисунок человека

Назначение теста

Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.


Описание теста

Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
Как он отнесся к заданию?
Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?
Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

  • Кто этот человек?
  • Где он живет?
  • Есть ли у него друзья?
  • Чем он занимается?
  • Добрый он или злой?
  • На кого он смотрит?
  • Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • У него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?


Этот человек здоров?
Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Краткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:

  • У человека нарисована голова.
  • У него две ноги.
  • Две руки.
  • Туловище достаточно отделено от головы.
  • Длина и ширина туловища пропорциональны.
  • Плечи хорошо прорисованы.
  • Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
  • Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
  • Шея ясно просматривается.
  • Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
  • У человека нарисованы глаза.
  • У него нарисован нос.
  • Нарисован рот.
  • Нос и рот имеют нормальные размеры.
  • Видны ноздри.
  • Нарисованы волосы.
  • Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
  • Человек нарисован в одежде.
  • По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
  • Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
  • Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
  • На руках изображены пальцы.
  • На каждой руке пять пальцев.
  • Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
  • Большой палец достаточно хорошо выделен.
  • Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
  • Прорисован локтевой сустав.
  • Прорисован коленный сустав.
  • Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
  • Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
  • Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
  • Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
  • Длина и ширина конечностей пропорциональны.
  • На ногах можно различить пятки.
  • Форма головы правильная.
  • Форма тела в целом правильная.
  • Очертания конечностей переданы точно.
  • Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
  • Уши хорошо различимы.
  • Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
  • На лице прорисованы ресницы и брови.
  • Зрачки расположены правильно.
  • Глаза пропорциональны размерам лица.
  • Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
  • Четко различимы лоб и подбородок.
  • Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

5 лет - 10 очков.
6 лет - 14 очков.
7 лет - 18 очков.
8 лет - 22 очка.
9 лет - 26 очков.
10 лет - 30 очков.
11 лет - 34 очка.
12 лет - 38 очков.
13 лет - 42 очка.
14 лет - свыше 42 очков.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.
На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
Нет туловища или туловище в виде палочки.
Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
Нет ступней.
Нет одежды и нет никаких половых признаков.
Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Символические значения фигуры человека

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Голова, лоб

Олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми.

Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке.

Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. П. Или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы

Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры.

Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо

Символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок

За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д.

Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови

Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы.

Аккуратные брови , так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности.

Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши

Если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза

Глаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое.

Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности.

Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики.

Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами.

Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания.

Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер.

Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности.

Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица.

Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации.

Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос 

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль).

Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности.

Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Руки, ладони, пальцы

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка.

Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам.

Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать.

Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека.

Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах.

Если сильный ребенок рисуетслабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой.

Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя.

В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью.

Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне.

Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию.

Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности.

подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой.

Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа.

Если ступниодетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии

Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий . Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности.

В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Расположение и размер рисунка

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное

значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали

Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела

Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка

Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей

Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце

Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания

Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Человек. Части тела человека"

Картотека «Человек. Части тела человека» составлена с целью воспитания ценностного отношения детей к  здоровью и чело­веческой жизни, развитию мотивации к  сбережению своего здоровья и здоро...

Картотека "Строение тела человека"

Картотека "Строение тела человека"...

картотека дидактических игр по теме "Тело человека"

Описание  дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Тело человека" с указанием цели и материала....

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

«Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека: «Человек и его тело»

Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело» позволит познакомить детей с новыми знаниями о строении своего тела, его фун...

Домашнее задание для родителей по лексической теме "Человек. Части тела"

   Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является работа с семьями воспитанников. С целью постоянного привлечения родителей...