Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Калиткина Наталья Александровна

Методическая разработка для воспитателей старших групп, по познанию. Данное занятие расширяет и обобщает знания детей о перелетных птицах. Помогает педагогу вместе с детьми изучить их особенности.Уточняет представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время, особенности питания. Формирует  и закрепляет  понятие «зимующие птицы». Воспитывает  интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 г.Конаково

Методическая разработка занятия для детей старшей группы

 «Друзья природы-перелётные птицы»

 

Разработала:

воспитатель первой категории

                                       Калиткина Н.А.

2021г.

Цели: расширить и обобщить знания детей, о зимующих птицах, изучить их особенности.

Уточнить представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время, особенности питания. Сформировать и закрепить понятие «зимующие птицы». Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Оборудование и материалы: Демонстрационное: мольберт, магниты, указка, проектор, видеоролик, пальчиковое рисование «Ягодки для снегиря», медали для детей, иллюстрации птиц.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу: Приветствие «Здравствуйте»

Воспитатель: здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –«Здравствуйте!» - сказали хором (Садятся на места)

Воспитатель: Наша планета земля — прекрасная, полная чудес и загадок.

 Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны? (Дети: да)

Звучит аудио запись с голосами птиц.

Воспитатель: -Чьи это голоса? (Дети: птицы)

Воспитатель: -Молодцы!

Воспитатель: -А птицы есть и зимующие, есть и перелётные. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах

Воспитатель: -А каких птиц вы знаете? (Дети: синичка, воробей, снегирь…)

Воспитатель: -Я загадаю вам загадки, а тот, кто правильно ответит подойдёт к столу и найдёт ту птицу, название которой он отгадал, возьмёт и повесит её на мольберт.

1.Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку
Кто узнал ее? (Дети: синичка.)

Воспитатель: -Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало

2.Эта птичка не шагает,

Призывает не робей!

Забияка самый главный

Серо-бурый … (Дети: воробей)

Воспитатель: - Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.

3.Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дети: дятел)

Воспитатель: - Пища дятла-это личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаёт он их своим тонким, липким языком.

4.Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя —

Любим птичку – (Дети: снегиря.)

Воспитатель: -Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Снегири ныряют и купаются в снегу. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины.

5. Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? … (Дети: ворона)

Воспитатель: -Ворона крупная, большая птица. Вороны питаются крошками, семенами, семечками, остатками еды.

6.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Дети: голубь.)

Воспитатель: - Голуби любят хлебные крошки и семечки.
- Ребята, а у меня на столе остались две птички. Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? (Дети: нет)

Воспитатель: Это Клёст и Свиристель.

А сейчас всё внимание на экран, спинки ровные, руки положили на колени. (Показ видеоролика).

7. Воспитатель: - Свиристель. Это тоже наш зимний гость. И по красоте оперения не уступаю снегирю: розовато-серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее – чёрный шарф, на голове – большой хохол. Красавица, да и только! Птицы торопливо клюют калину, рябину. В отличие от снегирей свиристели глотают плоды целиком.

8. Воспитатель: -Клёст. У клестов необычный клюв – с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот – отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, он извлекает семена. Зимнее гнездование бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек.

Воспитатель: - А теперь встанем в круг и поиграем в игру «Путаница».

Воспитатель: - Молодцы!

Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали? Что вам запомнилось? Что больше всего понравилось?

(Дети: мы говорили о птицах, узнали, чем они питаются, где живут…)

Ребята вы молодцы! Настоящие друзья природы! Я хочу вам подарить медали.  

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю порисовать пальчиками «Ягодки для снегиря».


Используемые ресурсы:

Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016.-96с.

«Большая энциклопедия для дошкольников». СПб: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002

Источник иллюстрации: https://lh3.googleusercontent.com/proxy/ 

Презентация «Свирель», «Клёст»

                                                                                                             

                                                                                                             Приложение1

Игра «Путаница»

Воспитатель: - Тело птиц покрыто шерстью? (Дети: нет, пером)

- В теплые края улетают перелетные птицы. (Дети: нет)

- Скворец живет в дупле. (Дети: да)

- Клесты выводят птенцов зимой. (Дети: да)

- Птенчики вылупляются из икринок. (Дети: нет, из яйца)

- Люди делают скворечники для ворон. (Дети: да)

- Птицы строят гнезда из досок. (Дети: нет)

- Самый лучший певец из всех птиц - дятел. (Дети: нет, соловей)

- Свиристель глотает ягодки целиком. (Дети: да)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ежик».Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».

Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...

Методическая разработка занятия для детей старшей группы Тема: « Рыцари чистоты в детском государстве»

Методическая разработка  занятия  для  детей  старшей группы   «Рыцари чистоты в детском государстве»  позволяет вырабатывать у  детей привычку...

Методическая разработка занятия для детей старшей группы "Друзья природы- перелётные птицы"

Данная методическая разработка расширяет и обобщает  знания детей, о зимующих птицах, изучить их особенности.Уточняет  представления о зимующих птицах, их строении, их проблем в зимнее время...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Осенний листопад»

Занятие направлено на знакомство детей  с техникой «оригами», выполнение осенних листочков из бумаги....