Конспект ООД "Весна пришла - тепло принесла"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Материал будет полезен для воспитателей старшей группы. Интегрированное занятие по экологическому и художественно - эстетическому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_prishla_-_teplo_prinesla.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе.

Тема: «Весна пришла – тепло принесла».

Образовательные области: «Речевое развитие». «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.

Обучающие задачи:

закрепить знания детей о весне, её приметах, о перелётных птицах. Расширить словарь детей по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи ( согласование существительных с прилагательными, образование одного слова из двух); упражнять детей в умении рассказывать о перелётных птицах с использованием мнемотаблицы

Развивающие задачи:

развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование:  

мультимедийное оборудование, презентация «Перелётные птицы», запись голосов птиц, мнемотаблица «Птицы», солнышки, перо, краски, альбомные листы, одноразовые  вилки, салфетки, свистульки.

Предварительная работа:

экскурсии и наблюдения в природе; рассматривание перелётных птиц и беседа о них, активизирующее общение «Перелётные птицы», чтение стихов, рассказов, сказок о весне, птицах; рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна. Перелётные птицы»,  беседы о весне и её приметах, наблюдения за птицами, весенними признаками; рисование по теме «Весна»; разучивание загадок, поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

Ход занятия:

Дети входят в зал, у них в руках маленькие солнышки.

Вос-ль: Посмотрите, ребята, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся гостям и друг другу – поделимся своим хорошим настроением.  Дети проговаривают слова, сопровождая их движениями:

          Доброе утро – птицы пропели, (соединяют большой палец с остальными – клюв птицы)

          Добрые люди встали с постели.(руки вверх – потягиваются)

          Прячется вся темнота по углам (закрывают лицо рукой)

          Солнце взошло и спешит в гости к нам! (поднимают вверх солнышки).

Какое сегодня солнечное, радостное утро!

После холодной зимы пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну - красну встречать, первых птиц в гости ждать. Для этого нам надо попасть в весенний лес, но я забыла волшебные слова, которые помогут нам это сделать, поможете вспомнить?

         Опустилось на землю тихое… «АУ!»

         На неведомом суку вздрогнуло: …«Ку-ку!»

         Застучало по стволам: …«Тук-так!»

         Лес встаёт навстречу нам:… «Кто там!»

Вот мы с вами и попали в весенний лес.

 В лесу всё весной оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.  Давайте послушаем звуки и голоса весеннего леса.

Звучит фонограмма с голосами птиц.

Вос-ль: Что вы услышали?

               Как вы думаете, о чём поют птицы?

               Чему они радуются?

Хотите увидеть тех птиц, которые так весело пели? Для этого надо отгадать загадки. Если отгадаете, птичка прилетит к нам. Вам было дано задание: выучить с родителями загадки о перелётных птицах. Сейчас посмотрим, как вы с ним справились. Дети загадывают загадки, при правильном ответе на экране появляется птица.

Есть на дереве дворец,                      

Во дворце живет певец.

 (Скворец)

Как называется дом скворца?

                  Чёрный, проворный                      

                  Кричит «Крак!»

                  Червякам враг.(Грач)

 Кто без нот и без свирели                                                                                                      Лучше всех выводит трели,                                                                                                            (Соловей)

Как вы поняли слово трели?  (Ответы детей).

Прилетела к нам с теплом, путь проделав длинный

Лепит домик под окном из песка и глины. (ласточка)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …(Кукушки)

Как одним словом можно назвать всех этих птиц? Почему их так называют? Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Молодцы, ребята, всё правильно сказали. Посмотрите, какое пёрышко к нам залетело. Как вы думаете, чьё оно? (птичье). А я знаю  интересную игру,  называется она «Скажи одним словом». Я буду передавать вам пёрышко, а вы, возвращая его, давать ответ.

 У скворца острый клюв, он …(остроклювый). У ласточки длинный хвост, она…(длиннохвостая)  У соловья звонкий голос, он…(звонкоголосый)  У грача чёрные глаза, он…(черноглазый).  Ласточка любит тепло, она…(теплолюбивая)

Вернувшиеся из тёплых краёв птицы -  вестники весны. Чтобы побыстрее с ней встретиться, давайте составим рассказы о них.

 При составлении рассказов вам поможет мнемотаблица,   в рассказе можно использовать слова, которые мы придумывали в игре «Скажи одним словом»

Вместе с воспитателем дети рассматривают таблицу, расшифровывая знаки, затем составляют рассказ о перелётных птицах. (3-4 ребёнка).

Молодцы, очень интересные рассказы получились. Ребята, как вы думаете, что может произойти на Земле, если исчезнут птицы? (ответы детей). А что   можете сделать вы, чтобы этого не случилось?                                               Тётушка Авдотья: Кто это в нашем весеннем лесу гуляет, птичек вспоминает?

Здравствуйте, дети, здравствуйте гости дорогие! Я тётушка Авдотья, первая помощница весны. Слышала я, как вы про птичек интересно рассказывали.  А знаете ли какие весенние праздники связаны с птицами? (Ответы детей.)

А еще я Вам расскажу о весенних народных праздниках, которые тоже связаны с прилетами птиц. В середине марта в деревнях и селах празднуют Грачевник. С каким видом птиц связан этот праздник, вы знаете? (Ответы детей.)

Правильно, в этот день прилетают Грачи и если они садятся на старые гнезда, то Весна дружной будет. А еще в этот праздник пекли постные булочки, которые похожи на Грачей.

А в какой праздник пекли булочки в виде Жаворонков? (Ответы детей.)

Какие вы молодцы, все знаете. Вот посмотрите, какая прекрасная птичка. В старину говорили, что именно  к концу марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 видов птиц, и считалось, если Жаворонки прилетают, то и Весна наступает.

Вот таких птичек - свистулек  делают из дерева и глины и они хорошо имитируют голоса птиц. (раздает свистульки)

 

Вос-ль: Спасибо, тётушка Авдотья за интересный рассказ. Ребятки, хотите с Весной-красной встретиться? Какую весну вы ждёте? (тёплую, солнечную, красивую, радостную, ясную, цветущую и т. д.) Давайте позовём её, споём все вместе закличку:

                         Ау, ау, аукаем – весну приаукаем,

                         Март, март, март – солнцу рад.

                         Апрель, апрель – открой дверь!

                         Май, май – сколько хочешь гуляй!

Входит Весна. Кто это меня зовёт, закликает? Здоровается.

             Взгляните, как стало красиво вокруг,

             Уже зеленеют деревья и луг.

             Пришла я к вам – весёлая гостья Весна,

             И все пробудила от зимнего сна.

Авдотья: Пришла Весна – отворяй ворота! Становись-ка, народ в весенний хоровод! Игра «Горелки».

Авдотья: Поиграли, пришло время потрудиться. (дети садятся за столы).

Весна: Порадовали вы меня весёлой игрой. Знаю, что вы птичек любите, заботитесь о них. Я для вас тоже доброе дело хочу сделать. Ведь не зря в старину говорили: доброе дело без награды не останется. Научу я вас делать птичек, которых вы потом сможете подарить своим близким.

Весна обращает внимание детей на мольберт. На нём – птичка-образец.

Весна: Как называется эта птичка? (жаворонок).  Давайте его и сделаем. Мы будем раскрашивать пёрышки от головы к хвостику. Первый цвет берём жёлтый, наносим его. Второй – коричневый, накладываем его сверху вилочкой. Молодцы, ребята, у вас хорошо получается. Теперь положим птичек в сторону, чтобы они подсохли. Следующий этап нашей работы – изготовление крылышек для птички. Надо взять лист бумаги, загнуть тонкую полоску, пригладить пальцем линию сгиба, перевернуть лист, снова загнуть полоску и прогладить линию сгиба и так пока весь лист не превратится в гармошку. Теперь вставляем крылышки в прорезь на птичке. Вот какие красивые, замечательные жаворонки у нас получились!

Вос-ль:  Спасибо тебе, Весна. Интересное путешествие у нас получилось.

Дети, что нового вы узнали во время путешествия? Что для вас было самым интересным, запоминающимся? Где эти знания могут вам пригодиться? (ответы детей).

Пришло время возвращаться нам в детский сад. Давайте поблагодарим Весну, тётушку Авдотью за науку, гостей за внимание и споём для них весёлую народную песню.

 Дети поют закличку:           Жаворонушки, мои ластушки

                                                  Прилетите к нам, принесите к нам

                                                  Весну красную, лето тёплое.

                                                  С сохой, с бороной, и с кобылой вороной,

                                                  С жеребёночком, воронёночком.

Под музыку дети выходят из зала.

Автор: Шишкина Галина Николаевна,

воспитатель  логопедической группы,

МБДОУ БГО ЦРР -  детский сад № 18,

г. Борисоглебск, Воронежская  обл.

                 

                        Список используемой литературы:

     1. Программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.              

1.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2.Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999

4.«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла».

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Весна пришла, тепло принесла»....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования «Батик» по теме: «Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе поознакомлению с природой и элементами нетрадиционного рисования по ткани....

Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с природой, с элементами нетрадиционного рисования (монотипия) по теме: «Весна пришла, тепло принесла».

Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация.Цели.Уточнить и обобщить знание детьми о названиях весенних ме...

Проект "Весна пришла, тепло принесла".

Проект "Весна пришла, тепло принесла" для группы раннего возраста....

конспект занятия "Весна пришла тепло принесла"

Цель:Обобщить знания детей о весенних месяцах...

«Весна пришла, тепло принесла»

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром (с элементами аппликации)...

Конспект ООД "Весна пришла – тепло принесла".

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....