«На помощь Эколятам»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Канева Надежда Сергеевна
Цель ООД: ознакомление с основами экологической культуры. Задачи ООД: Образовательные: - формировать у детей основы экологической культуры; - расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе; - обогащать словарный запас детей. Развивающие: - развивать познавательную активность детей; - развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации; - развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений; - укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта. Воспитательные: - воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей; - поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми; - вызвать эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._ekolyata._.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог                   Канева Надежда Сергеевна                 

Дата                          28 октября 2022 года

ОО Познавательное развитие,          ОО Художественно – эстетическое развитие

Раздел       Ознакомление с миром природы 

Возрастная группа          Средняя группа

Тема: «На помощь Эколятам»

Цель ООД: 

ознакомление с основами экологической культуры.

Задачи ООД:

 Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.

Возрастная категория: дети среднего дошкольного возраста (4-5лет)  

Время реализации: 20 мин.

Место реализации: групповая комната.

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.

Применяемые современные педагогические технологии: элементы технологии «ОТСМ-ТРИЗ»

Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»

Средства:
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), мусор и пакет, картинки Эколят, дидактическая игра «Найди маму», «Экологические знаки», «Кто чем питается?».
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.

Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие. 

Этапы

реализации ООД,

продолжительность

Содержание

ООД

Образовательные задачи этапа

Методы, приемы,

формы работы

с детьми

Виды  

детской

деятельности

Конечный результат

этапа ООД

Применяемые

педагогические

технологии

Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО)

1.Вводно-организационный (0,5 мин)

- Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. (ПЕСЕНКА - Здравствуйте)

 (слайд 2, муз)

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже здравствуй говорю я соседской курице

Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,

Здравствуй маленький дубок, здравствуй вольный ветерок

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень -2 раза

Я вас попрошу, сядьте поудобнее, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы начинаем.

Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение

Метод

Словесный, игровой

Форма

Фронтальная

Игровая, речевая

Обладает установкой положительного отношения друг к другу

Игровые

Обладает установкой положительного отношения друг к другу

2.Мотивационный

Сюрпризный момент – на слайде анимация Ежика               (слайд 3, муз)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

Дети: ответы                                                       (слайд 4), еще раз нажать

Ежик принес нам письмо от наших маленький друзей, защитников природы – Эколят.                                                                                          (слайд 5)

«Дорогие ребята, случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, взрослые животные разбежались, их малыши плачут и не могут найти свои дома. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!»

Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель

Метод

Наглядный, словесный, игровой, проблемно-поисковый

Форма

Фронтальная

Коммуни кативная, речевая, игровая

Умеет принимать общую цель

Игровые

Умеет принимать общую цель

3. Основной

Воспитатель. Прежде, чем отправиться в лес, нам необходимо еще раз вспомнить правила поведения в лесу.

Д/И «Чтобы планета не плакала. Чтобы планета улыбалась.»

А наше занятие-путешествие я хочу с игры «Да-нет-ка». О правилах поведения в лесу                                                              (слайд 6)

Д/И «Да-нет-ка»

Игра «Если я приду в лесок»

Если вы со мной согласны и мое поведение правильное, то вы говорите «да», если я буду поступать плохо, то говорите «нет». Итак, начинаем.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем конфетку

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ну что, отправляемся в лес.                                                          (слайд 7)

По сказочной дорожке

Шагают наши ножки

Прыгают зайчата,

Ходят медвежата.

1,2,3 – повернись

В волшебном лесу очутись

Сформировать представления обучающихся о правилах поведения в лесу.

Активизировать и обогащать словарный запас

Метод

Словесный, игровой, практический, демонстрационный.

Объяснение,

вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

Форма

Фронтальная, индивидуальная

речевая

Обладает элементарными представлениями о правилах поведения в лесу. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться.

Игровые

ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие

Проявляет инициативу и самостоятельность в  игре. Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор  детей. Продолжают развиваться двигательные навыки.

Актуализация знаний

Практические задания

Воспитатель: Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем?        (слайд 8)

Ребята, посмотрите, кто же нас встречает?

Задание от Шалуна и Тихони                                      (слайд 9)

Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун).

- Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.

- Ребята, а вместе с Шалуном нас встречает, вы узнали его? (это эколёнок-Тихоня).

- Как вы догадались? (ответы детей)

- Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, нисколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим?

- Ребята, Эколята приглашают нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка? (нет)                                                                           (слайд 10)                                                                     

- Но что, же здесь не так? (кругом мусор)

- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор)

- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает на полянку отдохнуть.

Инициирует общее обсуждение.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поддержания интереса к деятельности

Подводит детей к постановке цели и выдвижению гипотез.

Способствует групповой работе детей;

Предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Вовлекает в совместную деятельность;

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Метод

Словесный (рассуждение)

Форма

Индивидуальная

Игровая, речевая, двигательная

Выражают собственные мысли.

Устанавливают причинно-следственные связи

Выдвигают гипотезы.

Делают вывод.

Принимают и высказывают решение

Выстраивают полный ответ.

Реализуют творческие потребности

Игровые

ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, ИКТ

Физминутка

Собираем детвору                  (слайд 11, муз)

Поиграть в одну игру.                                                                                                                        

,(взмахи поочередно правой и левой рукой)

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок пробежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

Предлагает детям поиграть.

Вовлекает в совместную деятельность.

Показывает последовательность действий.

Демонстрируют  двигательную активность

оздоровительные

двигательные

Обладают начальными знаниями о природе, формируется умение делиться приобретенными знаниями.

Отвечает на вопросы взрослого

Задание от Елочки и Умницы.                                          (слайд 12)

- Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? (это Умница).

- Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Она нам многое про них расскажет и поможет ей Елочка.                       (слайд 13)

Какие вы молодцы, ребята, что пришли к нам на помощь. Непослушные ребята ночью жгли костры, а на утро в лесу случился пожар, все звери разбежались кто куда, но самое страшное произошло то, что маленькие детеныши потеряли своих мамочек. Нам обязательно нужно помочь им.

Вот мое задание.

Д/И «Найди маму и детеныша»

Речевые, игровые

. Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор  детей. Продолжают развиваться двигательные навыки

4.Заключительный. Рефлексия

Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.                    (слайд 14)

-        Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.                                (слайд 15)

А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.

Повертелись, покружились и в саду мы очутились.

-        Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

-        Что мы делали в лесу?

Помогли Эколятам очистить лес.

- Ой, а что это за сундучок? Посмотрим?

- За огромную помощь Эколятам, они нас угостил сладостями.

Спасибо!

Предлагает детям рассказать о том, что нового и интересного они узнали.

Помогает сформулировать вывод.

С помощью вопросов выясняет

личностную ценность данной деятельности для каждого.

Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала

Речевые,

Обладает начальными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого.

Рефлексия

Самоанализ организованной образовательной деятельности

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие

Цель ООД: 

ознакомление с основами экологической культуры.

Задачи ООД:

 Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.

Возрастная категория: дети среднего дошкольного возраста (4-5лет)  

Время реализации: 20 мин.

Место реализации: групповая комната.

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.

Применяемые современные педагогические технологии: элементы технологии «ОТСМ-ТРИЗ»

Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»

Средства:
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), мусор и пакет, картинки Эколят, дидактическая игра «Найди маму», «Экологические знаки», «Кто чем питается?».
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.

 

Для реализации цели были сформулированы задачи:

Демонстрационные:

-компьютер,

- проектор;

- макеты Эколят

- Д\игра «Мамы и малыши»;

- Плакат «Правилам поведения в лесу»

Раздаточные:

-смайлики

- атрибуты к подвижной игре «Соберем мусор»

В подборе материала учитывала возрастные особенности среднего дошкольного возраста.

При подготовке организованной образовательной деятельности я запланировала следующие результаты:

Обучающиеся научились методом рассуждения определять положительные и отрицательные действия человека по отношению к природе и животному миру, научились использовать диалогическую речь, узнали много терминов, активно используют их в речи.

Организованная образовательная деятельность состояла из четырех этапов, на которых решались выше поставленные задачи:

1 этап. Организационный

2 этап. Мотивационный

3 этап. Основной

4 этап. Заключительный. Рефлексия

В процессе ООД применялись педагогические технологии: игровые, здоровьсбережения, ОТСМ «ТРИЗ»

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме, выбранные формы проведения организованной образовательной деятельности были эффективны.  Мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с обучающимися. Обращаясь к обучающимся, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка.

В ходе организованной образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сюжетно-ролевой игры -ситуации "Эколята-Дошколята спешат на помощь"

Разработка сюжетно-ролевой игры - ситуации  в рамках проекта "Эколята-Дошколята"...

Квест-игра "Эколята спешат на помощь"

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. В дошкольном возрасте у детей не сформир...

Конспект НОД по экологии в средней группе «На помощь Эколятам»

Детям формируется навык правильного поведения в лесу, развивается бережное отношение к природе....

Конспект ООД по окружающему миру на тему: “Эколята спешат на помощь”

Цель: – способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе, совершенствованию природоохранной деятельности.Задачи:– закреплять и расширять...

Статья "Эколята спешат на помощь"

Статья о работе эколят, о значимости их работ, о трудности в жизни птиц в зимнее время....

Сценарий экологического физкультурно – музыкального праздника в форме квест-путешествия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Юные эколята спешат на помощь»

Представленный конспект  экологического физкультурно – музыкального праздника разработан в форме квест-путешествия для проведения с детьми 5-6 лет. Данный методический материал рекомен...

Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»

Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»...