Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Белая книга зимы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Захарова Наталья Анатольевна

повышение качества речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_belaya_kniga_zimy.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 по развитию речи:

 «Белая книга зимы».

Подготовила: воспитатель Захарова Н.А.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи:

 «Белая книга зимы».

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая:  упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.

Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки.

Содержание ОД:

Воспитатель:

 -  Я хочу прочитать вам со стихотворение  детской писательницы

Элеоноры Булгаковой:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам ….(Зима)».

О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?

Дети:

 - О зиме.

Воспитатель:

Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1,2). Читать ее мы будем интересно, по-новому. 

Воспитатель:

 Итак, первая страница зимней книги (слайд 3), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом снег  в игру «Доскажи словечко». Внимание на экран.  (Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Слайды (4-12)

1.Тихо, тихо, как во сне,

   Падает на землю ... (Снег.)

2.С неба всё скользят пушинки -

   Серебристые ... (Снежинки.)

3.Вот  веселье  для  ребят -

   Всё сильнее ... (Снегопад.)

4.Все  бегут  вперегонки,

   Все хотят играть в ... (Снежки.)

5. Словно в белый пуховик

    Нарядился ... (Снеговик.)

6. Рядом снежная фигурка

    Эта девочка — ... (Снегурка.)

 7.На снегу-то, посмотри -

    С красной грудкой ... (Снегири.)

 8.Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил ... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…).  На какое слово они все похожи? (на слово «снег»
Воспитатель:

- Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы  им помочь? - (Да!)

– Сдуем с них снежинки.

Дыхательная гимнастика. Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок). 

(Дети остаются возле деревьев.)

Воспитатель:

-  Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 13)

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель:

 На этой странице нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».

(Ответы детей.) 

 «Зимой на улице холодно».

«Зимой на улице идет снег».

«Зимой на улице дует холодный ветер»

«Зимой гололед»

«Зимой день короче, а ночь длиннее»

«Зимой снег заметает дороги»

«Зимой люди одеваются в теплую одежду»

Воспитатель:

  Вот и к следующей странице подошли(слайд 14-18). На ней зима подготовила игру, «Какой, какая, какое?».

Дидактическая игра «Какой, какая?».

Воспитатель:

Снег какой?  – (белый, пушистый, липкий,

-  Лед какой? – (твердый, прозрачный, хрупкий,

- Снежинка какая? – (красивая, белая, пушистая

- Зима какая? – (морозная, снежная, вьюжная,

- Ветер какой? – (холодный, промозглый, северный, сильный)

Воспитатель:

Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд 19).

Физкультминутка! «Снеговик»

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре– нарисуем рот пошире.

Угольки найдем для глаз.

Пять – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

Воспитатель:

-На этой  странице (слайд 20) ещё одна игра-задание.. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем ласковые зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите  на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.

(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки, шуба-шубка, шапка-шапочка.

Воспитатель:

А теперь открылась необычная страница (Слайд 21) с игрой «Найди отличия». Нужно  найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель:

 -Ребята, скажите, пожалуйста, в какое время года мы можем лепить снеговика? (Зимой).

-А из чего его лепим? (Лепим из липкого снега).

-А можно снег купить в магазине? (Нет).  

-Вот послушайте стихотворение татарского поэта Шауката Галиева «Купили снег».  (Воспитатель читает стихотворение).

-А хотите сейчас снеговика слепить? (Да).

–Тогда давайте сделаем сами снег.. (Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент: делают искусственный снег из пищевой соды и пены для бритья).

Воспитатель:

 - Вот и закончились задания Зимушки-зимы, книга закрыта (слайд 22), но не прочитана до конца, в ней еще много интересных страниц.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)

- Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.- Снять психоэмоциональное напряжение у детей....

Конспект занятия в старшей группе Тема: "Ох ты, зимушка-зима."

Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.Задачи:Образовательные:1.       Учить высказывать с...

конспект занятия в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»Цель: закреплять названия диких животных. Дать элементарные представления взаимосвязи животных со средой обитания. Интеграция ...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Белоснежная зима», средняя группа

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (окружающий мир) «Белоснежная зима»,  средняя группа Задачи:формирование представлений о времени года зима, его харак...