Картотека зимних прогулок (5-6 лет)
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Владимировна Нищева

Картотека зимних прогулок (5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_zimy_5-6_let.docx115.65 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад  №3 »

 

Картотека прогулок «Зима»

(5-6 лет)

                                                 

                                                         

 

 Разработала:

воспитатель

Нищева Светлана Владимировна

                                               

2022г

Прогулка №1 Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

  • формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
  • учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам  в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        За каким месяцем идет декабрь?

♦        Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

  • Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
  • Какие защитные свойства у снега?

♦        Найдите на нашем участке приметы зимы.

Ход наблюдения: Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

***Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

***Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

**Декабрь год кончает — зиму начинает.

**Теплая зима к холодному лету.

**Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед.

Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы: За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится ноябрь? Как изменился вид нашего участка с приходом зимы? Как вы думаете, зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой?



 Прогулка №2. Где чей след

Цель: развить внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме.
Ход наблюдения
На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы. У детей спросить, чем отличаются следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.
Это кто тут наследил: бегемот иль крокодил?
Здесь играли дети: Танечки и Пети! (С. Маршак)
Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку не достался и живой остался. (Л. Воронкова)
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! (Русская народная потешка)
Загадка: Потеряла Вероничка на прогулке рукавичку.
Тишке равных в сыске нет, без труда возьмет он… (след)(3. Александрова)

Дидактическая игра: "Чьи следы?"
Цель: образование притяжательных прилагательных.

Упражнение "Прошагай под приговорку"
Цель: координация речи с движением.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Печатать".
Цель: Отпечатывать плоскими фигурами — формочками — изображения на снегу.

Пальчиковая гимнастика "Погреемся".
Поиграем-ка немножко да похлопаем в ладошки. (Дети хлопают в ладоши.)
Пальчики мы согреваем, их сжимаем, разжимаем. (Сжимают пальцы в кулак и разжимают.)

Трудовая деятельность: Кормление птиц.
Цель: учить детей предварительно очищать от снега места кормления птиц, аккуратно подсыпать корм, следить за тем, чтобы кормушка не была пустой.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» Цель: продолжать развивать умение договариваться, мириться, уступать. Самостоятельно разрешать конфликты.

Подвижная игра:
"Казаки-разбойники" Цель: развить умение ориентироваться на местности.
Ход игры: Дети делятся на две команды: "казаки" и "разбойники". Казаки" убегают, прячутся, а "разбойники" их ищут по следам или нарисованным стрелкам. трудовая деятельность.  

   

Прогулка №3 Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Трудовая деятельность:

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Пустое место», «Сделай фигуру».

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа:

Элементы хоккея.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Прогулка №4. Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром

Цель: формировать знания о правилах поведения на улице; развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве; воспитывать осторожность.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Трудовая деятельность:

Собрать веточки на участке.

Цель: Учить содержать свой участок в порядке.

Подвижная игра:

«Попади в круг» Цель: совершенствовать умение действовать с разными предметами; учить бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движения, ловкость; воспитывать потребность в двигательной активности

Дидактическая игра:

«Покажи, кого назову»

Цель: учить детей находить, показывать и называть имена сверстников, сотрудников детского сада. Воспитывать дружелюбие, развивать общительность и хорошие отношения с окружающими.

Индивидуальная работа:

Прыжки

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах; развивать двигательные навыки; воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям

Самостоятельная игровая деятельность. ль: учить прокатывать шайбу в зад 


Прогулка №5. Наблюдение за состоянием природы

Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который

всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность:

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

Подвижные игры:

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Индивидуальная работа:

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

Прогулка №6. Наблюдение за снегопадом

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, с сезонным явлением — снегопадом.

Ход наблюдения

Дети, посмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья. Как спокойно падают снежинки. Потрогайте снег. Какой он? (легкий, холодный, белый). Можно сейчас лепить из снега? Почему? Снег липкий, из него можно лепить. Обратите внимание на то, как снег падает сплошной пеленой — это снегопад.

Снегопад, снегопад. Шёл он день и ночь подряд.

Шёл он полем, шёл он лесом, заглянул и под навесы,

Пухом лёг он на дома, и мы поняли: зима. (И.Винокуров)

Игра "Кто больше назовет действий" — по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.

Цель: расширить словарный запас подбором глаголов.

Игра "Придумай предложение" — придумать предложения со словом "снег".

Цель: научить составлять предложения.

Игра "Выложи сам"- Выкладывание снежинок из веточек или палочек.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Подвижная игра:

«Перебежки» Цель: упражнять в метании в бегущую цель.

Индивидуальная работа:

Прыжки на одной ноге. Цель: учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться. «Меткие стрелки». Дети лепят снежки и кладут их у ног на исходной линии. Выполняют броски снежков вдаль. Цель: упражнять в метании вдаль.

Трудовая   деятельность:
Сгребание снега на участке под деревья. Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Прогулка №7. Наблюдение за птицами зимой

Цель:

— формировать представление о жизни птиц зимой;

— воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

 Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

 Почему они прилетают к жилью человека?

 Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

 Почему зимующих птиц надо подкармливать?

 Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

 Какой корм они охотнее поедают?

 Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

 Есть ли кормушка возле вашего дома?

Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»

Цель - научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры

«Узнай по звуку»

«Где звук»

«Жмурки»

«Липкие пеньки»

Индивидуальная работа Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Прогулка №8. Наблюдение за ветром

Цель: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность:

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры:

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Прогулка №9. Наблюдение за трудом дворника

Цели:

— продолжать наблюдения за работой дворника;

— способствовать обогащению словаря;

— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?

♦ Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели:

— упражнять в беге;

— закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели:

— упражнять в ходьбе по лыжне;

— развивать ловкость, выносливость.

Прогулка №10.Наблюдение за воробьем

Цели:

— продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)

♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека зимних прогулок

Прогулки для старшего дошкольного возраста....

Картотека зимних прогулок.

Краткое описание прогулок для детей подготовительной группы, в зимний период....

Картотека зимних прогулок. Старшая группа.

Как правильно проводить прогулку в детском саду с детьми 5-6 лет....

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

картотека прогулок на все зимние месяцы...

картотека зимних прогулок с детьми

данная картотека - это примерное содержание прогулок с детьми зимой с наблюдениями, самостоятельными и подвижными играми, индивидуальной работой....

Картотека зимних прогулок

Картотека зимних прогулок...