Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Белая книга зимы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Захарова Наталья Анатольевна

повышение качества речевого развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_belaya_kniga_zimy.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 по развитию речи:

 «Белая книга зимы».

Подготовила: воспитатель Захарова Н.А.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи:

 «Белая книга зимы».

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная: учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи.

Развивающая:  упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь по теме «Зима»; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательная: воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

В интеграции: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение, снежинки, указка.

Оборудование для детей: изображение зимнего дерева со снежинками, прищепки.

Содержание ОД:

Воспитатель:

 -  Я хочу прочитать вам со стихотворение  детской писательницы

Элеоноры Булгаковой:

«Если ветер злющий кружит,

Застеклились за ночь лужи,

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам ….(Зима)».

О наступлении, какого времени года говорится в стихотворении?

Дети:

 - О зиме.

Воспитатель:

Да, наступила зима. Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». (слайд 1,2). Читать ее мы будем интересно, по-новому. 

Воспитатель:

 Итак, первая страница зимней книги (слайд 3), и первое задание. Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем  со словом снег  в игру «Доскажи словечко». Внимание на экран.  (Дети добавляют слова, связанные со  словом  «снег».)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Слайды (4-12)

1.Тихо, тихо, как во сне,

   Падает на землю ... (Снег.)

2.С неба всё скользят пушинки -

   Серебристые ... (Снежинки.)

3.Вот  веселье  для  ребят -

   Всё сильнее ... (Снегопад.)

4.Все  бегут  вперегонки,

   Все хотят играть в ... (Снежки.)

5. Словно в белый пуховик

    Нарядился ... (Снеговик.)

6. Рядом снежная фигурка

    Эта девочка — ... (Снегурка.)

 7.На снегу-то, посмотри -

    С красной грудкой ... (Снегири.)

 8.Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил ... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…).  На какое слово они все похожи? (на слово «снег»
Воспитатель:

- Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. И замело все деревья в лесу. Им тяжело стоять под снегом, согласны ли вы  им помочь? - (Да!)

– Сдуем с них снежинки.

Дыхательная гимнастика. Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети берут дерево со снежинками и дуют на него, добиваясь движения снежинок). 

(Дети остаются возле деревьев.)

Воспитатель:

-  Возвращаемся на стулья. Открываем следующую страничку, а она белым – бела, словно белый снег чиста. Самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги. (Слайд 13)

Проговаривание с детьми чистоговорки.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Ок-ок-ок - на дворе снежок.

Ла-ла-ла – зима сугробы намела.

Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.

Воспитатель:

 На этой странице нужно придумать предложения о зиме. Книга нам в этом поможет. Каждое предложение должно начинаться со слова «зимой». Вот моё предложение: «Зимой солнце светит, но не греет».

(Ответы детей.) 

 «Зимой на улице холодно».

«Зимой на улице идет снег».

«Зимой на улице дует холодный ветер»

«Зимой гололед»

«Зимой день короче, а ночь длиннее»

«Зимой снег заметает дороги»

«Зимой люди одеваются в теплую одежду»

Воспитатель:

  Вот и к следующей странице подошли(слайд 14-18). На ней зима подготовила игру, «Какой, какая, какое?».

Дидактическая игра «Какой, какая?».

Воспитатель:

Снег какой?  – (белый, пушистый, липкий,

-  Лед какой? – (твердый, прозрачный, хрупкий,

- Снежинка какая? – (красивая, белая, пушистая

- Зима какая? – (морозная, снежная, вьюжная,

- Ветер какой? – (холодный, промозглый, северный, сильный)

Воспитатель:

Дети все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте! (слайд 19).

Физкультминутка! «Снеговик»

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре– нарисуем рот пошире.

Угольки найдем для глаз.

Пять – наденем шляпу косо,

Пусть смеётся он у нас.

Воспитатель:

-На этой  странице (слайд 20) ещё одна игра-задание.. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем ласковые зимние слова. Встаем в круг, я называю слово, вы берете прищепку, называете слово ласково и крепите  на снежинку прищепку.

Дидактическая игра «Назови ласково» со снежинкой и прищепками.

(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку прищепки по кругу).

Зима - (зимушка), мороз – (морозец), лёд – (ледок), холод – (холодок), снежинка – (снежиночка), метель – (метелица), снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки, шуба-шубка, шапка-шапочка.

Воспитатель:

А теперь открылась необычная страница (Слайд 21) с игрой «Найди отличия». Нужно  найти и проговорить отличия одного снеговика от другого.

Воспитатель:

 -Ребята, скажите, пожалуйста, в какое время года мы можем лепить снеговика? (Зимой).

-А из чего его лепим? (Лепим из липкого снега).

-А можно снег купить в магазине? (Нет).  

-Вот послушайте стихотворение татарского поэта Шауката Галиева «Купили снег».  (Воспитатель читает стихотворение).

-А хотите сейчас снеговика слепить? (Да).

–Тогда давайте сделаем сами снег.. (Воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент: делают искусственный снег из пищевой соды и пены для бритья).

Воспитатель:

 - Вот и закончились задания Зимушки-зимы, книга закрыта (слайд 22), но не прочитана до конца, в ней еще много интересных страниц.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе Тема: "Ох ты, зимушка-зима."

Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.Задачи:Образовательные:1.       Учить высказывать с...

конспект занятия в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»Цель: закреплять названия диких животных. Дать элементарные представления взаимосвязи животных со средой обитания. Интеграция ...

Конспект занятия в старшей группепо ИЗО деятельности "Дикие животные"

Конспект занятия в старшей группе  по ИЗО деятельности "Дикие животные"...

Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по страницам книг С.Я. Маршака"

Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С.Я. Маршака....

Конспект занятия для старших дошкольников "Как звери готовятся к зиме?"

Материал помогает закрепить знания детей о дикой природе, о том, как дикие животные умеют присосабливаться к зимним условиям в лесу....