Познавательное развитие "Опыты с водой" для детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Трибе Любовь Геннадьевна

Познавательное развитие « Опыты с водой» для детей дошкольного  возраста

 ПУТИШЕСТВИЕ КАПИТОШКИ (  Круговорот воды в природе )

Задачи:

Познакомить детей с понятием круговорот воды в природе , объяснить причину выпадения осадков в виде дождя, снега. Расширить представления детей о значении воды в жизни человека. Развивать социальные навыки у детей, формировать умение работать в группе из 4-5 человек , договариваться, учитывать мнение товарища, доказывать правильность своего ответа  .

Материалы:

Стакан горячей воды ,стекло, схема «Алгоритм круговорот воды в природе» , географическая  карта. Стакан обычной водой ,тарелка с водой.

НОД

Ребята сегодня к нам в гости пришел капитошка, Он хотел загадать вам загадку

 В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.

{Вода)

Сегодня мы с вами поговорим о воде.  Вода очень важна для жизни людей .На нашей планете много водоемов .Назовите какие водоемы вы знаете.

Ответы детей ( озер, моря, океан, реки ,ручьи, родники, болота.

       Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах?

 В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья. 

       Откуда вода попадает в наши квартиры? (С водоочистных станций.)

Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды.

       Почему же тогда вода в реках не кончается?

        Как река пополняет свои запасы?

Давайте послушаем сказку, про капельку, которой с нами хочет поделится наш новый друг капитошка . И я думаю мы все с вами поймем!

Жила-была Капелька воды на маленькой темной тучке. И было у нее очень много подружек. Они весело смеялись и болтали, любовались голубым небом, и было им хорошо вместе. Но время от времени подружки куда-то улетали. Как Капелька не просила их рассказать, куда те улетают, всегда в ответ слышала, что еще маленькая, подрастет, и сама отправится в путешествие.

День ото дня тучка становилась все больше и больше. И вот в одно весеннее утро Капелька обнаружила, что все ее подружки пропали. Она долго горевала, и хоть как-то развлечь себя, села на край тучи  и посмотрела вниз. Внизу  было все очень маленькое, но красивое. Ей очень захотелось попасть туда.

И вот, в один жаркий день, когда капелька любовалась красивым видом, вдруг произошло что-то удивительное и невероятное. Налетел сильный ветер, что-то загремело, засверкало, и капелька ощутила, как стремительно стала падать вниз. Ей было немного страшно, но очень интересно. Приближаясь к земле, Капелька заметила, что в этих краях давно не было дождей. И вот, наконец, она достигла земли. Ей открылся  великолепный вид. Пошла Капелька медленно по тропинке, стараясь запомнить всю окружающую красоту. После дождя на опушке образовались лужицы, по дорожке бежали маленькие ручейки, которые стремились достичь ближайшей реки. Капелька понимала, что ей нужно следовать за ручейком.

Очень скоро она пришла к реке. Это было ей так знакомо и в то же время ново. Капелька от радости бросилась в реку и увидела  там своих подружек, которые весело играли с солнечными лучами. Радость переполняла ее.

Река же весело и быстро неслась вниз по склонам. На ее питии было много интересного. Но вот, наконец, река встретилась с большим морем. А в море капель- миллионы. Она боялась, что может затеряться.  Капли воды в море оказались очень соленые, но это Капельку не огорчило, потому что для нее открылся удивительно огромный, сказочный подводный мир.

Все лето капелька наслаждалась теплыми лучами солнца и доносившимся ароматом прибрежных цветов. Солнце поднималось все выше и грело все сильнее. Становилось жарко, что даже ночью, когда солнышко ложилось спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. Капелька понимала, должно что-то новое и интересное произойти. И вот наша Капелька в виде маленького туманного облачка поднимается выше и выше к небу. Поднимаясь вверх, она увидела свое облако, где с подружками вместе весело болтали.

Только теперь Капелька начала понимать, о каком путешествии говорили тогда ее старшие подружки. Капелька снова поселилась на облачке. Теперь она была уверена, что через некоторое время, когда все подружки соберутся вместе, они отправятся в новое, не менее увлекательное путешествие.

 Понравилась вам сказка?

Давайте немного отдохнем, сделаем зарядку а затем продолжим .

Тихо плещется вода

Мы плывем по теплой речке.( плавательные движения руками)

В нее тучки как овечки

Разбежались кто куда (потягивание руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем

Чтоб обсохнуть погуляем (шаги на месте)

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок(дети садятся на места)

Что же происходило с капелькой?

Как она спустилась вниз?

А теперь  проведем с вами не большой эксперимент!

У меня есть стакан горячей воды, и стеклышко. Если я подержу стеклышко над стаканом с горячей водой, то на стекле появится вначале пар а потом капельки воды. Которые капают вниз и снова поднимаются.

Посмотрите на алгоритм.

Это и называется круговорот воды в природе.

Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что у нас с вами.. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают

 А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе дождем на землю.

Кто запомнил алгоритм? Я предлагаю вам , поделится на две команды  и самостоятельно  изобразить  алгоритм под названием круговорот  воды в природе.

Молодцы вы отлично справились!

А теперь я предлагаю вам провести ее один эксперимент !

Нальем воду в стакан и в тарелочку, поставим на окно, и будем наблюдать, за сколько дней вода испарится и в какой емкости быстрее. будем отмечать это в нашей таблице. А о том почему так происходит мы поговорим с вами на следующем заняти.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Обобщение опыта по теме: « Развитие познавательных способностей в процессе обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Мне очень нравится знакомить и обучать детей игре на детских музыкальных инструментах. Я считаю что эта деятельность не только развивает творческие способности дошкольников, но и развивает познаватель...

«Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»

laquo;Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»...

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способно...