Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Костоусова-Щербина Надежда Брониславовна

 

- Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.

- Снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnye_kraski_zimy.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию

Тема

"Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)


Задачи: 

Образовательные:

- Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.

- Учить детей работать в технике граттаж.

- Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.

Развивающие:

- Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус.

- Обогатить эмоциональный опыт детей.

- Активизировать речь детей, закрепляя умения связного рассказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.

- Снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Материал

безопасная свеча, "Снежинки" (бумажные кружочки диаметр 0,5см), заготовки фона граттаж А4, ручки, влажные салфетки, бумажные салфетки, обруч, "Островки" (бумажные определители места для ребёнка, по количеству детей), репродукции картин из серии "Зимняя ночь", аудиозапись П.Чайковского "Декабрь. Святки", "Январь", "Щелкунчик. Сцена в сосновом лесу", Г.Свиридов "Тройка", "Метель', А.Вивальди "Зима". 

Методы и приёмы: 

- Информационно - рецептивный метод: рассматривание картин, сопоставление с поэтическим образом.

- Словесный метод - художественное слово, беседа, рассказ педагога о гратаже.

- Эвристический метод - выполнение рисунка частично самостоятельно.

- Исследовательский метод - дети выполняют полностью работу самостоятельно, включая фантазию и творчество.

- Метод музыкального сопровождения.

- Использовался игрового приёма - упражнение на дыхание, на напряжение и расслабление мышц.

Игровой элемент - путешествие по временам со свечой. 
Занятие построено на принципе диалогического общения взрослого и ребёнка, активизации речи детей, закрепляя умения связного рассказывания. 
Воздействие на слух, зрение и тактильные ощущения, посредствам художественного слова, музыки, рассматривание репродукций картин, упражнение "Снегопад.
В процессе занятия дети овладевают техникой рисования граттаж; закрепляют умение строить композицию, ориентироваться на листе, в пространстве и во времени. 

ХОД ОРГАНИЗАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. часть. Знакомство. 
Дети проходят в изостудию. 
Педагог: Здравствуйте, ребята! 
Встаньте, пожалуйста, на "снежинки" вокруг обруча. 
Дети встают, педагог зажигает свечу 
Педагог: 
Эта свеча - не просто свеча 
Свет и добро излучает, 
Вы не задуйте её сгоряча, 
Она нам во всём помогает. 
Свечка поможет отправиться нам 
В волшебную сказку по временам, 
Она, как волшебный ковёр - самолёт, 
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт. 
Педагог: Дети, передавая друг другу свечу, думайте о самом приятном, о самом хорошем, свои самые добрые мысли передайте свече, а затем передайте свечу своему соседу. 

2. часть. Сопоставление поэтического образа с изобразительным. 

Когда свеча возвращается к педагогу:
Свечка волшебная ярче гори, 
В зиму волшебницу нас унеси. 

На мольберте прикреплены репродукции картин из серии "Зимняя ночь". 
Педагог: 
Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит. 
Педагог: В какое время суток можно увидеть такую замечательную картину?

Дети: (Днём). 
Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: Примерные ответы (на солнце блестит снег, небеса голубые - это бывает только днём).
Педагог открывает репродукции. 
Как вы думаете, подходит ли это стихотворение к этим картинам?

Дети: (нет) 
Педагог: Почему? Какое время суток изображено на картинах?

Дети: (ночь) 
Педагог: расскажите мне, что это ночь.

Дети: Примерные ответы ( светит луна, темно....) 
Педагог: Какого цвета снег на этих картинах?

Дети:  (Тёмно - синий, фиолетовый, чёрный, серый ....) 
Педагог: Как вы думаете в какое время суток падает снег?

Дети: (предположения детей). 
Педагог: Правильно, снег может идти и днём, и ночью, и утром, и вечером, и даже круглосуточно. 
Педагог: А как это - круглосуточно? Что означает это слово?

Дети: (Предположения детей) 
Педагог: Круглосуточно - это и утром, и днём, и вечером, и ночью, не переставая. Давайте повторим вместе это слово - круглосуточно.

Дети: повторяют. 

3. часть. Упражнение на дыхание. 

Педагог: Давайте мы с вами устроим снегопад, подставляйте ладошки, в них насыплю я волшебные снежинки. По моему сигналу тихонько подуем и устроим волшебный снегопад. 
Дети: дуют на "Снежинки". 

4. часть. Образная релаксация. 

Педагог: Сейчас на полянку, друзья, приглашаю 
И в белых снежинок я вас превращаю. 
Снежинками детки на стулья присели. 
Снежинки на ветках, 
Снежинки на ели. 
Расслабились, 
Глазки спокойно прикрыли, 
Фантазию, воображенье включили, 
Внимательно, слушая, 
Строчку за строчкой, 

Представьте лесную 
и зимнюю ночку. 

Дети сидят на стульях за столами, удобно, закрыв глаза. Фоном звучит спокойная музыка. 

Педагог: С неба падают снежинки, 
И кружатся в танце 
В паре с ветром, как пушинки, 
И пугают зайцев. 
Вьюга песенки поёт, 
В такт их па весёлым, 
Дед Мороз сквозь лес идёт. 
С посохом тяжёлым. 
Всё вокруг - как серебро - 
Сверкает и искрится. 
Молчат леса, не вскрикнет птица. 

(Спустя 10 секунд). 

Педагог: 1,2,3,4,5 стали детки оживать. 
Глазки тихо открывать, 
Дети в детский сад вернулись, 
Тихо встали, подтянулись. 
Вправо, влево посмотрели, 
И на место снова сели. 

5. часть. Практическая часть. 

Педагог: Понравилось вам в зимнем лесу ночью? А что вы там увидели?

Дети: (ответы детей) 
Педагог: Вы знаете о том, что вы увидели, может рассказать нам обыкновенная ручка. 
Как вы думаете, как ручка может нам рассказать?

Дети: (написать) 
Педагог: Ручкой можно не только писать, но и рисовать, попробуйте нарисовать зимнюю ночь обыкновенной ручкой. 
Листы повёрнуты белой стороной к детям, дети рисуют, ручка не пишет.

Педагог: удивляется, затем предлагает: 
Белый лист перевернём - 
Фон для ночки мы найдём. 
- А теперь попробуйте нарисовать! Рисует?! Чудеса продолжаются! 
Педагог: И всё, что представили, сейчас нарисуем: 
Деревья, сугробы и ночку такую... 
Педагог: Ну, что ж принимайтесь за работу! (Дети рисуют)

Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости. Педагог тоже рисует свой рисунок на мольберте

6.часть. 
Упражнение на напряжение и расслабление мышц крупной и мелкой моторики. 
По окончании работы. 
Педагог: В зимнем лесу очень холодно, давайте согреемся, подходите ко мне. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
-А теперь в игру играем, 
Всё за мною повторяем. 
Мы вначале замерзаем: 
Плечи, руки, кисти, пальцы - 
Всё! Не могут разгибаться! 

Как замёрзла детвора! 
Разморозить вас пора! 
Пальцы, кисти, руки, плечи... 
Разморозился народ! 

А теперь ещё в игру играем,
Мы вначале замерзаем: 
Плечи, руки, кисти, пальцы - 
Всё! Не могут разгибаться! 

Как замёрзла детвора! 
Разморозить вас пора! 
Пальцы, кисти, руки, плечи... 
Разморозился народ! 
Дети встряхивают руками. 

7. часть. Самоанализ. Рассматривание рисунков. 

Педагог:
 Вот теперь мы согрелись. Давайте полюбуемся на нашу зимнюю ночку. Несите свои рисунки, сами встаньте на «снежинки», а рисунки положите перед собой. 
Педагог: Дети, кто-нибудь нарисовал то, что услышал в стихотворении.

Дети:  (Обсуждение). 

8. часть. Сюрпризный момент. 

Педагог:
 А вы знаете, свеча не просто помогала путешествовать, она помогла нам создать такие красивые картины. 
Свечку в плошке растопила, получился жидкий воск, кистью я листы покрыла, а потом чёрной гуашью сделала фон. Вот вам и чудеса! Получился гратаж. Рисование - царапанье по воску называется - граттаж. Повторите это слово.

 (Дети повторяют). 
Давайте из наших картин составим альбом на память о нашем волшебном путешествии. 
Собираем рисунки в альбом. 

9.часть. Прощание. 

Педагог: Передавая по кругу свечу 
Думай о самом приятном, 
Энергию свечки, её теплоту 
Вы получите обратно. 
(Дети передают свечу) 

С улыбкой, мечтою, 
Душевно, сердечно. 
Задуем мы нашу 
Волшебную свечку. 

Дети вместе задувают свечу

Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне тоже очень понравилось. Спасибо всем!