Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Осенний листопад»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Татьяна Валерьевна Ковалева

Занятие направлено на знакомство детей  с техникой «оригами», выполнение осенних листочков из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_listopad.docx986.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

для детей старшего дошкольного возраста

 «Осенний листопад»

Ковалева Татьяна Валерьевна,

педагог дополнительного образования

по ИЗО деятельности

Кемерово 2023

Цель: Знакомство с техникой «оригами», выполнение осенних листочков из бумаги.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с техникой «оригами», обратить внимание на характерные особенности складывания бумаги.

Развивающие:

Формировать умение следовать устным инструкциям. Развивать глазомер при работе с бумагой, развивать мелкую моторику рук. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги, эстетический вкус, внимание, аккуратность, доводить начатое дело до конца.                                                       

Материалы и оборудование:

Кленовые сказочные листья – образец.

Раздаточный материал: квадраты из цветной бумаги 7х7см, клей, цветная бумага для оформления листика, шаблон шляпки, ножницы.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, художественное слово, вопросы к детям.

Наглядные: рассматривание листьев, наглядных пособий, образца.

Практические: Физкультминутка «Осенние листочки», выполнение листика в технике оригами

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Дети сидят на своих стульчиках полукругом)

Здравствуйте, ребята. Какое сейчас время года? Какая бывает осень? («золотая», ранняя, поздняя, дождливая, холодная). А вы знаете, как красиво осенью в лесу!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Посмотрите, какие осенние листья у нас на столе. (Дети рассматривают листья). С какого дерева ваши листочки?  (Клен).

2.Основная часть.

Оригами  к нам пришло из Японии – это часть японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался богине милосердия Канон. Подобными фигурками украшали статуи богини, чтобы задобрить её и попросить о помощи.

В Японии оригами есть на все случаи жизни. Если японец покупает фигурку оригами в магазине, то её обязательно упаковывают в пакет определённого вида, так что, встретив прохожего с таким пакетом, сведущий человек может сразу определить, на какое мероприятие направляется незнакомец на радостное или печальное. Для японца мало сделать оригами, очень важно правильно упаковать его, так как внешний вид упаковки имеет не меньшее значение, чем сам подарок.

«Оригами» в переводе означает «сложенная бумага», и это на самом деле так. Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.

Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, и  другие подручные материалы. Исключением из правил могут быть кусудамы и те фигурки, которые состоят из отдельных модулей.

После завершения работы над фигуркой её можно раскрасить – это допускается и в классическом оригами.

Существует огромное множество моделей оригами. Некоторые фигурки имеют схожий «механизм» складывания, так как состоят из одинаковых базовых фигур.

Самой распространённой фигуркой среди японцев является «японский журавлик». Не менее распространены среди местных жителей кусудамы (в переводе «целебный шар»). Именно при изготовлении этого вида оригами используется клей.

Ну, а мы с вами будем делать сегодня кленовые листочки, и в конце занятия у нас получится целый букет!

Послушайте, какое красивое стихотворения вам сейчас прочитаю!

У меня букет осенний

У меня букет осенний,
Разноцветный и последний.
В нем есть клена лист резной,
Лист калины расписной.
Скромненький листок осины
И алеет гроздь рябины.
Вот березки желтый листик,
И резной тысячелистник.
У дубка лист красный, яркий,
Посмотрел, и стало жарко.
Свой букетик засушу,
Осень в зиму приглашу.

Какие листочки есть в стихотворении, назовите их?

А теперь садитесь за свои столы, сейчас мы с вами подготовим свои пальчики для работы.

Физминутка «Осенние листья» 

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Молодцы, ребята!

3. Практическая часть.

А сейчас мы станем настоящими  художниками-мастерами, будем делать кленовые листья.

Ребята, у вас на столе лежат листочки бумаги. Я вам сейчас буду показывать приемы  сгибания квадратиков, вы за мной повторяете. Один квадратик это один модуль, одна деталь листочка. А нам их нужно сделать 9 штук.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Мастери листочек  смело.

         Дети работают самостоятельно, слушают инструкцию, при затруднении показываю на примере. На столах лежат технологические карты.

Когда все элементы готовы переходим к склеиванию деталей и оформлению листика. Дети сами выбирают цвет шляпки, приклеивают глаза, рот, нос, оформляют листочек.

3. Итог занятия.

Какая красота! Какие молодцы! Вы очень талантливые мастера! Давайте мы с вами устроим выставку листочков, посмотрим какой осенний букет у нас получился.

Ребята чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Какие листочки вам понравились больше? И почему?

Список литературы

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 112 с.: цв. вкл.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/19/palchikovye-igry-po-teme-osen 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста "Ёжик"

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста «Ежик».Основная образовательная область «Художественно- эстетическое развитие (ручной труд)»...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Осень в музыке, поэзии, живописи".

Представленное интегрированное занятие-одно из составляющих проекта для старших дошкольников "Что нам осень принесла!" Тема осени раскрывается перед детьми в музыкальных произведениях, поэзии и живопи...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Осень в гости просим!»

Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ....

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию "Майский праздник – День Победы!".

Данная методическая разработка посвящена проблеме воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностей, чувства уважения к ратному и трудовому подвигу народа, осмыслению нравственного долга перед в...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».

Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городам народных умельцев»

Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городам народных умельцев»...