Конспект ООД в старшей группе "Без билета по белу свету"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фокина Светлана Анатольевна

Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта.Часто дети и сами могут подсказать интересующую их тему. С наступлением осени на нашем участке для прогулок появились крылатки клена, ясеня, созрели семена на сирени, покраснела рябина, на клумбе у цветов образовались семена. Все лето летели семена березы, тополя. Дети задавали много вопросов: «Что это такое? Откуда появилось? Зачем? Почему?», играли с плодами и семенами, мастерили поделки. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает ООД "Без билета по белу свету".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_bileta_po_belu_svetu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Без билета по белу свету»

Цель: формирование системы представлений о  разнообразии и особенностях распространения плодов и семян растений.

Задачи:

-воспитывать  любовь  и бережное отношение к природе;

 -выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком;

-учить различать плоды и семена деревьев, кустарников и цветов ближайшего окружения;

- развивать  познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;   

- развивать связную речь, обогащать словарь детей;

-развивать творческие способности детей;

 -способствовать проявлению двигательного творчества в соответствии с музыкой, развивать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.

Ход ООД:

Воспитатель: (вносит ящик ощущений).

-Ребята, у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, что это?

-Интересно, а что же находится в ящике? По очереди определите на ощупь эти предметы. (Выкладывают на стол)

-Что же вы обнаружили в ящике? (Плоды и семена растений)

-Назовите (и покажите) с каких растений эти плоды и семена?

-Я тоже хочу поиграть с вами.

(Я определяю предмет в ящике ощущений. Желудь. Показываю росток дуба.)

-Это не просто плоды и семена, а…(путешественники).

-Зачем семенам путешествовать?

-Покажите семена, которые переносит ветер. Положим их отдельно.

 -У меня здесь коллекция семян, которую мы с вами собрали. Возьмите из нее еще семена, которые путешествуют с  ветром.

(Спросить у детей, семена какого растения они берут?)

-Давайте рассмотрим эти семена. Что у них есть? ( Есть семена с крылышками, есть - с парашютиками. И те, и другие умеют летать, но приспособления у них для этого разные.)

-Можем ли мы разделить их на группы?

- Рассмотрите вначале все семена с крылышками - клена, липы, березы, сосны. Какие у них крылышки?

( У одних - большие, у других - маленькие. Вот они тонкие и прозрачные.)

- Для чего нужны эти крылышки?

(Для того, чтобы летать.)

-А для чего семенам нужно летать?

Опыт

- Ребята, а чем же похожи все эти семена?(легкие)

-Положите  на ладошку крылатку и орех каштана. Что вы скажете?

-Давайте подуем, что произошло? Почему?

-Летающие семена могут улететь далеко-далеко от своей мамы-березы, клена, тополя, сосны. Они упадут на землю и через некоторое время в этих местах появятся молодые растения: маленький клен, липка, березка, тополек. Летая по белому свету, семена ищут свой дом.

-У каждого семечка свой транспорт, хотите узнать, как еще путешествуют семена растений?

(-Займите свои места)

Драматизация(  по мотивам сказки Берюховой Е.К. «Верные помощники».)

(Звучит музыка А.Ермолов «Солнечные зайчики»)

Маленький Воробей Чирик сидел на берёзе и грустил. А под берёзой протекал маленький весёлый Ручеёк.

(Звук-журчание воды)

Воробей:

— Ручеёк, Ручеёк,  поиграй со мной, мне скучно.

Ручеек:

—Чирик,  мне некогда.

Воробей:

— Чем же ты занят?

Ручеек:

—  У  меня много дел. Я даю  напиться животным и растениям, а еще… переношу семена по воде( кричит)! Вот посмотри, я несу семена  кувшинки и  незабудки.  Когда я буду свободен, приходи ко мне купаться в моей тёплой прозрачной воде. До свидания, Чирик, не скучай.

          Погода портилась, надвигалась большая  туча.

(Надвигается туча)

 Вдруг прямо перед собой Чирик увидел  развивающиеся кудри Ветра.

Ветер:

— Здравствуй, Воробей, с кем это ты беседовал о семенах?

Воробей:

— Я  разговаривал с Ручейком.

Ветер:

— Я, Ветер, тоже помогаю семенам путешествовать,  разлетаться.  Я переношу  крылатки клена, липы,  семена  ели, сосны, одуванчика и многие другие .Они летят с  помощью крылышек или парашютиков.

Подхватил Ветер своих семена и понёс их далеко от родного дома.

(Ветер кружит и уносит семена)

Только отлетел Ветер от берёзы, как тут же первые капли дождя упали на землю.

Дождик:

— Здравствуй, Чирик, здравствуй Воробышек! Давай поиграем с тобой!

Воробей:

— Какая игра под дождём? Я намокну и заболею.

(Прячется на дереве)

Дождик:

 — О чём ты, Чирик, беседовал с Ветром?

Воробей:

-Ветер и Ручеёк рассказывали мне,  как они помогают семенам путешествовать по Земле.

Дождик:

—Я ведь  тоже помогаю растениям расселяться по земле! В сухую погоду плоды таких растений как  цикорий,  калужница закрыты. Но стоит начаться дождику, как они широко раскрываются, чтобы дождевые капли могли вымыть их семена.

Воробей:

— Вот здорово! И Дождь, и Ручеёк, и Ветер — все помогают семенам. А  мы, птицы?

Старый Ворон:

— Кар, кар, кар! Не расстраивайся, Чирик. Мы тоже – верные помощники. Мы едим ягоды и плоды, а с пометом выходят семена. А  зимой! Ой-ой-ой! А зимой голодно. Вот  и спасают нас от голода плоды рябины, клена, шиповника.

Воробей:

— Дедушка Ворон, а животные  распространяют семена?

Старый Ворон:

— Да, Чирик. И свиньи, и лошади, и собаки, и овцы, и коровы. Вон белка понесла желудь прятать, а потом сама забудет, и вырастет из него дубок.
Муравей:

-А мы, муравьи, чаще всего «помогаем путешествовать семенам» подснежника, фиалки, хохлатки.

Воробей:

— Вот здорово! Все помогают семенам путешествовать :и люди, и звери, и насекомые, и ручейки, и  Ветер, и Дождь, и даже я — птица  Воробей Чирик .

Воспитатель:

(Звучит музыка А.Ермолова «Солнечные зайчики»)

— Да, Чирик, ты прав! Семена кормят нас, спасают от голода, дают жизнь новым растениям, украшают нашу Землю. Мы все должны им  помогать путешествовать.

В этот момент выглянуло солнышко, и все друзья –помощники семян снова  дружно принялись за  работу.

- Понравилась вам сказка?

-Кто  помогает семенам растений путешествовать?

Физкультминутка

-Ребята, давайте представим, что…

(Воспитатель изображает дерево, дети - летающие семена.

Сначала дети-семена растут на дереве, стоят рядом с воспитателем. Затем налетает ветер семена падают, летят (дети машут руками, разбегаются в стороны ).

Затем летающие семена падают на землю ( ребята приседают, закрыв голову руками).

Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают.

 В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.)

Звучит музыка А.Ермолова «Солнечные зайчики»

 «Я – дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать»

.«На дереве-маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!»

2.«Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает,

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит,

Земля – это дом».

–Ребята, старый ворон сказал, что плоды и семена растений помогают птицам пережить зиму. Объясните, как вы это понимаете?

-Давайте мы тоже поможем и птицам пережить зиму,  и семенам путешествовать: сделаем из семян и плодов растений угощение-кормушку птицам на зиму.

Аппликация на дисках из семян ( с элементами мандалатерапии) -  кормушки для птиц.

-Посмотрите, у вас на столе лежат «Волшебные круги».

На тарелочках  много разных семян и зёрнышек, которыми вы будете украшать круги. Назовите их (рябина, семена яблока, тыквы и подсолнечника). 

-Внутри круга может быть всё, что пожелаете: цветы, разные фигуры.

-Посмотрите, как я украсила свои круги? Что в середине? По краям?

-Подумайте, что за узор будет у вас. (Спросить 2-3 человека)

-Сначала мы покроем круги клеем. Он не ядовитый, и если попадет птице в живот, вреда не принесет.

-Выберите семена,  которые  вам больше всего нравятся, и выложите узор, который вас порадует.

Самостоятельная работа.

(музыка)

Выставка работ.

- Давайте сделаем выставку наших работ и полюбуемся ими! Молодцы. Вы отлично потрудились.

-А зимой мы развесим угощение для птиц на нашем участке.

Рефлексия.

-О чем мы сегодня  с вами говорили? Что вам больше всего понравилось ?  О чем вы расскажите сегодня своим родителям?

Подарки гостям (коллекция семян однолетних и многолетних цветов, семена которых дети собрали на клумбе на участке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие к Дню матери в старшей группе «Много мам на белом свете!».

Занятие проводится в конце тематической недели "Мамочку родную больше всех люблю". Обобщаются знания детей о маме, празднике День матери. В занятие включено художественное слово, музыкальное произведе...

Конспект занятия в старшей группе " Как хорошо, что я один такой на белом свете"

                                     ХОД ЗАНЯТИЯ:-Ребята,  отгадайте загадку,  Что нам д...

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе «Белая береза, под моим окном...»

Цель:Образовательные задачи:1. Познакомить детей с березой - символом России.2. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса Развивающие задачи:1. Развивать наблюдател...

Конспект НОД в старшей группе. Лепка на тему «Белый медведь»

Конспект НОД в старшей группе.Лепка на тему «Белый медведь»Цель: Развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать ...

Методическая разработка сценария познавательного досуга для детей старшей группы «Где-то на белом свете» ( с применением ИКТ)

Цель:Продолжить знакомство детей с образом жизни людей Крайнего Севера.Задачи:Образовательные:Формировать первоначальные представления: об особенностях природных условий Северного края, об образе жизн...

Конспект беседы в старшей группе «Моя мама лучшая на свете».

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье.Задачи:Расширять знания детей о празднике «День Матери». З...