Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) "Моя семья"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Антипова Елена Александровна

Методическая разработка  направлена на формирование у детей представлений о семье. Помогает значительно обогатить словарный запас. Воспитывает духовно-нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) «Вся семья вместе-и душа на месте»

Цель: Показать, что взаимопонимание в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи.

Задачи: Образовательная: определить значение семьи в жизни человека. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры: послушание, совесть, трудолюбие, любовь, родители и т.д.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье. Воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к семье, послушание, смирение, трудолюбие; желание жить по законам Божьим.

Развивающая: развитие у детей творческих способностей, познавательной активности.

Оборудование: икт: проектор, нетбук, записи русских народных песен, мультимедийный экран, слайд-шоу «Вся семья вместе –и душа на месте», элементы костюмов, веник, метёлка, тучки и солнышки по количеству детей, свеча « Отец и сыновья»Толстой Лев Николаевич , «Дедушка» К .Д. Ушинский

Словарная работа: родители, любовь, послушание, семья, почитание.

Ход НОД:

СЛАЙД 1 (Заставка) Дети входят парами под р.н.п. «Балалайка»

- Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»- Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам: «Благости!»- Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам: «Радости, удач,успехов и везенья!»- и пожелать и детям и гостям Прекраснейшего настроения.

В начале нашей встречи я хочу загадать вам загадку.

Если взять любовь и верность, К ним добавить чувство нежность, Все умножить на года, Что получится?...

Дети: Семья!

- А кого вы представляете, когда слышите слово семья.

Ответы детей (это мама, папа, дети, бабушка, дедушка, родственники, родные люди)

-Вы любите сказки, интересные истории?

Дети: Да.

-Тогда слушайте.

( русская народная песня «СВЕТИТ МЕСЯЦ» ) СЛАЙД 2 (деревня)

-Ни далеко ни близко, ни высоко ни низко, ни в наши дни, а в стародавние жил-был в деревне молодой мужик один-одинешенек. Был он небогат, оно и понятно: «одна пчела немного меду натаскает». Жил он без радости: «изба детьми весела», а «один – и у каши сирота». Сядет за стол (Парень сидит за столом подперев голову), а одному ни есть, ни пить не хочется. Затянет он песню русскую старинную про высокий дуб, что стоит один-одинешенек среди долины, будто рекрут-солдат. Поет про дуб, а выходит, вроде бы про себя, про тоску свою горькую. (Парень поет первый, второй куплеты русской народной песни «Среди долины ровныя».)

Среди долины ровныя

На гладкой высоте

Растёт цветёт высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый

Один у всех в глазах,

Один, один бедняжечка,

Как рекрут на часах.

-Услыхала эту песню соседка, что мимо по воду шла, постучала в окошко и говорит:

– Полно тосковать-то! «Без дела сидит да в пустой угол глядит!» Нанимайся в пастухи! Работа хорошая!

Он и пошел.

СЛАЙД 3(Пастух)

- А к пастухам в деревне отношение особенное. Всякий знает, что пастух целыми днями скотину пасет, и еду готовить ему некогда, поэтому люди каждый день по очереди пастуха к себе в избу приглашают, сытно угощают.

СЛАЙД 3 Деревня

-Деревня-то одна, а житье-бытье в каждой семье разное: «что ни дом, то свой обычай». Вот наш пастух ест-пьет, а сам вокруг себя поглядывает, прислушивается да уму-разуму учится. Народ так говорит: «Около людей потрешься – ума наберешься».

СЛАЙД 4 (Изба)/i]

В первый день позвали его в избу, где жили хозяин с хозяйкой, а с ними сыночек маленький да старый дедушка.

СЛАЙД 5 (изба внутри)

-Проходи, гостем будешь.

Усадили пастуха за стол, потчуют, а пастух угощается да по сторонам посматривает.

« Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

-Что ты делаешь, дитятко? -спросила у него мать.

-Коробочку, -отвечает дитя.- Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и головы опустили. Стыдно им стало за то, что они так старика обижали. Привели они дедушку, за стол посадили и стали за ним ухаживать.»

Посмотрел на все это пастух и подумал: уважай старика, сам когда-нибудь старым будешь, а «где старость, там и слабость». «Подсади дедушку на печку, и тебя потом внуки подсадят». Поел, поблагодарил хозяев и ушел.

Ведущая.

- Ребята. Как вы думаете, какую заповедь нарушили в этой семье?

Дети:- Почитай отца и мать.

Правильно. Если мы будем чтить и уважать своих родителей, то и нас будут почитать наши дети.

- Предлагаю поиграть в интересную игру "Солнышко и тучка".

Я предлагаю ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. Договорились?

-Вы помогли маме вымыть посуду?

-На прогулке испачкали куртку?

-Убрали за собой игрушки?

-Заботишься о бабушке, она приболела?

-Подрался с другом?

-Помог папе в хозяйственных делах?

-Поздравил деда с днем рождения?

-Забыл покормить своего питомца?

-А что же было дальше?

СЛАЙД 6 (Изба 2)

-На следующий день пошёл пастух в другой дом.

– Заходи, гостем будешь, – хозяйка его встречает,

СЛАЙД 7 (внутреннее убранство)

а хозяин в горнице своих сыновей поучает, велит им в дружбе жить, а они не слушаются, дерутся.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит :-Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

-Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь- вас всякий легко погубит.

Покивали братья головами, поклонились старику: – Спасибо, отец, за науку. Больше ссориться не станем, будем в дружбе жить.

Пастух поблагодарил хозяев и говорит: «Доброе братство дороже богатства».

Хозяйка. Ребята, кто в дружбе живёт, того скука не берёт. Покажем, как мы веселиться умеем?

Дети. Покажем.

Игра «Метелка»

Дети встают в пары, хлопают в ладоши и поют. Водящий встает в центр круга и с метелкой тоже поет, он может повторять ее, сколько захочет, по окончании песни он бросает метелку. Дети в парах, как и водящий, должны образовать новую пару. Кто остается без пары тот и становится водящим.

Слова: Жила- была бабка на широкой печке

Захотелось бабке искупаться в речке.

Взяла бабка мыло, мыло и мочало.

Эту песню хорошо начинать сначала.

1-2-3- с метелкой ты.

Вот еще один день к концу.

- Долго ли, коротко ли ходил пастух по деревне – заходит однажды в избу,а там и тепло, и светло тут и мать, и отец, и бабушка, и дедушка, а детей и внуков – сразу и не сосчитаешь

СЛАЙД 8 (изба 3)

СЛАЙД 9 (внутри),

СЛАЙД 10(семья).

Ребёнок читает потешку.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются,

Две Дашки у кашки питаются,

Две Ульки в люльке качаются,

Две Аленки в пеленках улыбаются…

И все друг другу рады, а больше всех – матушка: «Вся семья вместе – и душа на месте». Гостя за стол усадили, вволю накормили, напоили, развеселили.

Песня «Радость моя»

Ветер стучится в стекло (движение рук вверху, покачиваясь)

Звёзды дрожат за окном

В доме тепло и светло

Вся семья за столом (круговое движение рук вперед)

Вся семья за столом

Мамы улыбка моей

Мне всех дороже наград

Ярче горячих свечей

Папин ласковый взгляд

Папин ласковый взгляд

Припев:

Будем шутить, будем играть (поочередное движение рук в стороны)

И говорить и вспоминать

Это наш дом, наша семья (круговое движение рук вперед)

Счастье моё, радость моя (сложить руки на груди)

В разных заботах у нас

День беспокойный прошёл

Вечером дома сейчас

Вместе нам хорошо

Вместе нам хорошо

Время торопит свой век

Путь и дорога своя

Но в моём сердце на век

Папа мама и я

Папа мама и я (приложить руки к сердцу)

Пастух. Вот какую семью я хочу: чтобы и у меня в доме так же весело стало: чтобы и жена рядом была, и малые деточки.

Хозяйка:

Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети.

Дети - это счастье, дети - это радость Дети - это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это нам награда, Их по благодати взрослым дарит Бог.

Самый верный способ укрепления семьи - это вечные Божьи ценности:

СЛАЙД 11 (ценности)

любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Хозяйка. Семья – это очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить своим близким любовь, терпение, уважение и понимание. У меня есть волшебный огонёк от семейного очага этой большой дружной семьи. Я передам его вам, а вы –друг-другу и каждый пусть скажет, какой же должна быть семья?

Дети передают друг другу огонёк и называют эпитеты семьи: -в семьях любят друг друга, -весело и дружно живут все вместе. -в семье должен быть мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. -дети должны уважать своих родителей, любить их, быть послушными.

-в семье работать не ленятся, -родных почитают, -друг друга любят да уважают, -а где любовь да совет, там и горя нет.

Хозяйка. А сейчас прижмите ладошки к своему сердцу и сохраните тепло семейного очага в сердце на всю жизнь.

Для наших гостей в подарок мы приготовили символ российской семьи- ромашку.

СЛАЙД 12 (ромашка)

Пусть она служит напоминанием о нашей встрече.

Дети дарят гостям подарки , прощаются и выходят из зала.

Список используемой литературы

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

Презентация на тему: Вся семья вместе-и душа на месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка"

Методическая разработка интегрированной деятельности детей старшей группы и взрослых в форме развлечения. Тема "Осенняя полянка" Включает в себя исследовательскую деятельность, ритмопластику, музыкалб...

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания

Методическая разработка по обучению детей старшей группы навыкам рассказывания...

Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"

Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...

Методическая разработка. Танец для детей старшей группы "Зимний вальс"

Предлагаю вашему вниманию описание движений к танцу для детей старшего возраста....

Методическая разработка занятия для детей старшей группы Тема: « Рыцари чистоты в детском государстве»

Методическая разработка  занятия  для  детей  старшей группы   «Рыцари чистоты в детском государстве»  позволяет вырабатывать у  детей привычку...

Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"

Методическая разработка для воспитателей старших групп, по познанию. Данное занятие расширяет и обобщает знания детей о перелетных птицах. Помогает педагогу вместе с детьми изучить их особенности.Уточ...