«Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека: «Человек и его тело»
методическая разработка

Гамаюнова Марина Александровна

Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело» позволит познакомить детей с новыми знаниями о строении своего тела, его функциях, а также закрепить ранее полученные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека:

«Человек и его тело»

Автор: Гамаюнова Марина Александровна, воспитатель ВКК, 10 лет,

МАДОУ «ЦРР – «Жемчужинка».

г. Тулун, 2022

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………….3
  2. Паспорт-описание дидактического пособия………………...4
  3. Основная часть. Описание дидактического пособия……….5
  4. Заключение…………………………………………………….6
  5. Список используемой литературы…………………………...7
  6. Приложение. Описания дидактических игр…………………8-9

Введение.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствие не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития [ЗПР]. Дети с ЗПР представляют собой группу особого социального риска по социальной дезадаптации в связи с их эмоциональной незрелостью и коммуникативной некомпетентностью. К описываемой категории детей, оказываются не применимы общие образовательные приемы, разработанные для нормативно развивающихся дошкольников. Таким детям требуется больше времени на ознакомление с наглядными пособиями, картинками.

Человеческий организм представляет собой сложный механизм, который состоит из огромного количества деталей и элементов. Каждая из «запчастей» является уникальной и неповторимой, что очень важно донести по детей. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку способность к познанию и строению своего организма. Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает строение тела человека, то создание дидактическогопособия при помощи наглядного материала в виде картинок с изображением частей тела является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели. Дидактическое пособие «Человек и его тело» актуально для детей второй младшей и средней группы дошкольного возраста. Через неё они познакомятся с новыми и закрепят раннее полученные знания о строении тела человека его функциях. Дети еще не знают особенностей строения своего тела поэтому, дидактическое пособие «Человек и его тело» позволит расширить детский кругозор в этом направлении и поможет воспитать навыки более бережного отношения к своему телу.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс дидактическое пособие «Человек и его тело»дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Паспорт-описание дидактического пособия.

Наименование МАДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Жемчужинка»

Название пособия

Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело».

Автор-изготовитель

Воспитатель: Гамаюнова М. А.

Описание технологии изготовления  пособия

Основой для данного пособия послужили: плотный картон, скотч, дидактические материал и игры.

Возрастная категория детей, для которой

предназначено пособие

Вторая младшая и средняя группы дошкольного возраста.

Методические рекомендации по использованию  пособия «Человек и его тело» в деятельности с детьми

Способствует формированию представлений о теле человека и закреплению полученных знаний. Педагог имеет возможность использовать данное пособие в образовательной и самостоятельной деятельности.

Основная часть. Описание дидактического пособия.

Дидактическое пособие для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело» позволит познакомить детей с новыми знаниями о строении своего тела, его функциях, а также закрепить ранее полученные.

Цель создания методического пособия: Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с частями тела человека, их функциями.

Задачи:

- формирование представления о теле человека, нахождение и показ частей тела на себе, на окружающих и на изображении;

- развитие произвольного зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук и координации движений;

- формирование положительной установки на участие в игре, навыков сотрудничества.

Достоинства пособия «Человек и его тело»:

  • доступность;
  • многофункциональность;
  • мобильность;
  • привлекательность.

Методические рекомендации:

  • игры лучше начинать под руководством ведущего взрослого;
  • предлагаемые варианты игр рассчитаны для индивидуальной

и групповой работы;

  • очень важно проводить игры на положительном эмоциональном фоне, создавая её участникам ситуацию успеха.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности детей с ЗПР, индивидуализации процесса воспитания. Обеспечивает условия для развития воспитанников по всем образовательным областям в различных видах детской деятельности. Имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Дидактическое пособие представляет собой набор кубиков с изображениями частей тела на его грани. Прилагается каталог игр, которые позволяют повысить у детей познавательную активность, обогатить содержательными пространственными отношениями, создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.

В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Данное пособие рекомендуется для детей второй младшей и средней группы.

Заключение.

Очень важно понимать, что при выстраивании работы с детьми с ЗПР, нет необходимости изолировать их от других детей группы, наоборот, важно активно вовлекать в деятельность с детьми группы. Задания, которые здесь представлены, можно использовать, как индивидуально, так и со всеми детьми, просто цели ваши будут разными, в зависимости от выявленных проблем. Из опыта работы с данным дидактическим пособием для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека «Человек и его тело».

Сделала вывод, что детям нравятся такие пособия, они с интересом увлекаются игрой и взаимодействием с педагогом и окружающими.

Результат:

  • дети получат знания и представления о теле человека, значимости частей тела, его функциях;
  • дети проявляют внимание, наблюдательность, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • дети проявляют речевую активность, пополнение и активизации словаря;
  • дети в ходе игры взаимодействуют между детьми, взрослыми, проявляют чуткое отношение к сверстникам, учатся быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Главная особенность дидактического пособия «Человек и его тело» состоит в том, что задание предлагаются детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. В дидактическом пособии «Человек и его тело» создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическое пособие «Человек и его тело» позволяет обеспечить нужное количество повторений при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактического пособия для создания условий по ознакомлению ребенка с частями тела человека определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.

Список используемой литературы.

1. Виды настольных игр для детей, журнал «Мама и малыш», №12, 2006;

2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития у дошкольников. - М., 1990;

3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /Под ред.

Шипицыной Л. М. СПб., 2005;

4. Ковтун О. А. Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет. Курсовая работа. – Мариуполь 1999 г.

5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005;

6. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С.

Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ, 2010;

  1. Интернет ресурсы.

Приложение. Описания дидактических игр.

  1. Дидактическая игра «Посмотри и покажи».

Цель: формирование представления о частях своего тела, умения показывать части тела на себе и окружающих, подражать действиям взрослого.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и просит ребенка взять в руки понравившийся ему кубик и легонько бросить его на столе. Затем постараться назвать часть тела, которая изображена на верхней грани кубика. Педагог просит ребенка показать на себе, а потом и на окружающих ребятах, называя часть тела или повторяя за педагогом.

C:\Users\Админ\Desktop\инклюзия май 2022\изображение_viber_2022-05-16_21-13-24-425.jpg

  1. Дидактическая игра «Зеркало (части тела)».

Цель: формирование представления о частях своего тела, рассмотрение частей тела, развитие координации движений.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и просит ребенка взять в руки понравившийся ему кубик и легонько бросить его на столе. Затем просит назвать часть тела, которая изображена на верхней грани кубика или повторить за педагогом. Взрослый говорит: «Повторяй за мной» и выполняет простые, доступные ребенку движения и действия руками, а ребенок повторяет за взрослым, проговаривая или повторяя за взрослым.

C:\Users\Админ\Desktop\инклюзия май 2022\изображение_viber_2022-05-16_21-13-22-196.jpg

  1. Дидактическая игра «Найди такое же».

Цель: расширение представлений о человеческом теле, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры: Перед ребенком на стол кладется кубик с изображением человека, его разных частей тела на гранях кубика. Взрослый показывает ребенку одну из частей своего тела и просит назвать: «Что это?», «Покажи, где руки? / ноги? и др.» Затем, взрослый просит ребенка найти названную часть тела на изображениях кубика и назвать её или повторить за взрослым.

C:\Users\Админ\Desktop\инклюзия май 2022\изображение_viber_2022-05-16_21-13-25-569.jpg

  1. Дидактическая игра «Называй, запоминай».

Цель: формирование представления о частях тела, их функции для человека, развитие речи дошкольников, расширение активного словаря.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и просит ребенка взять в руки понравившийся ему кубик и легонько бросить его на столе. Затем постараться назвать часть тела, которая изображена на верхней грани кубика. Педагог просит ребенка: «Что это?» «Что мы делаем руками? (Держим, рисуем, обнимаем); Что мы делаем ногами? (Ходим, бегаем, прыгаем); Что мы делаем туловищем? (Наклоняемся, поворачиваемся); Что мы делаем головой? (Киваем, вертим, думаем); Ребята, что есть на голове? (На голове есть волосы, уши и лицо); Что мы можем сделать лицом (Выразить свое настроение)» и др.  При необходимости педагог помогает ребенку.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: закрепление представления о частях своего тела, умение использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и просит ребенка взять в руки понравившийся ему кубик и легонько бросить его на столе. Затем постараться назвать часть тела, которая изображена на верхней грани кубика. Затем педагог просит ребенка назвать ласково часть тела или повторить за педагогом.

C:\Users\Админ\Desktop\инклюзия май 2022\изображение_viber_2022-05-16_21-13-23-423.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия для создания предметно-развивающей среды в коррекционном уголке группы

Рекомендованные учителем-логопедом дидактические пособия для создания предметно-развивающей среды в общеобразовательных и специализированных группах детского сада...

«Создание условий для ознакомления дошкольников с достопримечательностями Самары».

Уважаемые родители, в наше время, век современных технологий, мы мало внимания уделяем экологическому воспитанию подростающего поколения....

Создание условий для развития ребенка в домашних условиях

Игра и игровое общение с ребёнком в семье – это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатлен...

Методическая разработка "Создание условий по ознакомлению дошкольников с миром профессий."

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ. И НАЧИНАЕТСЯ ОНО УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НОСИТ АКТУАЛЬНЫ...

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Слайд 1 титульникСлайд 2 Малыш появляется на свет, А мама и папа днем и ночью заботятся о его благополучии. Малыш растет и стает самостоятельнее год от года. И вот наступает время идти в детский сад, ...

Создание условий по ознакомлению с природным миром в старшем возрасте.

Опыт работы по созданию предметно развивающей среды по познавательному развитию...