Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе на тему «Животные Арктики и Антарктиды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Хапаева Земфира Барадиновна

Конспект НОД по ФЦКМ в средней  группе на тему «Животные Арктики и Антарктиды»

Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктидой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешним видом, образом  жизни и повадками.

Обучающие:

-  формировать у детей представление  о животных севера;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

- расширение словарного запаса.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

-  развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать   новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

-  приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы;

-развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:  

-воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.

Материалы и оборудование: физическая карта , картинки с изображением полярных районов и животных, обитающих там; контурное изображение животных Арктики, презентация «Животные полярных районов»

Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о полярных районах, о животных, обитающих в тех краях.

Ход НОД:

I.Вводная часть

Позывные для утреннего сбора. (Звучит звуковой сигнал  - звон колокольчика)

Воспитатель:

Всех в игру я приглашаю,

Никого не обижаю.

Пусть ваш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг

 2.Образование круга

Ребята, возьмите все свои стульчики и поставьте их по кругу и сядьте удобно.

 3. Приветствие:

Вот и все мы в сборе. Давайте поздороваемся друг с другом.

Повторяйте вместе со мной

Сядем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!!!

Доброе утро!!!

Воспитатель берет колокольчик, поворачивается к тому из детей, кто находится слева и звонит в колокольчик, припевая приветствие: Доброе утро Анечка! Дети передают колокольчик по кругу и приветствуют друг друга.

Воспитатель:

Доброе утро ребята! Настал новый день. Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться, и, конечно же, не драться. Сегодня нас ждут увлекательные игры, опыты и много чего интересного.

 4. Общая информация

Работа с календарем

 Какой сегодня день недели?

 Какой день недели был вчера?

 Какой день недели будет завтра?

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы?

Какая погода за окном?

Как вы думаете, сегодня погода соответствует времени года?

Наша неделя посвящена теме: « А  на улице зима наступили холода»

II.Основная часть.

(У воспитателя на столе стоит красивая коробка внутри которой находится глобус)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится у меня в коробке?

(Ответы детей)

Чтобы узнать, отгадайте загадку:

Реки, горы и поля, ох огромная Земля.

Но на нем вся поместилась,

В шарик меньше превратилась.

Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.

Дети: Глобус!

Воспитатель: Правильно, это глобус, уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Сегодня мы с вами отправимся в самое загадочное и холодное место на нашей планете. (Рассматривают глобус)

Вот здесь находится Северный полюс, а здесь Южный полюс.

Антарктида, перед нами Самый южный континент.

Только здесь перед глазами Лед и снег, а солнца нет.

 Здесь, друзья, не поныряешь, Юг, сказали, — ну и что ж.

Даже не позагораешь, Если только ты — не морж.                                                                            В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

 

Где-то на белом свете,

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи,

Вертится Земля.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика.

Воспитатель: Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы на льдине.

Демонстрация картинок с изображением полярных районов.

Воспитатель: На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветра гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтом растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает полярная ночь: темным – темно и совсем холодно. Но к этим условиям приспособились обитатели севера.

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».

- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Ответы детей).

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

Физминутка «Северный полюс»

Дуют ветры ледяные (Помахать руками)

Горы снежные, крутые. (Поднять руки вверх, встать на цыпочки)

Там о лете не слыхали, (Приставить руку к уху, наклониться)

Там согреешься едва ли. (Обнять себя и попрыгать)

Он не мал и не велик, (Развести руки в стороны и свести)

Этот снежный материк. (Хлопать в ладоши).

                                               Загадки о животных.

Демонстрация картинок с изображением животных Арктики.

Воспитатель читает стихи (загадки) про животных Арктики:

1) В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах одеты ласты.

Вы узнали господина? (Пингвин.)

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

2) В дальних северных морях,

На арктических полях,

Я охочусь день-деньской,

Крики чаек надо мной;

Я ныряю целый день,

А зовут меня - (Тюлень.)

Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.

3) Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трошь,

Прилёг отдохнуть толстый. (Морж.)

Морж — это самый ближайший родственник тюленей. Длина его тела приближается к 3 метрам, а вес колеблется в пределах тонны. Ко всему прочему это животное имеет мощные клыки, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лед для отдыха. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

4) Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый. (Белый медведь.)

Все животные Арктики боятся, а значит и уважают белого медведя. Это самый крупный сухопутный хищник. Длина его тела достигает 2,5 метра, весит около 500 кг. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Его крепкие зубы знакомы полярным дельфинам, а песец всегда кормится возле этого могучего зверя, получая объедки с барского стола. Белый медведь прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой. Он является самым грозным и опасным хищником арктических земель, на них никто не нападает.

 

 

 

5) Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Северный олень.)

Живёт олень в холодной тундре, питается ягелем, который ещё называют оленьим мхом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Северный олень заселяет также и многие острова огромного холодного водоёма. Это животное имеет вес около двухсот килограмм, а высота в холке не превышает полутора метров. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой.

6) Что за хищник за такой,

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны -

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец)

Песец — совсем небольшой зверь. Его вес едва дотягивает до 5 кг, а высота в холке не бывает больше 30см. Но этот малыш очень вынослив и быстр. К тому же он любит путешествовать. Его можно встретить практически во всех уголках Арктики. Он часто сопровождает белого медведя, благоразумно держась от мощного хищника на почтительном расстоянии.

7) Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Океаны бороздит

Ну, конечно, - это … (Кит.)

Из отряда китообразных, обитающих в Арктике, несомненный интерес в первую очередь представляет нарвал. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу, который торчит прямо изо рта. Этот рог достигает в длину 3 метра, а его вес составляет 10 кг. Является он ничем иным как обычным зубом, выросшим до таких огромных размеров. Никаких неудобств млекопитающему этот зуб не доставляет, а вот зачем он нужен – тут однозначного ответа нет, хотя различных предположений очень много.

Белуха или полярный дельфин также является представителем этой компании. Это крупное животное – его вес достигает 2-х тонн, а длина составляет 6 метров. Белуха очень любит питаться рыбой – самого же полярного дельфина никогда не отказывается попробовать касатка. Она по праву занимает одно из первых мест среди самых сильных и крупных морских хищников. В арктических водах она частый гость. От её острых зубов погибают не только белухи, но и моржи, тюлени и нерпы.

                             Пальчиковая гимнастика "Накорми зверей"

Смотрите, милые друзья (развести руки в стороны)

Да тут их целая семья:

У медведя - медвежонок, (загибать пальчики, начиная с большого)

У тюленя - тюлененок,

У пингвина - пингвинёнок,

У оленя - олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому - медку,

А моржу дам молоко.

Игра «Найди детёныша и их мам»(карточка)

У медведя - медвежонок,

У пингвина - пингвинёнок,

У оленя - олененок….

 

                                                   Игра «Чья тень?»

Воспитатель показывает слайд с контурным изображением животного, а дети угадывают.      

 Многие растения и животные из Красной книги Кавказа являются эндемиками, то есть теми видами и подвидами, распространение которых очень ограничено. Есть здесь и редкие природные представители, относящиеся к видам вымирающим. Животные, занесенные в Красную книгу Кавказа. Мир кавказской фауны поражает многообразием. Красная книга Северного Кавказа включает животных, что типичны лишь для этого региона, но есть и те, распространение которых можно наблюдать по многим другим российским территориям. В Красную книгу КЧР вошли объекты животного мира, нуждающиеся в специальных мерах ... Многие растения и животные являются эндемиками, то есть теми видами и подвидами, распространение которых очень ограничено. ... Какие же именно животные и птицы Красной книги находятся под охраной государства Например, кавказская жаба, земноводное с ядовитой кожей, отряда бесхвостых.

Тебердинский заповедник — государственный природный биосферный заповедник, который был создан для сохранения и изучения уникальных высокогорных природных комплексов Северо-Западного Кавказа. В 1935 году заповедник был организован в качестве местного значения.                                                   

III.Итог НОД.

 Воспитатель: Наше путешествие в Арктику закончилось.

Давайте вспомним:

- Где находится Арктика? (На Северном полюсе.)                                                               

     - Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.)

- Кого из животных можно встретить в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов.)

- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.)

 

 

 

 

image

 

image

 

 

image

 

 

 

 

image

image

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников  экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и  бережно относиться ...

конспект занятия по ФЦКМ "Животные Арктики и Антарктиды"

Ознакомление с животными полярных районов...

Конспект утреннего группового сбора в средней группе Тема: «Животные Арктики и Антарктики»

Тема: «Животные Арктики и Антарктики»Цели и задачи: 1. Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового ...

Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей старшей группы

Формировать у детей правильное представление об Арктике, Антарктике и обитателях данной местности...

Конспект утреннего группового сбора в средней группе Тема: «Животные Арктики и Антарктики»

Цели и задачи:1. Создать эмоциональный настрой на весь день - “задать тон”.2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.3. Развивать навыки культ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Животные Арктики и Антарктиды».

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Животные Арктики и Антарктиды»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Животные Арктики и Антарктиды"

Конспект занятия по развитию лексико-гамматического строя речи "Животные Арктики и Антарктиды"...