Методическая разработка сценария познавательного досуга для детей старшей группы «Где-то на белом свете» ( с применением ИКТ)
методическая разработка (старшая группа)

Шувалова Ольга Михайловна

Цель:

Продолжить знакомство детей с образом жизни людей Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первоначальные представления: об особенностях природных условий Северного края, об образе жизни людей на Севере, их жилищах, одежде, традициях, о зависимости образа жизни людей от климатических условий Севера, о животном мире Севера и приспособлении животных к обитанию в условиях Севера. Закреплять знания детей: о временах года нашего края, об одежде людей зимой, о строении , о животных, о зимних играх и забавах.

Развивающие:

Развивать память, внимание, воображение, мышление. Развивать интерес к познанию природы Севера, к жизни и традициям Северного народа, животного мира, упражнять в беге, прыжках, равновесии, метании.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к жизни, традициям и культуре Северного народа. Воспитывать бережное отношение к животным и природе Северного края. Учить эмоционально воспринимать национальную культуру: традиции, игры, песни. Формировать доброжелательные отношения между детьми в совместных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde-to_na_belom_svete.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка сценария

познавательного досуга

 для детей старшей группы

 «Где-то на белом свете»

Составил воспитатель

ГБДОУ д/с №11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Шувалова О.М.

Санкт-Петербург

Петергоф

 2019 год

Цель:

Продолжить знакомство детей с образом жизни людей Крайнего Севера.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первоначальные представления: об особенностях природных условий Северного края, об образе жизни людей на Севере, их жилищах, одежде, традициях, о зависимости образа жизни людей от климатических условий Севера, о животном мире Севера и приспособлении животных к обитанию в условиях Севера. Закреплять знания детей: о временах года нашего края, об одежде людей зимой, о строении , о животных, о зимних играх и забавах.

Развивающие:

Развивать память, внимание, воображение, мышление. Развивать интерес к познанию природы Севера, к жизни и традициям Северного народа, животного мира, упражнять в беге, прыжках, равновесии, метании.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к жизни, традициям и культуре Северного народа. Воспитывать бережное отношение к животным и природе Северного края. Учить эмоционально воспринимать национальную культуру: традиции, игры, песни. Формировать доброжелательные отношения между детьми в совместных играх.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение национальной Северной сказки «Человек и собака» .

Материалы и оборудование:

Глобус, таз с водой, детский крем, 2 ворот, 2 обруча, 3 скакалки, шарики для метания.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный: бумага белого и коричневого цвета, кисточки, клей- для каждого ребёнка.

Ход занятия

I Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Предполагаемые ответы детей: зима.

А какое время года наступит после зимы? Предполагаемые ответы детей: весна.

Куда уходит жить Зима?

Не догадаюсь я сама.

Где у Зимы квартира?

Где злая прячется Метель?

И есть ли у нее постель?

Там в мягкую перинку Насыпаны снежинки?

А вместо пола — синий лед.

Наверно, там Зима живет?

Ребята, как вы думаете, где живет зима? Предполагаемые ответы детей: на Севере.

II Основная часть.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на далекий Север. Мы побываем в гостях у Северного народа, познакомимся с его традициями, играми и узнаем, где и как они живут, а также увидим северных животных. Давайте, подойдем к глобусу и посмотрим где же находится Северный полюс. (подходят к глобусу и рассматривают его).

Я вам загадаю загадку и если вы правильно ее отгадаете, то узнаете, кто нас повезет.

Хоть верь, хоть не верь побежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста два развесистых куста.

Предполагаемые ответы детей: олень.

Воспитатель: Правильно ребята, это Северный олень - он служит незаменимым транспортом для людей Севера.( Слайд 2,3)

Дети делятся на пассажиров и оленей, выстраиваются в «упряжки». Отправляются в путешествие под музыку.

Приезжают на Север.

Их встречает жительница Севера, выходящая из чума (ее зовут Нарка).

Нарка: Здравствуйте, ребятки! Я очень рада видеть вас на Севере. Давайте с вами познакомимся, как вас зовут? Дети называют свои имена.

Нарка: А меня зовут Нарка. Ребята, мы с вами живем в чудесной стране. Вы знаете, как называется, наша страна? Предполагаемые ответы детей: Россия.

Нарка: В ней живет много разных народов. На Севере живут и ненцы, и ханты, и эскимосы. Вот я эскимоска. Ребята, а вы какой национальности? Предполагаемые ответы детей: русские.

Нарка: Россия такая огромная: когда на Юге тепло и светит солнце, то у нас на Севере лежит снег. Север - это ледяная пустыня, холодно здесь круглый год. На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необыкновенное явление, которое переливается разными цветами, называется оно Северное сияние.

Дети рассматривают иллюстрацию «Северное сияние». (Слайд  4)

Нарка: А какие времена года бывают у вас? ответы детей: зима, весна, лето, осень.

Нарка: А какие интересные явления позволяет наблюдать природа вашего края? ответы детей: листопад, снегопад, дождь, радуга, метель, пурга.

Нарка: Ребята, вы любите свой родной край? ответы детей.

Нарка: Я тоже люблю свой родной Север.

Суров мой Север лишь на первый взгляд!

Пусть ветры завывают за стеною.

Здесь каждый будет вас увидеть рад.

И обогреть душевной теплотою!

Нарка: Ребята, мы жители Севера живем вот в таких домах. ( Слайд 5,6)

В доме том одна стена.

 Очень круглая она.

До того она кругла —

Ни единого угла.

Ребята, вы знаете, как называется такой дом? Ответы детей: Он называется чум.

Нарка: Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. На шесты, которые сделаны из тонких стволов деревьев, люди натягивают шкуры, стелют их на пол, а внутри чума - очаг, где готовят пищу. Вот и готов дом! Он легкий: быстро разбирается и собирается, потому что жители крайнего Севера, часто переезжают с места на место. Каждый предмет и каждое место внутри чума имеют свое назначение. Чум - это дом со своими традициями. Ребята, а в каких домах вы живете?

Предполагаемые ответы детей: в кирпичных, в деревянных, в домах есть квартиры, в квартирах есть окна, двери, есть электричество, телевизор, телефон.

Нарка: Северный народ очень дружелюбный я хочу познакомить вас с нашей народной Северной игрой, которая называется «Чум».

Национальная Северная игра «Чум»

2 команды по 10 человек. Вначале дети маршируют с гимнастическими палками под музыку, а потом по сигналу разбегаются и начинают строить чум. Каждая пятёрка строит свой чум, выигрывает та команда, которая построит все 2 чума.

(игра повторяется 2 раза)

Нарка: Ребята, вы готовы отправиться со мной на экскурсию по Северу? Одежда у вас теплая? Ответы детей.

Нарка: И наша одежда очень теплая. Она сшита из меха. Посмотрите: у меня на голове эскимоска. А как называется ваш головной убор? Предполагаемые ответы детей: шапка.

Нарка: На ногах у меня унты. А как называется ваша обувь?

Предполагаемые ответы детей: сапоги, валенки.

Нарка: На руках у меня рукавицы. На мне одета теплая шубка. А во что одеты вы?

Предполагаемые ответы детей: теплые куртки, пуховики, варежки, перчатки.

Нарка: И пурга мне не преграда и холод не помеха -

              На мне штаны и шапка, и сапоги из меха!

              Пусть свирепствуют метели, а мы шубки все надели,

              Все обулись потеплей, на мороз там веселей!

Наше путешествие начинается. Попасть на другой берег моря, где живут животные Севера, нам поможет кит. Он является животным Севера и живет он в море. Садитесь, ребята, все на кита, поплыли по морю.

Дети плывут на ките под музыку.

Нарка: Посмотрите, нас встречает белая медведица с медвежатами. Густая шерсть защищает белых медведей от холода. Основная добыча этих животных - тюлени, рыбы. Медведи прекрасно плавают. Толстый слой подкожного жира не дает им замерзнуть в ледяной воде. Медведь хорошо приспособлен к суровым условиям жизни Севера. А в вашем крае живут белые медведи? ( Слайд 7)

Предполагаемые ответы детей: нет, только бурые.

Нарка: А что они делают зимой? Предполагаемые ответы детей: спят в берлоге.

Нарка: Посмотрите, медведь уже вылез на льдину и встряхнулся. (слайд 8,9) От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.

Опыт.

Дети подходят к столу, на котором стоит таз в водой.

Нарка: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом, кремом). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем? (предположения детей)

Нарка: На берег вышли морские жители. Вы знаете, их? (Слайд 10,11)

Предполагаемые ответы детей: да, это морские котики, тюлени, моржи.

Нарка: Ребята, эти морские животные, питаются рыбой. Они не мерзнут в воде, у них толстый слой подкожного жира. Они приспособлены к жизни на Севере. Эти животные прекрасно плавают и ныряют, а вот по суши передвигаются неуклюже. Поэтому на льдины или на берег тюлени и моржи выбираются редко. Они очень любят играть. Хотите поиграть с ними?

Игры:

1. «Попади в кольцо» - метание предмета в горизонтальную цель правой рукой.

2. «Пролезь в ворота» - ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

3.«Пролезь в обруч» - пролезание в обруч в группировке.

Нарка: Ребята, а на чем вы любите кататься зимой? Как любите играть?

Предполагаемые ответы детей: на лыжах, на санках, на коньках, с горки.

Нарка: А наши ребята тоже очень любят кататься на санках. Знаете, кто их катает?

Лежит у порога меховое кольцо.

Чужого в дом не пустит.

Предполагаемые ответы детей: собака.

Нарка: Ребята, а вы знакомы с национальной Северной сказкой «Человек и собака»? Почему собака стала дружить с человеком?

Предполагаемые ответы детей: потому что человек сильный и смелый.

Нарка: Я предлагаю вам покататься на санках, а повезут вас собаки.

Эстафета «Кто быстрей»

Дети делятся на 3 команды по 4 человека: двое - пассажиры, двое - собаки. Добежав до черты, дети меняются местами.

Нарка: Вот и поиграли мы с вами ребята, а теперь расскажите, что же вы сегодня узнали о Севере и их жителях?

Вопросы к детям:

  • Какое необычное явление природы бывает в полярную ночь на Севере? Северное сияние.
  • Как называется дом, где живут Северные люди? чум.
  • Чем питаются морские животные? Рыба
  • А почему они не мёрзнут в воде? Потому что у них толстый слой подкожного жира.
  • На чем передвигаются люди Севера? олени, собаки.

Нарка: Ребята, вы большие молодцы! И я хочу предложить вам потанцевать под музыку.

Танец под музыку «Где-то на белом свете»

Нарка: Вы узнали много о Северном крае, о жизни людей, их традициях, играх, познакомились с Северными животными. И я тоже много узнала о вас и жизни вашего народа. Но пришла пора нам с вами прощаться.

Дети садятся в корабль, прощаются с Наркой.

Под музыку дети отправляются в детский сад.

III. Рефлексия.

Воспитатель: ребята вот мы и вернулись в наш детский сад. Что вы можете рассказать о нашем путешествии? (ответы детей) А вы хотели бы на долго запомнить о наше приключение? (ответы) Что же поможет нам сохранить его в памяти?

(ответы детей, подвести к изготовлению коллективной работы)

Я предлагаю вам сделать картину о том, как живут люди на Крайнем Севере. Белая бумага поможет показать бескрайнюю белоснежную равнину с небольшими сопками (возвышениями).

Воспитатель сопровождает рассказ показом способа изображения белой равнины с сопками в технике обрывной аппликации

Воспитатель: Жители Крайнего Севера на одном месте долго не живут, они часто переезжают на своих оленях с места на место, поэтому свои жилища возят с собой. На что похожи их дома? (конусы).

Воспитатель наглядно демонстрирует варианты изображения чума из бумажных треугольников.

Воспитатель: На севере очень холодно, поэтому северяне (т.е. жители севера) ходят в очень тёплой одежде из пушистого густого меха.

Воспитатель показывает варианты изображения и оформления человечков в традиционной одежде жителей севера.

Дети приступают к самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка"

Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка" Включает в себя исследовательскую деятельность, ритмопластику, музыкалб...

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания...

Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"

Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...

Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) "Моя семья"

Методическая разработка  направлена на формирование у детей представлений о семье. Помогает значительно обогатить словарный запас. Воспитывает духовно-нравственные качества....

Методическая разработка. Танец для детей старшей группы "Зимний вальс"

Предлагаю вашему вниманию описание движений к танцу для детей старшего возраста....

Методическая разработка занятия для детей старшей группы Тема: « Рыцари чистоты в детском государстве»

Методическая разработка  занятия  для  детей  старшей группы   «Рыцари чистоты в детском государстве»  позволяет вырабатывать у  детей привычку...